Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(207)

Рубрика журнала: Медицина

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Муцольгова А.М., Тебоева М.Б., Костоева А.А. ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 37(207). URL: https://sibac.info/journal/student/207/269264 (дата обращения: 24.04.2024).

ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ПИЕЛОНЕФРИТА У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Муцольгова Амина Мухажировна

студент 4 курса, медицинский факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, Республика Ингушетия, г. Магас

Тебоева Малика Багаудиновна

студент 4 курса, медицинский факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, Республика Ингушетия, г. Магас

Костоева Амина Абдуллаевна

студент 4 курса, медицинский факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, Республика Ингушетия, г. Магас

Албакова Мадина Хасолтановна

научный руководитель,

канд. мед. наук, доц., медицинский факультет, Ингушский государственный университет,

РФ, Республика Ингушетия, г. Магас

АННОТАЦИЯ

Инфекция мочевой системы (ИМС) у детей остается актуальной проблемой. Это распространенная бактериальная инфекция, объединяющая группу заболеваний, с ростом микроорганизмов в мочевой системе. В первую очередь речь идет о пиелонефрите, который хоть и не так часто бывает, как инфекция нижних мочевых путей, однако представляет серьезную опасность для здоровья и в тяжелых случаях может приводить к значительному повреждению интерстициальной ткани почек и развитию хронической болезни почек (ХБП) [3, с. 209-212].

Ранняя диагностика инфекции мочевых путей затруднительна, особенно у детей первого года жизни [1, с. 35-38]. Дети раннего возраста поступают в стационар обычно на 2-3- й неделе от момента появления первых симптомов болезни [4, с. 42-43]. Проблемой остается и то, что практически невозможно предотвратить первый эпизод ИМС, поскольку факторы риска не всегда бывают явными и возникает необходимость сосредоточиться на профилактике рецидивов пиелонефрита.

В настоящее время выделяют несколько факторов риска, определяющих предрасположенность к возникновению ИМС. К ним относятся ранний детский возраст, пол, воспалительные заболевания промежности, анатомические и функциональные нарушения, дефекты иммунитета, патогенные свойства возбудителя [2, с. 99-108]. К функциональным нарушениям относятся запор, дисфункциональное мочеиспускание, обменные нарушения [6, с. 18-21].

Приблизительно 10-15% детей, ранее перенесших пиелонефрит, имеют рубцовые изменения в почках. У детей раннего возраста процессы склерозирования ткани почек наступают интенсивнее, чем у более старших детей [5, с. 84-91].

Склеротические процессы завершаются сморщиванием почки и развитием почечной недостаточность, что обосновывают необходимость своевременной диагностики и комплексной терапии этого заболевания у детей [7, с. 81-95].

 

Ключевые слова: дети; пиелонефрит; инфекция мочевой системы.

 

Цель исследования: изучение особенностей течения пиелонефрита у детей грудного возраста.

Материалы и методы

На основании историй болезней детей, находившихся на стационарном лечении в нефрологическом отделении Детской Республиканской клинической больницы в течение 2019 – 2022 гг., проведен анализ заболеваемости пиелонефритом. Было обследовано 32 ребенка в возрасте от 5 месяцев и до 1-го года в активной стадии пиелонефрита.

Комплекс обследования включал в себя оценку состояния здоровья матери до и во время беременности, сроки первого прикладывания к груди, характер вскармливания на первом году жизни, перенесенные ребенком заболевания. Диагноз пиелонефрита основывался на клинико-функциональных данных с учетом преморбидного фона, результатов лабораторного исследования, а также ультразвукового, рентгенологического, биохимического и бактериологического исследований.

Для бактериологического исследования использовалась моча, собранная утром из средней струи при естественном мочеиспускании. Посевы мочи производились до назначения антибактериальных препаратов, либо через 2-3- дневного перерыва в их применении, что приводило к элиминации лекарственных средств из мочи и обеспечивало достоверность результатов высева уропатогенов.

