Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(208)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Поляков В.В. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 38(208). URL: https://sibac.info/journal/student/208/270714 (дата обращения: 21.12.2024).

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Поляков Владимир Владимирович

студент, Тольяттинский государственный университет,

РФ, г. Тольятти

PROBLEMS OF INTERNATIONAL LEGAL SECURITY FOR PHOTOGRAPHIC WORKS

 

Vladimir Polyakov

Student, Togliatti state University,

Russia, Togliatti

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию международно-правового режима фотографий как объекта авторского права и особенностей правовой охраны данных прав на международном уровне. Отмечается, что фотографии занимают особое место в системе объектов авторского права в силу своей природы, предполагающей, с одной стороны, отражение на фотографии объектов материального мира, с другой же — определенную степень интеллектуальной деятельности при ее создании, что вызывает ряд сложностей при определении правового режима фотографий и средств ее правовой охраны.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the international legal regime of photographs as an object of copyright and the characteristics of legal protection of data of rights at the international level. It is noted that photographs occupy a special place in the system of copyright objects by virtue of their nature, which, on the one hand, suggests, on the one hand, on the photographs of objects of the material world, on the other, a certain degree of intellectual activity in its creation, which causes a number of difficulties in determining the legal regime photographs and means of its legal protection.

 

Ключевые слова: авторские права, международное право, фотографические произведения, результаты интеллектуальной деятельности.

Keywords: copyright, international law, photographic works, results of intellectual activity.

 

Фотографии начали рассматриваться в качестве результата интеллектуальной деятельности как в международном, так и в национальном законодательстве позднее, нежели прочие виды объектов авторских прав, причиной чему следует признать распространенность в массовом сознании восприятия процесса фотографирования как не носящего творческий характер [6, c.134]. К началу ХХ в. вопрос относительно правовой природы фотографии и возможности признания ее объектом авторского права носил дискуссионный характер. Так, С.А. Беляцкин полагал, что фотография как результат механического процесса отображения на материальном носителе определенного изображения не может быть признана результатом интеллектуальной деятельности [1, c.11]. В свою очередь, в германской правовой доктрине высказывалось мнение о целесообразности распространения в отношении фотографии положений законодательства об авторском праве безотносительно признания фотографии самостоятельным его объектом либо разновидностью художественного произведения.

На сегодняшний день как на доктринальном уровне, так и на уровне международного и национального законодательства получил закрепление творческий характер фотографии, основанный на тезисе о самостоятельности избрания фотографом материала, сюжета и обстановки съемки и последующей оценки снимков с эстетической точки зрения, в чем и находит свое внешнее выражение характер интеллектуального труда фотографа [5, c. 73].

На международно-правовом уровне фотография была выделена в качестве самостоятельного объекта авторского права только в третьей редакции Бернской Конвенции 1908 г. Принятие новой редакции Конвенции, в свою очередь, послужило предпосылкой для унификации и гармонизации внутригосударственного права в ряде стран.

В 1973 г. СССР стал участником Всемирной конвенции об авторском праве, в связи с чем ГК РСФСР 1964 г. подвергся изменениям, направленным на закрепление правового режима фотографий как объектов авторского права. В ходе последующего развития гражданского законодательства Советского Союза и России был увеличен срок правовой охраны фотографии, составлявший 70 лет после смерти ее автора [4].

В 1994 г. Российская Федерация присоединилась к редакции Всемирной конвенции об авторском праве от 1971 г., а в 1995 стала участником Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Участие Российской Федерации в указанных соглашениях стало следствием развития внутригосударственных правовых норм об охране авторского права. С 1 января 2008 г. правовой режим фотографий как объектов авторского права определяется в соответствии с положениями части 4 ГК РФ, предусматривающей признание следующих прав автора фотографического произведения — право на имя, право авторства, право обнародования произведения, право на его отзыв и защиту репутации, а также право на воспроизведение фотографии, ее распространение, публичный показ и изменение формы изображения. Срок правовой охраны фотографии составляет 70 лет после смерти ее автора.

Вместе с тем как на уровне международного, так и на уровне национального российского права сохраняется ряд проблемных вопросов правового регулирования охраны фотографий как объектов авторского права. В первую очередь, обращает на себя внимание отсутствие единой классификации фотографических произведений, которое осложняет определение соответствующего произведения как объекта правовой охраны и правового режима его охраны. Пункт 1 статьи 2 Бернской конвенции содержит указание на подразделение художественных подразделений на охраняемые и неохраняемые, в связи с чем представляется целесообразным соответствующее подразделение фотографических произведений с отнесением к числу неохраняемых фотографий, создаваемых без участия человека, к примеру — снимков автоматических камер наблюдения. Кроме того, в международных актах об охране авторских прав отсутствует единое определение фотографии, что также влечет за собой сложности применения правовых мер охраны фотографических произведений, в особенности — в трансграничных отношениях. Изменений требует также употребляемая как на международном, так и на внутригосударственном уровне формулировка произведений, выраженных способом, аналогичным фотографии. С учетом содержания международно-правовых норм, представляется, что к таким произведениям следует причислять переделки фотографий, слайдов и диафильмов, которые, как указывает Э.П. Гаврилов, предполагают дискретное восприятие отраженной в них информациях, отличаясь тем самым от аудиовизуальных произведений [3, c. 92], и стереофотографии [2, c. 21].

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы.

С момента своего формирования в конце XIX – начале ХХ вв., международно-правовые нормы и российское законодательство о правовой охране фотографий как объектов авторского права претерпело ряд позитивных изменений, однако вплоть до настоящего времени имеет место определенное отставание законодательства РФ от конвенциональных положений о правовой охране фотографий в части унификации понятийно-категориального аппарата, в связи с чем объективной потребностью видится внесение в часть 4 ГК РФ изменений, направленных на приведение его в соответствие с нормами международных соглашений. Реализация соответствующих изменений, направленная на дальнейшую гармонизацию российского и международного права, позволит устранить ряд правовых проблем, возникающих при охране авторских прав на фотографии, повысив тем самым уровень правовой защищенности соответствующих объектов.

 

Список литературы:

  1. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. –  СпБ.: 1912.
  2. Блейкер А. Применение фотографии в науке / Пер.с англ.И.А.Солнцева. – М.: 1980.
  3. Гаврилов Э.П. Авторские договоры в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. – 1999. – №11.
  4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. – №32. – ст.1242.
  5. Липцик Д. Авторское право и смежные права. –  М.: 2002.
  6. Луткова О.В. Эволюция охраны фотографических произведений иностранных граждан в авторском праве России // Вестник Московского университета им.О.Е.Кутафина. – 2010. – №1.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.