Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(203)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Огай С.В. РАЗНИЦА МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИЕЙ XVI ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ И ОСВОЕНИЯ АМЕРИКИ ИСПАНЦАМИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 33(203). URL: https://sibac.info/journal/student/203/266110 (дата обращения: 16.07.2024).

РАЗНИЦА МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИЕЙ XVI ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ И ОСВОЕНИЯ АМЕРИКИ ИСПАНЦАМИ

Огай Снежана Вячеславовна

студент, факультет исторического и правового образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

РФ г. Волгоград

Меркурьева Вера Сергеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры отечественной истории и историко-краеведческого образования, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

РФ г. Волгоград

THE DIFFERENCE BETWEEN THE EUROPEAN AND RUSSIAN COLONIZATION OF THE XVI CENTURY ON THE EXAMPLE OF THE ACCESSION OF SIBERIA AND THE DEVELOPMENT OF AMERICA BY THE SPANIANS

 

Snezhana Ogay

Student, Faculty of History and Law Education, Volgograd State SocioPedagogical University,

Russia, Volgograd

Vera Merkurieva

scientific supervisor, candidate of historical sciences, associate professor of the Department of national history and local history education, Volgograd State SocioPedagogical University,

Russia, Volgogradad

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «колонизации», правильность его применения к политике России и Европы в XVI в. Проводится тщательное сравнение колонизационной политики России и Европы по каждому аспекту: военные столкновения, грабеж, обложение данью, эксплуатация природных и человеческих ресурсов, насаждение своей культуры, наличие гражданских прав. Подведены итоги колонизационной политики, её значение для развития народов Сибири и Америки.

ABSTRACT

The article discusses the concept of "colonization", the correctness of its application to the policy of Russia and Europe in the 16th century. A thorough comparison of the colonization policy of Russia and Europe is carried out in every aspect: military clashes, robbery, taxation of tribute, exploitation of natural and human resources, planting of one's culture, the existence of civil rights. The results of the colonization policy and its significance for the development of the peoples of Siberia and America are summed up.

 

Ключевые слова: народ, индеец, население, колонизация, Сибирь, Америка.

Keywords: people, Indian, population, colonization, Siberia, America.

 

В конце XV в. Христофор Колумб открывает для Европы новый свет – Америку, после чего тысячи европейцев устремляются на новые земли для колонизации этих территорий ради обогащения своих стран. Примерно в то же время в XVI в. в России начинается «освоение» Сибири.  Однако можно ли вкладывать одинаковый смысл в понятие «колонизации», говоря о колонизационной политике Европы и России? Говоря об Испании, Португалии, Великобритании и др. странах-метрополиях, данное понятие ассоциируется в большинстве своем с захватом европейскими державами новых земель, экономической экспансией, которая сопровождается ограблением коренного населения, его порабощением и даже истреблением. Применительно к России оно обозначает отличный по национальности анклав, существующий в рамках Российской империи, в частности территорию, заселённую иностранцами.

В основной своей массе зарубежные историки воспринимают расширение Российского государства и образование западноевропейских колониальных империй как идентичные процессы. Это выражается в повсеместном сравнении формирования Российской империи с империями европейскими. По мнению большинства американских исследователей русской колонизации, все европейские империи действуют по одним и тем же законам; колониальные захваты Испании, Великобритании, Франции преследуют те же цели, что и российская экспансия [3]. Однако «русская» и «европейская» колонизации не были идентичны и имели значительные различия как в применяемых методах, так и в их последствиях. Тем не менее, оба типа колонизации имели и сходные черты [4].

Нам известно, что завоевателей было куда меньше, чем население завоеванных народов. Преимущество колонизаторов заключалось в том, что они имели перед собой цель, достижение которой было важно для каждого члена сообщества завоевателей, поэтому они смогли небольшими отрядами, преодолевая труднейшие природные препятствия, покорить огромные и раннее неизвестные территории, и их население, а также навязать им свою модель взаимоотношений и поведения [5]. Очевидно, что главной целью колонизации было обогащение осуществлявших ее людей и государственных структур. Заметим, что испанцы отправились в Америку в поисках золота и пряностей, а русские в Сибирь за соболем, которого продавали на европейском и азиатском рынках, а также для получения дани с покоренных народов.

