Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(204)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
«ВОССТАНИЕ МАСС» Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА И ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ П. ТЕЙЯРА ДЕ ШАРДЕНА
«THE UPRISING OF THE MASSES» BY H. ORTEGA Y GASSET AND THE CHRISTIAN EVOLUTIONISM OF P. TEILHARD DE CHARDIN
Daria Mavreshko
student of the Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
Yanina Skorb
student of the Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
Marina Sokolova
scientific supervisor, Associate Professor of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,
Smolensk, Russian Federation
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается концепция «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета как феномена развития современности со стороны интеллектуального, нравственного, экономического и духовного процесса. В связи с тем, что нынешний современный мир развивается с довольно быстрой скоростью, культурные и нравственные ценности так же быстро изменяются или же вовсе исчезают. Такие концепты, как «человек-масса», «массовое сознание» и «восстание масс» становятся все более и более важными и актуальными проблемами поиска культурно-исторической перспективы развития современных обществ. Также в статье уделено внимание концепции «христианского эволюционизма» французского философа Пьера Тейяра де Шардена, которая заключается в стремлении синтезировать христианское учение с современными ему научными представлениями.
ABSTRACT
This article examines the concept of the "Uprising of the Masses" by H. Ortega y Gasset as a phenomenon of the development of modernity from the intellectual, moral, economic and spiritual process. Due to the fact that the current modern world is developing at a fairly rapid rate, cultural and moral values are changing just as quickly or disappearing altogether. Concepts such as "man-mass", "mass consciousness" and "mass uprising" are becoming more and more important and urgent problems in the search for cultural and historical perspectives for the development of modern societies. The article also pays attention to the concept of "Christian evolutionism" by the French philosopher Pierre Teilhard de Chardin, which consists in the desire to synthesize Christian teaching with modern scientific ideas.
Ключевые слова: восстание масс, массовое сознание, человек-масса, христианское учение, эволюционизм.
Keywords: mass uprising, mass consciousness, mass man, Christian teaching, evolutionism.
1. Восстание масс
Представитель концепции «массового общества» Хосе Ортега-и-Гассет составляет основу современной испанской культурологической мысли, который отразил в своих философских трудах самознание и испанской саморефлексной культуры, и ставший предтечей смысловых сдвигов социокультурной трансформации приближающейся новой эпохи. Поэтому его творчество выпало на эпоху кризиса индустриального общества.
«Восстание масс», социально-философский трактат, опубликованный в 1930 году: в нем автор призывает к тому, чтобы не воспринимать «восстание масс» только как общественно-политический феномен. С его точки зрения, требуется трактовать это понятие как интеллектуальный, нравственный, экономический и духовный процесс, который включает в себя обычаи, привычки, условности. В эссе проводится граница между разными категориями людей: аристократией и массой, однако не по происхождению, а по духу.
Ортега-и-Гассет отметил первым феномен возникновения «массового сознания» в европейском менталитете. Концепция говорит о том, что механическая совокупность обезличенных индивидов создает новое явление – «массовое общество». И оно содержит противоречие: массы не имеют возможности руководить обществом, но стремятся ими руководить.
В нынешнее время поведение масс резко меняется. Сейчас же они вытесняют непривычное, сложное и морализованное. Автор удивлялся, как массы, наполненные энтузиазмом, могут навязывать обществу свои вкусы и требования.
Описанная концепция актуальна в связи с тем, что философ предсказывает те трагические социокультурные изменения, которые ожидаются у следующих поколений.
2. Христианский эволюционизм
Основатель христианского эволюционизма - французский биолог и гуманист Пьер Тейяр де Шарден, его деятельность была направлена на проблемы человека. Его учение противостоит традиционным томистским представлением о мире и человеке. Его созданию принадлежит философско-теологическая конструкция для придания совершенному христианству непротиворечивую научную форму.
На данный момент многие пытаются интерпретировать тейярдизм, но в силу своей многозначности возможны абсолютно различные толкования и модификации.
Важно сказать, что «пантеистический» внутренний опыт Тейяра оставил определённый след в его системе. Однако гораздо важнее отметить, что Тейяр очень близок к тем из православных мыслителей, которые рассматривали весь мир как Теофанию, то есть Богоявление.
Осталась в стороне от Тейяра и проблема антиномичности, для него во всем господствует номизм, законы однозначные и четкие. Правы и те католические критики, которые упрекали Тейяра в том, что он дал повод для смешения Бога и мира, естественного и сверхъестественного. Однако мыслитель сознательно стремился к преодолению недостатков и пробелов своей системы.
Вывод:
Труд Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс» подтверждает нам том, что в настоящие дни необходимо сформировать современную систему нравственных ценностей, так как без этого шага преодолеть существующий кризис будет невозможно.
Что же касается христианского эволюционизма, то его основоположник - Пьер Тейяра де Шарден, оставляет простор для работы философской и богословской мысли. Возможно, дополняя и развивая тейярдизм, его возможно сделать важным составным элементом современного христианства.
Таким образом, хотя система Пьера Тейяра де Шардена и имеет черты ограниченности, она требуется нам, как светлый облик этого инока-ученого и пророка-гуманиста.
Список литературы:
- Гарсия-Каселес Кончита «ВОССТАНИЕ МАСС» Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОСТИ // Вестник культурологии. 2022. №3 (102).
- Дяченко Н. І., Фомина А. А. Роль концепции Хосе Ортеги-и-Гассета в формировании сознания современного специалиста. – 2013.
- Коновалова А. В. «Массовая культура» ХХ века в концепциях Х. Ортеги-и-Гассета, Р. Барта, Ж. Бодрийяра //Культура и цивилизация. – С. 136.
- Пасика В.М. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. В кн.: Из истории зарубежной философии 19-20 вв.сб. статей. - М.:, 1967. С. 164-183.
- Пащак И. В. Представление Х. Ортеги-и-Гассета о современной европейской культуре и проблема социальных отношений // Вестник ВятГУ. 2009. №4.
- Терешкун О. Ф. Философия техники хосе Ортеги-и-Гассета //Антропологические измерения философских исследований. – 2015. – №. 7. – С. 111-123.
Оставить комментарий