Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(205)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
КИНОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
В данной статье описываются результаты теоретического исследования возможностей использования кинотерапии для развития саногенного мышления и анализируются критерии его развития.
Ключевые слова: кинотерапия, саногенное мышление, психотерапевтическикие паттерны.
В современном психологическом обществе используется множество направлений арт-терапии для психокоррекционной работы с людьми разного возраста, начиная от библиотерапии и заканчивая куклотерапией. Но совсем мало работ посвящено изучению кинотерапии, как метода психокорекции, поскольку большая часть научных исследований посвящена изучению негативного влияния фильмов на психоэмоциональное состояние личности, ее поведение и установки. Но так ли это на самом деле? Как кинотерапия влияет на развитие саногенного мышления и личности в целом? Об этом вы узнаете в данной статье. Но для начала давайте разберем с вами понятия "кинотерапия" и "саногенное мышление" и найдём взаимосвязь между ними.
Термин "кинотерапия" впервые ввели во второй половине 20 века. Однако, точного и единого мнения, кто является основателем метода, нет. Но, изучив научную литературу, я выделила три основных подхода к понятию "кинотерапия".
Первый подход подразумевает под понятием "кинотерапия" методику лечения различных эмоциональных проблем клиентов посредством просмотра кино. Разработчиком данного направления являлся Берни Вудер, английский психотерапевт [3]. Фильмотерапия, по его мнению, помогает нам идентифицировать сложные эмоции и освобождает нас от них.
Второй подход Гари Соломона подразумевал использование фильмов в качестве терапии. С помощью данной терапии у клиентов запускался процесс исцеления и из фильмов они могли получать специальные послания, которые способствовали их личностному росту [6].
И третий подход к кинотерапии итальянского психотерапевта
Антонио Манегетти, который акцентировал свое внимание исключительно на переживаниях и рефлексивном опыте клиента, а не на содержании самого фильма [4].
В данной статье мы будем придерживаться определение понятия А. Манегетти, обозначив кинотерапию как метод психотерапевтической работы, основанный на переживаниях и индивидуальной бессознательной направленности личности при просмотре фильма.
Саногенное мышление, в свою очередь, является оздоравливающим, продуктивным видом мышления, направленным на управление эмоциями личности путем рефлексии. Данное понятие впервые в психологическую науку ввёл российский ученый Ю.М. Орлов [5]. Он выдвинул гипотезу о том, что любая эмоция у личности сопряжена с его мышлением и особенностями познавательных операций. Изучением саногенного мышления также занимались такие отечественные ученые, как Т. Н. Васильева, Э. М. Александровская, А. Б. Добрович, И. В. Дубровина и А. И. Захаров. Так, Т.Н. Васильева определила понятие «саногенное мышление» как особый вид мышления, способствующий решению личностных проблем (например, как избавиться от чрезмерного переживания неудачи или уменьшить чувство обиды) [1]. Какие же существуют критерии саногенного мышления?
В своей книге М.Ю. Орлов выделил следующие особенности, свойственные саногенному мышлению: 1) высокий уровень концентрации на объектах размышления; 2) знание природы конкретных психических состояний, нуждающихся в контроле; 3) способность к рефлексии как умение рассматривать свои отрицательные образы памяти, эмоции и прошлый опыт в целом; 4) умение создавать для рефлексии благоприятный фон глубокого внутреннего покоя; 5) достаточно высокий уровень общего кругозора личности; 6) умение вовремя выполнять акт прекращения мышления, т. е. исполнять стоп-реакцию в ситуациях эмоционального напряжения [5].
В данной статье понятие «саногенное мышление» означает совокупность умственных операций, направленных на решение трудных жизненных ситуаций и повышающих уровень физического и психического здоровья личности.
Далее мною были изучены результаты исследования М.М. Даниной по выявлению влияния психотерапевтических паттернов на эмоциональное состояние человека на примере фильмов «Человек может все» и «Человек может все – 2» [2]. Автором была построена первичная групповая матрица, элементами которой являются частоты отнесения пары классифицируемых объектов к одной группе. С помощью метода кластерного анализа полученной первичной матрицы был выделен 21 кластер (группы) психотерапевтических техник, которые получили свое название и описание производимого ими эффекта.
Далее эксперты соотносили психотерапевтические паттерны с критериями саногенного мышления. Результаты соотнесения представлены в распределении паттернов по 8 группам, описанным выше.
Результаты данного исследования позволяют сделать вывод о том, что наличие в структуре фильмов специфических паттернов делает этот фильм способствующим развитию саногенного мышления и его компонентов в частности.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о высоком уровне влияния кинотерапии на развитие саногенного мышления личности. На основе анализа исследования М.М. Даниной было выявлено, что наличие определенных психотерапевтических паттернов в фильме влияют на развитие особенностей продуктивного мышления.
Список литературы:
- Васильева Т.Н. Саногенное мышление - путь к успешности ребенка. М.: ГИПП Янтарный сказ, 2017. – 270 с.
- Данина М.М. Кинотерапия как средство развития саногенного мышления // Южно-российский журнал социальных наук. № 1, 2011. С. 99 – 109.
- Захарова Е.И., Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. № 2 (30), 2018. С. 57–65
- Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. – 384 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
- Туманова О.И. Развитие и становление кинотерапии как инновационный метод в арт-терапии // Universum: психология и образование. № 4 (82), 2021.– 130 c.
Оставить комментарий