Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(207)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Бойко Г.В. ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 37(207). URL: https://sibac.info/journal/student/207/269538 (дата обращения: 14.05.2024).

ЭВТАНАЗИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ

Бойко Геннадий Вячеславович

студент 3 курса, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ),

РФ, г. Москва

EUTHANASIA AS A SOCIAL AND LEGAL PHENOMENON

 

Gennady Boyko

3rd year student, Russian State University for the Humanities (RGGU),

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен исторический анализ становления эвтаназии как института, рассмотрены перспективы развития эвтаназии в РФ и мире, проведен обзор проблематики и неоднозначности отношения общества к вопросу добровольного ухода из жизни.

ABSTRACT

The article presents a historical analysis of the formation of euthanasia as an institution, considers the prospects for the development of euthanasia in the Russian Federation and the world, provides an overview of the problems and ambiguity of society's attitude to the issue of voluntary death.

 

Ключевые слова: эвтаназия, ответственность за эвтаназию, перспективы развития эвтаназии, отношения общества к эвтаназии.

Keywords: euthanasia, responsibility for euthanasia, prospects for the development of euthanasia, public attitudes towards euthanasia.

 

До недавнего времени в юридической науке эвтаназию следовало понимать, как одобренный и согласованный с врачами механизм облегчения страданий человека, который неизлечимо-болен, однако, в 2022 году, возможность уйти из жизни есть у каждого желающего, но далеко не в каждой стране.

На территории России эвтаназия запрещена на законодательном уровне, и понимается, как ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействиями) или средствами, в том числе путем прекращения искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента, об этом говорится в статье 45 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1]. Это соответствует тому факту, что намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного является нарушением клятвы врача, так как каждый врач в Российской Федерации клянется «проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Как мы видим, речь идет исключительно о запрете эвтаназии по просьбе пациента, и возникает резонный вопрос, как должна регулироваться ситуация, когда пациент находится без сознания или не в состоянии выразить свою волю, просьба прекратить жизнь может исходить от законных представителей пациента? Или же нет? Может. Однако в случае удовлетворения этой просьбы врачом - возникает следующий вопрос, должна ли наступать юридическая ответственность для врача? На данный момент, ответ на этот вопрос является положительным: по общему правилу ответственность врача за эвтаназию должна наступать по ч. 1 ст. 105 УК РФ, то есть процедура эвтаназии приравнена к убийству [2].

Да, безусловно, мотив сострадания учитываться будет, однако же, он не способен никак повлиять на квалификацию содеянного. Является ли данное обстоятельство справедливым? Можно ли приравнивать хладнокровного убийцу к врачу, который совершил процедуру эвтаназии смертельно-больного человека по его просьбе? Справедливость как основной двигатель юридической науки сталкивается со сложностями расширения прав личности.

В настоящее время выделяют пассивную и активную эвтаназию [3, c. 357-360]. Активной эвтаназией принято считать введение препаратов или другие действия, влекущие за собой быструю и безболезненную смерть пациента, страдающего мучащим его заболеванием. Под пассивной же эвтаназией, в свою очередь, понимается намеренное прекращение медиками поддерживающей жизнь пациента при помощи терапии, помимо этого, также выделяют добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия отличается от недобровольной тем, что осуществляется по просьбе больного: больной имеет право заранее в надлежащей форме выразить свое желание. Недобровольная эвтаназия осуществляется по просьбе родственников или официальных представителей лица по состоянию здоровья лишенного возможности выразить свою волю. Ценность жизни человека всегда носила фундаментальный характер. С развитием цивилизации принципиальность ценности жизни начала уступать все новым и новым правовым реалиям, именно поэтому морально-нравственная оценка эвтаназии стоит рядом с проблематикой таких явлений как суициды, аборты, смертная казнь и так далее, причина одна - неоднозначная оценка различных социальных групп по отношению к вышеперечисленным вопросам. Оценка социальных групп, в свою очередь, зависит от череды факторов: религиозные, политические и иные убеждения, и это стоит учитывать. [4, с. 183]. Эвтаназия как определение впервые была предложена философом Фрэнсисом Бэконом в 16 веке, он утверждал, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями [5]. Данное определение эвтаназии на сегодняшний день не претерпело серьезных изменений в сознании масс, однако новейшие тенденции правового развития цивилизации в широком смысле несут все новые и новые обстоятельства. Следует заметить, что мнение Бэкона противоречит Клятве Гиппократа, которая выражает основополагающие морально-этические принципы поведения врача и по смысловой части отрицает возможность эвтаназии, равно как и возможность смертной казни с абортами.