Итак, необходимо проследить, как взаимодействовали «русский» и «европейский» мир с жителями колонизируемых земель. Рассмотрим это взаимодействие отдельно по каждому аспекту:

1. Военные столкновения. В обоих случаях не обошлось без военных действий. Ермак начал свое завоевание насильственным образом, но впоследствии многие народы, видя, что казаки не причиняют им вреда, стали добровольно вступать с ними в союз [6]. Европейцы, пользуясь военным превосходством, наличием огнестрельного оружия, быстро покоряли одно племя за другим. Естественно, что, покоряя те или иные народы, не обошлось без многочисленных жертв. Но в случае индейцев, те понесли куда большие потери, ведь погибали от инфекций, привезенных из Европы.

2. Грабеж. Государства-завоеватели как правило считали, что вполне законно могут присваивать себе все, что находилось на новозавоеванных территориях. Поэтому Ермак, захватив столицу Сибирского ханства – Кашлык и найдя там богатую добычу в виде множества драгоценных соболиных мехов, чернобурых лисиц, шкур куниц и белок, присвоил все казакам и поровну разделил добычу между ними [8]. Известно, что и основной целью испанцев в экспедиции в Америку была добыча золота, поэтому они грабили индейцев, вымогая его у них [7]. Естественно, что такое поведение чужеземцев в Америке не могло не вызывать недовольство местного населения, что нередко приводило к местным схваткам.

3. Обложение данью. Захват новых территорий должен быть экономически выгоден государству-завоевателю, поэтому, принимая новые народы в свое подданство, туземцев Сибири обязывали платить дань в казну Русского царства в форме ясака. Тем временем народы Америки попадали в специфическую форму зависимости – энкомьенду, по которой отдавались «под присмотр» конкретного лица из колонистов, платили установленные налоги и облагались всевозможными поборами со стороны церкви [5].

4. Эксплуатация природных и человеческих ресурсов. Известно, что индейское население массово использовалось в качестве рабочей силы сначала на рудниках по добычи золота и серебра, а затем на плантационных хозяйствах [4]. Высшие же представители католической церкви обязывали местное население участвовать в строительстве церквей и монастырей. Однако свободолюбивые индейцы оказывались неспособными выдержать рабский труд и вскоре умирали, что грозило скорым отсутствием рабочей силы на материке. Из-за этого индейцев было решено заменить неграми из Африки, которых привозили в Америку и превращали в рабов. Тем временем в Сибири развитие сельского хозяйства из-за климатических условий было затруднительным, тем более что у народов Сибири не было опыта обработки земли. Рудников в рассматриваемый период тоже не было. Поэтому опыт насильственного привлечения сибирских народов к какому-либо виду работы неизвестен. К тому же, власти были больше заинтересованы в увеличении численности населения на окраинах страны, нежели в её уменьшении, ведь плотность населения Сибири и так была низкой.

5. Насаждение своей культуры. Испанское завоевание прервало самостоятельное развитие американских народов. Признав индейцев «рациональными существами», колонизаторы решили полностью порвать с культурной составляющей населяющих Америку народов и попытаться «испанизировать» местное население. Особенно ярко это проявилось в обращении индейцев в католическую веру. Пытаясь порвать с их языческими верованиями, миссионеры массово уничтожали их храмы, идолов и другие предметы культа на глазах у местных жителей, тем самым показывая силу и превосходство христианского бога. Это не только внушало страх аборигенам, но и ненависть к завоевателям. Находясь под угрозой физической расправы, индейцы принимали крещение, однако это не всегда на деле означало, что они перестали поклоняться своим богам. За идолопоклонство или нежелание обучаться новой вере миссионеры примеряли жестокие виды физической расправы, от которой индейцы нередко погибали или оставались калеками [2]. Русские же относились к языческим культам сибиряков лояльно, обращение в христианство приветствовалось и давало много выгодных сторон для «неофита», однако насильно креститься никто не заставлял [5].

