Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(207)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Транспортные коммуникации

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Юдина Н.С. ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЖЕНСКОГО ТРУДА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНДУСТРИЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 37(207). URL: https://sibac.info/journal/student/207/269034 (дата обращения: 23.04.2024).

ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЖЕНСКОГО ТРУДА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНДУСТРИЮ

Юдина Ника Сергеевна

студент по направлению подготовки «Эксплуатация железных дорог», Российский университет транспорта (МИИТ),

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В современном мире всё чаще поднимается проблема равенства прав мужчин и женщин в трудоустройстве. На данный момент в большинстве сфер деятельности человечества достигнут значительный прогресс в этом вопросе. Предметом моего изучения, в силу близости к моим интересам, я выбрала железнодорожную индустрию России. Для большей наглядности прогресс в решении данной проблемы был рассмотрен с опорой на опыт прошлого и других стран. В результате проведённого исследования становится совершенно очевидно, что факт значительного продвижения в вопросе равенства условий труда мужчин и женщин невозможно отрицать.

 

Ключевые слова: железнодорожная отрасль, железные дороги, Министерство путей сообщения, должности, женский труд.

 

Исторически сложилось так, что в железнодорожной отрасли доминировали мужчины. В результате мужские принципы определяли и формировали данную индустрию с момента ее основания. Действительно, строительство железных дорог было организовано таким образом, что эти принципы даже определяли семейную динамику в то время. Отцы и сыновья следовали друг за другом в промышленность в качестве железнодорожников и чернорабочих, в то время как роль женщин была связана супружеством; девушки выходили замуж, становясь домохозяйками.

В результате фундамент железнодорожной индустрии был пропитан решительным мужским началом, строгой иерархией званий и дисциплинарными процедурами, подобранными по образцу вооруженных сил. Работа на железной дороге, безусловно, была мужской работой, и правила приличия 19–го века определяли место женщины в доме, что еще больше повлияло на отношение к железнодорожной отрасли на столетия вперед.

Несмотря на это, есть свидетельства того, что женщины также участвовали в создании и эксплуатации железных дорог. Хелена Войтчак, известный британский историк и автор книги «Женщины-железнодорожники», писала, что в переписи 1851 года три женщины были указаны как «железнодорожные рабочие». Действительно, железнодорожные компании нанимали женщин для выполнения обязанностей, которые могли выполнять только они, но это, как правило, было запрещено и определялось женскими приличиями. Например, только женщины могли работать уборщицами в дамских комнатах или ухаживать за пассажирами женского пола. Только женщины могли убирать, стирать или шить. Часто эти роли были неразрывно связаны с местом женщины в доме; только жена железнодорожника могла получить должность в отрасли, и, таким образом, роль жены переплеталась с работой железнодорожника.

Условия жизни викторианских железнодорожников были безрадостными. Но для женщин условия были хуже. Женщинам не только предоставлялась работа с самым низким статусом, без возможности продвижения по службе, но и платили им на две трети меньше, чем мужчинам. Женщины, работающие на железной дороге, также были лишены права вступать в профсоюзы, в то время как статус и условия железнодорожников улучшились. Прием женщин на работу в железнодорожные конторы с 1870 года дал некоторым женщинам доступ к трудовым и профсоюзным движениям – до вступления в брак, после чего они были немедленно уволены.

Женщины стали важной частью железнодорожной рабочей силы в начале эпохи железных дорог в России, во время первого «бума» железнодорожного строительства в 1860-х и начале 1870-х годов. В 1906 году главный инспектор Министерства путей сообщения (МПС) предположил, что это явление, вероятно, началось на Московско–Курской железной дороге в 1866 году. По его воспоминаниям, для улучшения условий службы путевых охранников их женам разрешалось работать сторожами на переезде, если сторожевая будка находилась близко к переезду и движение было слабым, или помощниками их мужей-сторожей на переезде, если линия была умеренно загружена. Однако Владимир Сердюк пояснил, что первая линия России, Царскосельская железная дорога, наняла четырех женщин в качестве уборщиц в начале 1840-х годов, и что несколько линий наняли несколько женщин для офисной работы в начале 1860-х годов. Если уборщицы, скорее всего, были неграмотны, то офисный персонал обязательно обладал хотя бы базовой грамотностью, и возможность платить этим женщинам более низкую заработную плату, чем мужчинам, была привлекательным стимулом для работодателей.

Особенно примечательным из этого периода является предложение депутатов парламента от 1864 года разрешить Финским железным дорогам нанимать женщин в качестве телеграфисток – первый случай, когда государственная железная дорога в империи могла нанимать женщин. В общих чертах эта идея возникла, с одной стороны, из оживленных дебатов в обществе конца 1850-х годов о «женском вопросе», а с другой стороны, из возникающей реальности, что индустриализация будет все больше требовать образованной рабочей силы с некоторой осведомленностью о занятости женщин в других странах.

