Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(209)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Михайлова Е.С. ВЛАДЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВЕЩНОГО ПРАВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 39(209). URL: https://sibac.info/journal/student/209/271077 (дата обращения: 19.01.2025).

ВЛАДЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВЕЩНОГО ПРАВА

Михайлова Елизавета Сергеевна

студент 2 курса, Институт права, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

Муратова Альмира Раисовна

научный руководитель,

канд. юрид. наук Институт права, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

Владение играет существенную роль в гражданском обороте, однако отсутствие достаточного законодательного регулирования порождает ряд практических и теоретических проблем. В данной статье нами были рассмотрены теоретические подходы к пониманию владения как вещного права, а также их актуальность в существующей на данный момент законодательной базой и судебной практикой

 

Ключевые слова: владение, титульный владелец, вещное право, субъективное право, держание.

 

Для полноценного и стабильного функционирования системы обмена товаров и услуг в обществе, необходимо закрепление объектов оборота за конкретным субъектом возникающих правоотношений. Представляется, что обязательственные гражданские правоотношения, выступающие юридической формой оборота товаров и услуг на рынке, не могут полноценно существовать без правоотношений вещных, определяющих статические отношения гражданского оборота, определяя собственника того или иного объекта правоотношения.

В свою очередь динамика рыночных отношений порождает ситуацию, в которой объект оборота не во всех ситуациях находится у собственника, а реализуется или фактически используется лицами, не имеющими рассматриваемые объекты в собственности. Российское гражданское право предусматривает, что право собственности включает в себя три правомочия: право распоряжения, право пользования и право владения [1]. В то же время законодатель не дает точного определения понятию владения. В связи с чем возникает ряд теоретических и практических вопросов о том, какое место занимает владение в российской правовой системе.

В доктрине существует несколько подходов к пониманию владения. Нам представляется логичным начать с зародившегося среди античных юристов подхода к владению как к фактическому отношению лица к вещи. Так, в Дигестах Юстиниана раскрывается подход римских юристов к праву владения и собственности. По справедливому замечанию Нерация и Прокула, право собственности не может появится без фактического владения вещью ввиду самой естественной природы [4]. В Дигестах приводится следующий пример: «пчелы, которые поселились на дереве, принадлежащем лицу, не будут собственностью этого лица, ровно как дикие птицы, севшие на гнездо на этом же дереве. Потому если иной заключит их в улей, то и будет их хозяином». [4]

Анализируя данный пример можно сделать вывод, что владение лица заключается не только в фактическом обладании вещью, а также в выражении желания лица на владение этой вещью. Поэтому в римском праве различались понятия держания и владения вещью [10].

Стоит отметить, что современное российское частное право не рассматривает владение и держание как разные категории. Понятие держание вообще не предусмотрено гражданским законодательством. К примеру, в случае находки вещи лицом, эта вещь попадает во временное владение этого лица, даже если у него нет реального желания ею обладать, и оно будет во владении такого лица либо до момента передачи вещи титульному владельцу или собственник, либо же до наступления условий, предусмотренных статьёй 228 ГК РФ.

Такого подхода придерживалась и часть дореволюционных цивилистов, которая также рассматривала владение как фактическое отношение между субъектом гражданского права к вещи [7]. Наиболее интересным видением в рамках данного подхода, по нашему мнению, придерживался Д.И. Мейер, который считал, что без фактического господства не может признаваться господства юридического, при наличии же фактического господства существует и юридическое господство [11]. То есть ученый разделял владение фактическое от владения юридического. При этом под фактическим господством понималась способность лица влиять на объект, а юридическим само его право господствовать над вещью и защита этого права [5].

Представляется, что данного подхода отчасти придерживается и Е.А, Суханов, рассматривая владение с одной стороны как фактическое состояние, с другой стороны рассматривая его как правомочие в рамках права собственности [6]. Ученый не выделяет владение как отдельное, полноценное вещное право, как представители подхода владения как субъективного права. Данная позиция представляется оправданной практикой, сложившейся в современных правовых реалиях.