Хоть страны, рассматривающие вероятность легализации эвтаназии, или уже легализовавшие ее – отличаются либеральной политикой, у активности института эвтаназии есть и вполне объективные, прагматичные основания, например, борьба с суицидами. Человек, желающий уйти из жизни, – уйдет из нее, и будет ли лучше, если этот процесс будет находиться под контролем государства, хотя бы частично? Имея возможность безболезненно отказаться от жизни, каждому гражданину предстоит череда обследований и тестов, подвергнувшись которым, вероятность того, что у человека пропадет желание смерти – больше, нежели чем при понимании того, что возможность эвтаназии исключена. С другой стороны, процесс убеждения государства в том, что оно обязано как-либо содействовать в обеспечении доступности средств, используемых для эвтаназии – может быть и упрощен, в силу, опять же, того, что многие люди, не способные доказать необходимость собственного ухода из жизни – прибегают к суициду. Помимо вышеизложенного, если брать во внимание средние европейские цены на процедуру эвтаназии (4000-5000 тысяч евро) [6], можно только догадываться, какую экономическую выгоду недополучает то или иное государство, не рассматривающее возможность легализации эвтаназии на своей территории.

По данным ВЦИОМ, большинство россиян (81%) против разрешения эвтаназии всем желающим, и в целом, опрос показал, что только 51% граждан знакомы с понятием «эвтаназия» [7]. Причин столь негативного отношения к эвтаназии на территории РФ много, это объясняется многими факторами, начиная от высокого авторитета мнения РПЦ, которое не допускает возможность легализации эвтаназии по религиозным основаниям, и, заканчивая сформировавшейся ментальностью россиян, на основании негативного окраса ассоциативного сравнения с событиями Великой Отечественной войны.

В 20 веке эвтаназия была сильно скомпрометирована. В 1930-е годы в нацистской Германии под видом эвтаназии стали осуществлять безжалостные убийства. Программа умерщвления инвалидов и психически больных, по мнению руководителей Третьего Рейха, «идеально вписывалась» в идеологию о «расовой чистоте». Людей с различными видами заболеваний в стране называли «ошибками природы» и «неполноценными». Тех, кто «не мог принести пользу нацистскому государству», убивали [8, с. 1-3].

Нацистская Германия надолго дискредитировала понятие эвтаназии в глазах мирового сообщества. К обсуждению этой темы не возвращались вплоть до 1969 года, но, тем не менее, некоторые из аспектов эвтаназии были рассмотрены Всемирной медицинской ассоциацией в Нью-Йорке, которая постановила, что эвтаназия в любом виде запрещается.  Однако через 12 лет данные формулировки были поставлены под сомнение: в 1981 году было проведено заседание в Лиссабоне, по результатам которого стало ясно, что каждый человек и гражданин имеет право на достойную смерть, и что каждый больной имеет право на отказ от лечения (пункты «с», «е» Лиссабонской декларации о правах пациента) [9]. Подобные опровержение предыдущих решений продолжались и далее, а именно в 1983 году в Венецианской декларации о термальном состоянии уже говорилось, что «врач не продлевает мучения умирающего больного, в том числе связанные с неизлечимой болезнью и уродством, прекращая по его просьбе, а если больной без сознания — по просьбе его родственников лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежного конца». [10]