В Финляндии телеграфисты должны были свободно владеть немецким, французским и шведским языками, а также русским. Такое сочетание языковых навыков подразумевало, по крайней мере, образованное происхождение из среднего класса, но оказалось трудно нанять достаточно квалифицированных мужчин, потому что оплата была низкой. Однако чиновники министерства подсчитали, что в стране достаточно местных женщин соответствующей квалификации, обычно работающих низкооплачиваемыми учительницами или гувернантками, которые привыкли к сидячей работе и для которых скромная заработная плата телеграфиста представляла бы привлекательную прибавку к заработной плате. Депутаты даже утверждали, что хорошо образованное социальное происхождение было бы полезно для железных дорог: скромный образ жизни, характерный для хорошо воспитанных женщин, гарантировал бы наилучший порядок и моральные стандарты в телеграфных отделениях. Приняв эту оценку, Комитет министров одобрил трехлетний эксперимент, в соответствии с которым женщины могли назначаться на младшие должности, если они сдавали экзамены по арифметике, географии и языкам. Они должны были принести ту же присягу, что и мужчины, но их годовая зарплата была ограничена 300 рублями, а продвижение по службе в более высоких классах было запрещено.

Циркуляр от 1 декабря 1890 года оказался первым из нескольких смягчений железнодорожных ограничений. Согласно ему, женщин стали принимать на должности телеграфистов, переездных сторожей, журналистов, конторщиков, переписчиков, счетоводов, чертежников, билетных кассиров, учительниц, библиотекарей, врачей, фельдшериц, акушерок, а также горничных и прачек.

Следующее расширение списка доступных рабочих мест, объявленное в циркуляре от 11 ноября 1900 года, произошло как раз в тот момент, когда экономический спад 1900 года начал сокращать инвестиции в железнодорожное строительство. При соблюдении 30-процентной квоты женщинам было разрешено работать во вновь созданном отделе поступлений в качестве младших клерков бухгалтерских книг, контролеров, клерков, делопроизводителей журналов и копировальщиков. Предположительно, необходимость быстрого укомплектования этих новых отделов была обоснованием этого решения. На том же этапе частная Рязанско-Уральская железная дорога запросила разрешение на назначение женщин на несколько транспортных и коммерческих должностей в качестве эксперимента. 6 декабря 1900 года министр санкционировал десять назначений начальником станции, помощником начальника станции или грузовым кассиром на десяти станциях второстепенных маршрутов, по одному человеку на каждой.

Относительный успех этого эксперимента помог добиться окончательного значительного довоенного ослабления ограничений. В 1903 году та же железная дорога запросила разрешение назначить двадцать пять женщин на «активные дорожные работы» на второстепенных станциях магистральных линий, а также на станциях второстепенных маршрутов. Эта просьба потенциально имела важные последствия, поскольку в проекте текста нового закона о белых воротничках железных дорог предлагалось рассматривать всех начальников станций как государственных служащих с правами государственной службы, в то время как женщинам-железнодорожницам всегда было отказано в этих правах. Дирекция железных дорог МПС сообщила об этой ситуации министру, но воздержалась от комментариев. Она отвергла идею распространения эксперимента на магистральные линии, но поддержала продолжение на второстепенных линиях. Он также воспользовался возможностью, чтобы рекомендовать «расширение занятости женщин на железных дорогах» путем добавления должностей кассира пассажирских билетов, кассира товаров и коммерческого клерка. Утверждение министра было объявлено в циркуляре МПС от 24/25 ноября 1903 года с оговоркой, исключающей должности, которые предполагали командировки или обучение для продвижения на несанкционированные рабочие места. В этом же году дано разрешение открыть в Москве технические женские курсы по специальностям строительной, механической и электротехнической.

После начала Первой Мировой Войны произошли новые изменения в сфере применения женской работы, особенно на железной дороге.

Весной 1916 года министр путей сообщения дал согласие в качестве временной меры на привлечение лиц женского пола, отвечающих условиям приема на службу железных дорог. Вследствие мобилизации штат работающих на железных дорогах оказался неукомплектованным, при этом грузовые перевозки увеличились, а «пригодный мужской элемент перемещался на должности, требующие по условиям своей работы исключительно мужчин».