В целях выявления источника инфицирования органов мочевой системы (ОМС) изучали микрофлору кишечника количественным методом посева кала.

Результаты и их обсуждение

Исследование возрастной структуры больных пиелонефритом показало преобладание детей грудного возраста, составивших 1/5 от общего числа госпитализированных по поводу ренальной инфекции (32 из 162). Соотношения больных мальчиков (18) и девочек (14) составило 1:0,77.

К заболеванию были предрасположены дети 2-го полугодия жизни (89,2±2,3%). Превалировал острый пиелонефрит (89,2±3,5%) над хроническим рецидивирующим (4,5±2,5%) и латентным (6,5±3,0%).

Обструктивные формы заболеваний, обусловленные аномалией ОМС, имели место в 8,2 ± 3,5% наблюдений у детей грудного возраста. Сравнительно невысокий удельный вес обструктивных уропатий как фактора риска возникновения пиелонефрита у детей нефрологического стационара обосновывает поиск других значимых предраспологающих факторов развития ренального микробно-воспалительного процесса.

Отягощенная наследственность по заболеваниям ОМС наблюдалась у 38,3 % ± 5,8% детей. Хронический и гестационный пиелонефрит у матерей выявлялся в 32,1% ± 5,9% и 18 ± 5,8% наблюдений соответственно, поздний гестоз – в 48 ± 6,4%, угроза прерывания беременности – в 45 ± 5,3%, аднексит - 38 ± 4,7%, железодефицитная анемия -  15,2 ± 4,7%.

Анализ особенностей вскармливания выявил позднее (на 2-3-е сутки) прикладывание новорожденного к груди матери (54 ± 6,1%) и ранний (в первые 3 месяца) перевод на искусственное вскармливание (71,5 ± 5,8%).

Факторами, предшествовавшими развитию пиелонефрита, наиболее часто являлись интестинальные расстройства (диарея или запоры) – в 80,5 ± 5,5% наблюдений; редко ОРВИ – в 9,4 ± 3,8%. У каждого 10- го ребенка причина пиелонефрита не была установлена.

При исследовании этиологической структуры выявлено, что пиелонефрит у грудных детей обусловлен в равной мере протейной (47,5 ± 5,8%) и эшерихиозной (44,5 ± 6,3%) инфекцией. Реже инфицирующими агентами были клебсиелла (4,8 ± 2,1%), кишечные иерсинии (3,2 ± 2,1%).

В бактериологическом аспекте имеются существенные различия в зависимости от пола: у большинства мальчиков (73,5 ± 7,1%) воспаление почечной ткани этиологически было связано с протейной инфекцией, а у девочек – с эшерихиозной (75,9 ± 6,9%).

Рост возбудителя на питательных средах в диагностически значимой концентрации (³100 тыс.КОЕ/мл) получен только у каждого 2-го ребенка (50,6 ± 6,2%). Тенденция к низкому микробному числу мочи выявлена при протейном пиелонефрите: содержание бактерий 1- 50 тыс. КОЕ/мл наблюдалось у 66,8±8,1% детей этой группы.

Особенностью клинической картины пиелонефрита у обследованных детей явилась лихорадка (98,2%), при этом фебрильная температура встречалась в 6 раз чаще по сравнению с субфебрилитетом (соответственно 85,4 и 12,8%), и у каждого 5-го (19%) больного пиелонефрит проявлялся изолированной фебрильной температурной реакцией без каких-либо других клинических проявлений заболевания, что затрудняло диагностику пиелонефрита у грудных детей. В этой связи 9% больных с изолированной лихорадкой, обусловленной пиелонефритом были госпитализированы в инфекционное отделение с ошибочным диагнозом ОРВИ.

Следует отметить хорошую переносимость младенцами фебрильной температуры, что, возможно, объясняется отсутствием высева из мочи гноеродной кокковой микрофлоры и частым освобождением мочевых путей от продуктов воспаления при мочеиспускании.