6. Наличие гражданских прав. Колониализм, как правило, предполагает, что покоренные народы имеют меньшие права, чем колонизаторы. Так и случилось с народами Америки. Хоть они и были провозглашены подданными Испании, это не означало, что они становились свободными гражданами. Первоначально их обращали в рабство. В 1512 г. были составлены «Законы Бургоса», ставшие основой колониального законодательства. Этот документ провозглашал индейцев свободными людьми и запрещал обращать их в рабство, продавать или обменивать, а также физически наказывать. Закон был предназначен для того, чтобы расположить к себе индейцев и потому носил временный характер [1]. В 1530-40 гг. были изданы указы, по которым система «репартимьенто» заменялась «энкомьендой». Теперь индейцы превращались в крепостных своих конкистадоров, выполняя в их пользу некоторые трудовые повинности (обработка земли, работа на рудниках). Конкистадоры же должны были следить за поведением своих крепостных, воспитывать их в духе католической веры. По-иному же складывались отношения русских завоевателей с покоренными народами Сибири. Каждый присягнувший русскому царю становился таким же его поданным с правами, мало отличными от прав самих колонизаторов. А переход в православие, например, мог дать возможность службы среди русских воинских людей на равных правах с ними [5]. К тому же, на народы Сибири даже не распространялось крепостное право.

Итак, проведя сравнительный анализ колонизационной политики России и Европы, мы видим, что по своему содержанию и последствиям эта политика была отличной. Если испанцы в начале XVI века не ограничились лишь вывозом драгоценных металлов с нового континента, а развернули там целую систему по добычи золота, серебра, ведению сельского хозяйства трудом покоренных народов для обогащения своей страны, то русские завоеватели ограничились присоединением новых территорий и обложением местного населения данью в виде пушнины, тем самым реализовав добычу мехов для торговли внутри страны и за её пределами.

Говоря о последствиях колонизации для покоренных народов, то они тоже имеют огромную разницу. После появления в Америке европейцев, индейское население было подвергнуто различным видам насилия, как физического, так и культурного. Внутренняя система управления индейскими племенами была разрушена и передана в руки завоевателей, их свободное существование окончено, местное население массово обращалось в рабство. Культура аборигенов запрещалась новыми властями, предметы их верований уничтожались, все население насильно или под предлогом физической расправы обращалось в католичество. В итоге колонизация Америки европейцами в начале XVI века привела к огромным человеческим и культурным жертвам.

Последствием же присоединения Сибирских народов к России со временем все-таки стало создание единой нации, мирно существующей в единых границах и разговаривающей на одном языке, при этом не разрывая со своими культурными ценностями.

 

Список литературы:

  1. Волкова, Е. Ю. Характер влияния Европейской культуры на аборигенную культуру индейцев Южной Америки в XVI в / Е. Ю. Волкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. – 2013. – № 3. – С. 39-50.
  2. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI-XVIII вв. - Москва: Наука, 1977 – 295 с.
  3. Ибнеева, Г. В. Понятие колонизация в трудах современных англо-американских исследователей истории России / Г. В. Ибнеева, И. А. Попов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014. – Т. 156. – № 3. – С. 267-276.
  4. Испанская Америка XVI—XVIII веков /Оскар Мазен. — М. : Вече, 2015. — 336 с. — (Гиды цивилизаций).
  5. Карпава, А. Европейское сосуществование, колониальная политика Испании и России: культурное насилие или культурный мир? / А. Карпава, Е. А. Багрин // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2014. – № 4(52). – С. 201-212.
  6. Никитин, Д.Н. Покорение Сибири. Войны и походы конца XVI - начала XVIII века : [12+] / Д.Н. Никитин, Н.И. Никитин. - М .: Фонд «Русские Витязи», 2016. - 124 с.
  7. Селиванов В. Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. М. Наука. 1984 - 176 с.
  8. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака – Новосибирск. : Наука, 1982. – 317 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.