В рамках второго подхода владение является рассматривается как субъективное право. В данном случае правовая сущность владения рассматривается с позиций реальности права собственности [9]. Так, лицо фактически осуществляющее господство над вещью определенным образом заинтересовано в судьбе данной вещи тем или иным образом: оно либо использует его в собственном интересе, который выражается либо прямо, либо косвенно, скрыто, цепочкой экономического потребления данной вещи. Например, в случае с найденной вещью, лицо владеет ей либо с интересом в дальнейшем её заполучить в собственность, либо получить вознаграждение за её возвращение. Приобретение права собственности, по принципу вознаграждения или иной выгоды в свою очередь защищается правом, то есть в данном случае можно говорить о наличии юридически защищенного интереса владельца вещи, а так как законный интерес выражается в субъективном праве лица, [8] следовательно у владельца возникает и субъективное право.

Примером такой защиты интересов является статьи 228 и 229 ГКРФ, [1] предусматривающие право лица либо забрать вещь в свою собственность, либо истребовать вознаграждение за находку такой вещи. По нашему мнению, хорошо прослеживается взаимосвязь между интересом лица в получении выгоды с данной вещи и его правом получить либо эту вещь в свою собственность, тем самым увеличив свою имущественную массу, либо же при невозможности получить её в собственность, удовлетворить свой интерес истребовав денежную компенсацию за такую находку.

В то же время при рассмотрении владения с точки зрения субъективного права, возникает противоречие между субъективным правом владельца и таким явлением как незаконное владение. Фактическое господство над вещью имеет неуполномоченное на то лицо, получившее данную вещь незаконно и для которого, соответственно не распространяются нормы о защите законных интересов. Тем не менее определенное время, или вовсе навсегда, такое лицо фактически использует предмет владения в своих интересах и все третьи лица, не знающие и не обязанные знать относятся к нему как к титульному владельцу данной вещи, предполагая законность его интересов и соответственно его субъективного права на данную вещь, однако де-юре данное лицо не имеет всех возможностей собственника, например, не имеет прав на вещно-правовую защиту.

Судебная практика отвечает на этот вопрос неоднозначно. С одной стороны, незаконному владельцу не предоставляется, например, права приобрести данную вещь в собственность ввиду того, что этот объект ему не передавался ранее. [2, п. 6] Однако в то же время в случае, если лицу передали имущество во исполнение недействительной сделки, обращение к нему виндикационного иска невозможно, то есть вещно-правовая защита титульного владельца имущества неприменима в таких случаях. [2, п. 1]

Следовательно владение в российском правопорядке можно рассматривать и с точки зрения фактического владения вещью лицом, так и юридическом владении вещью, которое выражается в форме титульности того или иного владения вещью субъектом гражданского правоотношения. В связи с чем, по нашему мнению, в российской правовой системе применяется смешанный подход к определению места владения гражданском праве.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 25 февраля 2022 г. №251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1994. № 32, ст. 807.
  2. Информационное письмо Президиума Вас РФ от 13.11.2008 N 126 «обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращение 31.10.2022)
  3. Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Виндикационный иск вправе предъявить невладеющий собственник или законный владелец вещи незаконному владельцу, у которого фактически находится вещь Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2015 N 4-КГ15-52 и другие акты высших судов Применимые нормы: ст. ст. 301, 302, 305 ГК РФ// Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращение 06.11.2022)
  4. Дигесты Юстиниана // Digestaiust.narod [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 30.10.2022)
  5. З.А. Ахметьянова, О.Н. Низамиева : Д.И. Мейер о сущности права собственности и его составных частях // Ученые записки казанского университета. Серия гуманитарные науки. 2019, Т. 161, кн.4. С. 146-155.
  6. Гражданское право : учебник : в 4 т. Т. 2 / отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2019. 464 с.
  7. История российских гражданских законов. Ч. 2. Книга вторая об имуществах: Раздел первый об имуществах вообще и раздел второй о правах на вещи. Т. 4 / Неволин К.А. - С.-Пб.: Тип. Э. Праца, 1857. - 293 c.
  8. Мальцев Г.В. Социальные основания права: Монография. М.: ЭКБСОН, 2011. 799 с.
  9. Портнова Е.В., Мушков А.В., Место права владения в системе вещных прав // Наука общество государство. 2016. №4(16). С. 72-78.
  10. Сиваракша, И.В, Римское частное право: Учебное пособие. Оренбург: «редакционно-издательский отдел Оренбургского университета». 2014. 113 с.
  11. Д.И. Мейер. - М. : Статут : Консультант Плюс, 2003. C. 43.

Оставить комментарий