Большая частота встречаемости интестинального синдрома (50,2%) у детей 1-го года жизни при пиелонефрите с преобладанием диареи (39,2%) над задержкой дефекации (12,2%) была обусловлена выраженными нарушениями кишечного микробиоценоза и отражала эти нарушения, соответствовавщие дисбиозу III степени со значительным дефицитом бифидофлоры (5,3 ±0,2 Ig КОЕ/г) и высоким уровнем условно-патогенных энтеробактерий (9,3±0,2 Ig КОЕ/г), аналогичных по виду и биологическим свойствам мочевой флоре.

У больных детей при пиелонефрите иерсиниозной этиологии в фекалиях также были обнаружены однотипные уроштаммам микроорганизмы – Yersinia enterocolitica (7-9 Ig КОЕ/г) в ассоциации с Enterobacter agglomerans (8,4 Ig КОЕ/ г) или Enterococcus faecalis (9,3 Ig КОЕ/ г) в сочетании с дефицитом бифидофлоры.

Лейкоцитурия определялась в 100% наблюдений, из них в 60% - значительная (лейкоциты сплошь в поле зрения), в 40% - умеренная. Также в 100% наблюдений отмечена бактериурия, в 54% - от 105 КОЕ/мл, в 46% наблюдений – менее105 КОЕ/мл.

Общность видовой принадлежности и однотипные биологические свойста, выявленные у копро – и урокультур энтеробактерий при пиелонефрите у детей раннего возраста подтверждают генетическое сходство и единое присхождение данных микроорганизмов.  Вероятно это означает, что единый этиологический фактор (микроорганизм) играет ведущую роль в развитии первоначально кишечного дисбиоза, проявляющегося интестинальным синдромом, впоследствии это приводит к воспалению почек как ведущего экскреторного органа при проникновении условно-патогенных кишечных бактерий во внутреннюю среду организма. Кроме того, существует тесная связь лимфатических сосудов почек с лимфатическими сосудами кишечника. Это также создает предпосылки для распространения инфекции из кишечника.

Выявленное патогенетическое значение нарушений кишечного микробиоценоза и маркеров персистенции энтеробактерий при пиелонефрите в аспекте причинно-следственных связей указывает на то, что лечебные мероприятия при данном заболевании должны быть направлены наряду с ликвидацией воспалительного процесса в почечной ткани на персистирующую флору во входных воротах (кишечный резервуар) с восстановлением колонизационной резистентности органов пищеварения.

Выводы:

Оздоровление женщины перед зачатием, раннее первое прикладывание новорожденного к груди матери, грудное вскармливание до 12 – 18 месячного возраста, своевременная коррекция нарушений кишечного микробиоценоза у грудного ребенка, особенно у мальчиков, перенесших острую кишечную инфекцию протейной этиологии, составляет основу профилактики пиелонефрита у детей первого года жизни.

 

Список литературы:

  1. Верещагина Т.Г. и др. // Педиатрия. – 1989. -  №5. – С. 35-38.
  2. Вялкова А.А., Гриценко В.А. Инфекция мочевой системы у детей: современные аспекты этиологической диагностики и лечения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017. Т. 62. № 1 С. 99-108.
  3. Горбань Е.Г., Летифов Г.М., Чеботарева Ю.Ю. Факторы риска рецидивирования пиелонефрита у девушек-подростков // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016. Т. 61. № 4. С. 209-212.
  4. Игнатова М. С., Вельтищев Ю. Е. Детская нефрология. Л.: Медицина, 1989. с. 42 -43.
  5. Коровина Н.А., Астафьева А.Н., Машковцева И.А. Диагностическое значение лабораторных и инструментальных методов исследования при пиелонефрите у детей раннего возраста // Педиатрия. – 1993. - № 3. – С. 89–94.
  6. Максимова И.Г. // Урология и нефрология. – 1984. - №5. – С. 18-21.
  7. Цыгин А.Н., Комарова О.В., Сергеева Т.В. Инфекция мочевыводящих путей //Клинические рекомендации. Педиатрия / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005, С. 81-95.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.