Последнее десятилетие 20-го века не было ознаменовано повышенным интересам к вопросу эвтаназии, однако в 21 веке количество стран, допускающих рассмотрение принятия эвтаназии – начало расширяться. Немалую роль сыграло желание государств контролировать проблематику суицидов. Понятия эвтаназии и суицида могут быть увязаны, в силу единого смысла, которые они несут в себе: в обоих случаях цель – это прекращение жизни. В научных работах таких ученых как О.С. Капинус [11, c.400] и Оглы, Е.В. [12] и рассматриваются плюсы и минусы легализации эвтаназии исключительно относительно неизлечимо больных пациентов. Большое внимание уделяются медицинской стороне вопроса. Эти ученые рассматривают морально-нравственную оценку общества, касаемо эвтаназии, изучают мнения различных социальных групп и влияние этих мнений. Однако, восприятие вопроса легализации эвтаназии как помощи для всех желающих – практически отсутствует. По всей видимости, освещение проблематики именно с этой стороны – является чем-то, к чему общество на данном этапе развития еще не готово. Однако, запрос на освещение темы именно с этой стороны формирует растущий процент суицидов в РФ, один их самых больших в мире (25 человек на каждые 100000), и по этой причине, институт эвтаназии, возможно, следовало бы исследовать уже как необходимость, которую диктуют современные реалии, именно в контексте борьбы с суицидами. В 1999 году в городе Колумбайн штата Колорадо двое подростков открыли стрельбу в школе, в которой учились. Они застрелили 12 учеников и одного учителя. Кроме того, ранили еще 24 человека. После жуткой расправы убийцы покончили с собой. Подобных случаев в мире наблюдается все больше и больше в силу разных причин, но вывод один: большинство из стрелков-самоубийц заранее знали, что покончат с собой.

Следует обратить внимание на тот факт, что в тех странах, где легализована эвтаназия хотя бы в каком-то виде (Нидерланды, Люксембург, Швейцария) – отсутствует проблема с массовыми расстрелами, предвещающими суицид, и в целом, любых видов суицида сравнительно меньше, чем у их Европейских соседей, в которых эвтаназия отсутствует.

1984 году для Нидерландов ознаменовался поднятием обсуждения вопроса эвтаназии на качественно-новый уровень, а именно, Верховный суд Нидерландов впервые счел эвтаназию приемлемой, однако этим все не ограничилось и соответствующий законодательный акт был принят, вследствие чего, эвтаназия стала легализованной с 1 апреля 2002 года. Нидерланды стали локомотивом популяризации данной темы, и впервые с 1980-х годов мировое сообщество стало активно обсуждать данную тематику. В том же 2002 году эвтаназия была узаконена и в Бельгии. Примером Нидерландов и Бельгии вдохновился и Люксембург, практически сразу в этом Европейском государстве активировался процесс легализации эвтаназии.

Далее, эвтаназия была легализована и в Швейцарии. Однако Швейцария пошла дальше и стала, своего рода, столицей «эвтанизийного туризма», так как процедура эвтаназии применяется к иностранным гражданам. Люди из многих стран едут в Швейцарию для прохождения процедуры ухода из жизни.

В США эвтаназия разрешена лишь в 3 штатах: в ноябре 1994 года в штате Орегон, в ноябре 2008 года в штате Вашингтон, в штате Вермонт 13 мая 2013 года также принят законопроект, разрешающий эвтаназию. В то же время, поправки к закону о «Непредумышленном убийстве» привели к запрету эвтаназию на территории штата Юта в США 8 февраля.

В Северной Америке в 2015 году Верховный Суд Канады признал положение Уголовного кодекса страны о наказании за эвтаназию нарушающим Хартию прав и свобод. Как мы видим, количество стран, легализовавших эвтаназию, постепенно увеличивается. Многие страны постепенно приходят к мысли о том, что человек, наряду с правом на жизнь, имеет и право на смерть. Данная тенденция рано или поздно данная мировая тенденция затронет все больше государств.

Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» можно считать одной из предпосылок к расширению обсуждения вопроса легализации эвтаназии. Данный закон определяет паллиативную помощь как комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. [13]

Если пациент проинформирован о возможных последствиях своего решения, но все равно в установленном порядке заявляет о своем желании прекратить медицинское вмешательство, то врач обязан прекратить лечение. Ибо если он не прекратит терапию, он тем самым нарушит право человека. Прекращение медицинского вмешательства может привести к смерти пациента, что является проявлением пассивной эвтаназии. Воспринимать паллиативную помощь, в том числе и в виде хосписов, специальных палат в онко-диспансерах, медики их называют «сестринскими койками», конечно, можно как первый щаг на пути необходимости принятия эвтаназии, именно по такому размеренному пути шли Европейские государства, где она ныне легализована, однако такой щепетильный вопрос, если и будет рассматриваться, то с одобрения общественности. По данным INTERFAX.RU и опросу ВЦИОМ: две трети граждан РФ (63%) считают себя православными [14], а религиозная оценка такого явления как эвтаназия — однозначна: эвтаназия, это самоубийство, что по христианским канонам является страшным грехом.

Проблема эвтаназии всегда была и будет оставаться крайне противоречивой темой. Легализации эвтаназии, так или иначе, повлечет разделение общества на тех, кто за и тех, кто против, но нет ни единой законодательной инициативы, которая бы не обладала подобным побочным эффектом. Подобный эффект не должен является основанием для недопущения популяризации темы эвтаназии с дальнейшей возможностью ее воплощения в реальность, в виде соответствующих нормативно-правовых актов. Процесс расширения числа государств, узаконивающих эвтаназию будет расти и дальше, процесс уже запущен, эвтаназия фактически существует в нашей жизни [15]. Принятие этого обстоятельства в как можно более ранний срок ровняется снижению уровня суицидов с перспективой их полного контроля, а также ровняется экономической выгоде, расширению понятия права, и как следствие – уменьшению, в том числе, правового нигилизма, так как вопрос жизни и смерти касается всех граждан. Первый этап – поднятие вопроса эвтаназии в обществе, второй этап – частичная легализация эвтаназии, и далее, уже общая, допускающая эвтаназию без ограничений.

Когда-нибудь мировое сообщество примет идею легализации эвтаназии. Для начала этой процедуры многим странам нужно проделать немалую работу. Граждане должны уметь брать ответственность за свою жизнь, и только потом, научившись, - за свою смерть.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ст. 71 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации (часть первая) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - ч. 1 ст. 105 УК РФ.
  3. Международном медицинском журнале 2004 - C. 357-360.
  4. Крылова Н. Е. Уголовное право и биоэтика: уголовно-правовые проблемы применения современных биомедицинских технологий : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006 - С. 183.
  5. Фрэнсис Бэкон «О достоинстве и приумножении наук» (1623).
  6. Swiffinform online издание о жизни в Швейцарии [электронный ресурс] URL: https://swissinform.ru/eto-interesno/evtanaziya-v-shveytsarii.html (Дата обращения: 17.11.2022).
  7. Эвтаназия: за и против [электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/evtanaziya-za-i-protiv (Дата обращения: 15.11.2022).
  8. Е.В. Данилова Германская историография нацистской программы эвтаназии и волны “исторической памяти” в федеративной республике германия УДК 930.1(430) (09) - С. 1-3.
  9. Лиссабонская декларация о правах пациента (принята 34-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Лиссабон, Португалия) // октябрь 1981.
  10. Венецианская декларация о терминальном состоянии (gринята 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия) // октябрь 1983.
  11. Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. - М. : Буквовед, 2006 - С. 400.
  12. C.Э. Оглы Мустафаев Эвтаназия: легализация и уголовная ответственность "Актуальные проблемы российского права". 2016 - С 3.
  13. Cт. 36 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022, с изм. от 13.07.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
  14. Interfax (Электронный ресурс) URL: https://www.interfax.ru/russia/672662 (Дата обращения: 16.11.2022)
  15. С. Э.-оглы Мустафаев Эвтаназия: легализация и уголовная ответственность

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.