Таким образом, женщины стали вместо мужчин работать помощниками начальника станции, дежурными по станциям (не выше IV класса) и разъездов (преимущественно на боковых линиях с небольшим движением), кассирами всех наименований и их помощниками, весовщиками, кондукторами пассажирских пригородных поездов, проводниками спальных вагонов, истопниками вагонов, стрелочниками, сторожами, отметчиками вагонов, маркировщиками, пломбировщиками, мастеровыми в центральных и деповских мастерских.

Летом 1916 года перечень должностей, предоставляемых женщинам на железных дорогах, пополнился должностями привратников, осмотрщиков вагонов, водоливов-кладовщиков и стрелочников на деповских и узловых станциях для малодеятельных постов. Циркуляр предписывал проверять знание назначаемых на эти должности с особой тщательностью.

В 1916 году на железных дорогах женский труд применялся в службе пути почти на всех работах за исключением наиболее ответственных и сопряжённых с большим физическим напряжением.

В службе тяги женщины работали массово рабочими, уборщицами депо и вагонов, обтирщиками паровозов и вагонов.

В службе движения женщины занимали должности билетных кассиров, кондукторов-раздатчиков. Кроме того, женщин по мере надобности планировалось назначать на должности начальников небольших станций и их помощников, смотрителей разъездов и постов и их помощников, станционных конторщиков, весовщиков, швейцаров, сторожей, носильщиков багажа, рабочих по погрузке и выгрузке, отметчиков вагонов, причем на эту должность женщины могли быть назначены лишь при условии соответствующего изменения носимого ими костюма.

В службе связи женщины занимали должности телеграфистов и телефонистов.

После революции женский вопрос уже не стоял так остро, все больше и больше женщин приходили работать на железную дорогу.

Одна из специальностей, к которой женщинам долгое время был закрыт путь, - машинист локомотива. Женщинам в Советском Союзе удалось добиться в этом успеха. Более того, одной из известных пионерок была Елена Чухнюк, украинка по национальности, родившаяся 12 марта 1917 года в селе Дьяковка, Винницкий район (ныне – Бершадский район Винницкой области).

После переезда семьи в Беларусь в 1938 году она поступила на курсы помощников машиниста паровоза в Гомельском локомотивном депо. Это было время, когда женщинам разрешили работать машинистками и активно поощряли их идти на железную дорогу. С тех пор они пошли, конечно, не только обучать машинистов, но и работали стрелочниками, слесарями, путевыми монтажниками.

После окончания курсов Елена Чухнюк стала помощником машиниста, а затем – машинистом паровоза. Она водила тяжелые поезда в Оршу, Могилев, Чернигов. В 1941 году ей было присвоено звание «Почетный железнодорожник», а в 1943 году ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда, высшая награда того времени, за осуществление перевозок для фронта в годы войны.

Наконец, в 21 веке Министерство труда РФ с января 2021 года разрешило женщинам работать машинистами электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Эти профессии исключены из нового перечня производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, где ограничено применение труда женщин.

На рисунке 1 представлена статистика соотношения количества женщин к общему числу сотрудников в разных странах в железнодорожной индустрии.

 

Рисунок 1. Диаграмма соотношения количества женщин к общему числу сотрудников в разных странах в период 2019-2020 гг.

 

По результатам данной статистики можно сделать вывод о том, что самая большая доля женщин, работающих на железной дороге, приходится на компанию, находящуюся в России, т.е. РЖД.

Сегодня женщины составляют примерно каждую пятую рабочую силу на железной дороге. В то время как формальные барьеры 19-го и 20-го веков остались в прошлом, существует настоятельная необходимость побудить больше женщин задуматься о карьере на железнодорожном транспорте.

 

Список литературы:

  1. The History of Women in Rail // Ontrac. [Электронный ресурс]: Women in rail: a history of the working women in rail (on-trac.co.uk) (Дата обращения 25.10.2022).
  2. The path of women on the railroad: from cleaning to driving trains // Railway supply. [Электронный ресурс]: The path of women on the railroad: from cleaning to driving trains (railway.supply) (Дата обращения 26.10.2022).
  3. Women Workers in Late Imperial Russian Industry: Hiring Policy and Employer Attitudes on the Railways to 1914 // Taylor & Francis Online. [Электронный ресурс]: Full article: Women Workers in Late Imperial Russian Industry: Hiring Policy and Employer Attitudes on the Railways to 1914 (tandfonline.com) (Дата обращения 25.10.2022)
  4. Женщинам разрешили быть машинистами // РЖД. [Электронный ресурс]: Женщинам разрешили быть машинистами | СМИ об РЖД | Компания (rzd.ru) (Дата обращения 26.10.2022).
  5. Женщины на железной дороге // Инновационный дайджест. [Электронный ресурс]: Женщины на железной дороге (rzd-expo.ru) (Дата обращения 25.10.2022).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.