Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(202)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В НАУКЕ
HEURISTIC ROLE OF PHILOSOPHY IN SCIENCE
Daria Mavreshko
Student, Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
Elena Trubicina
Student, Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
Marina Sokolova
scientific adviser, Associate Professor of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University,
Russia, Smolensk
АННОТАЦИЯ
Эвристическая функция философии в науке подразумевает под собой научный поиск, и является актуальной во все времена. Рождается новая теория — так как она не может возникнуть исключительно из опыта, обязательно должны присутствовать теоретические знания: гипотезы, общие понятия, различные виды принципов.
Часто перед человеком возникают ситуации, в которых он должен совершить определенную последовательность действий — решить задачу, однако приобретённый опыт не позволяет ему этого сделать. Для того чтобы найти ответ для данной задачи требуется создать новую, не имеющуюся схему, то есть совершить акт творчества. Данная ситуация называется проблемной, психический процесс, решающий проблему, — продуктивное мышление, или же, если употребить термин, идущий еще от Архимеда, эвристическая деятельность.
ABSTRACT
The heuristic function of philosophy in science implies a scientific search, and is relevant at all times. A new theory is being born — since it cannot arise solely from experience, theoretical knowledge must necessarily be present: hypotheses, general concepts, various types of principles.
Often a person faces situations in which he must perform a certain sequence of actions — to solve a problem, but the acquired experience does not allow him to do this. In order to find the answer to this problem, it is required to create a new, non-existing scheme, that is, to perform an act of creativity. This situation is called problematic, the mental process that solves the problem is productive thinking, or, to use a term that comes from Archimedes, heuristic activity.
Ключевые слова: эвристическая функция, эвристика, научные исследования, наука, философия.
Keywords: heuristic function, heuristics, scientific research, science, philosophy.
1. Введение
В процессе исторического формирования философия показывает собственные, высококачественные изменения в разнообразии функций, которые разграничиваются как дочерние относительно основных функций — мировоззренческой и методологической. Подобно этим заметим гносеологическую, логическую, идейную, аксиологическую, эстетическую и эвристическую. [2, с. 162]
Эвристическая функция философии духовно двойственна, раздвоена: ретроспективная обстановка целого общества предназначается закономерным основанием картины предстоящего. Только лишь академическая теория объекта способна быть базой моделирования как закономерной процедуры научного предвидения состояния любой части пространственно временного континуума. Подобное в истории познания стало допустимым не в тот период, когда появились частные науки, а уже после развития научной философии, гарантировавшей научное, справедливо подлинное понимание субстанции целого общества — субстанции равно как объективной действительности. [5, с.33]
Непосредственно в диалектико-материалистической концепции единого общества находится справедливая вероятность моделирования согласно каждому азимуту и в различную глубину. Один разделитель тут — присутствие сформированной научной концепции тех процессов, в пространстве которых станет прокладываться прогнозирование.
2. История развития эвристики
Обычай эвристики происходит от Древнегреческой философии. В культуре Новейшего периода в рамках нетипичной и постнеклассической моделях науки предполагаются нетипичные примеры и методы познавательной работы.
В первой половине двадцатого века Р.К. Мертон улучшил представление «серендипность» как методологическую эвристику, содействующую расширению либо возникновению новой концепции за счет неожиданных, противоестественных, внезапных прецедентов. К.Поппер внес предложение в качестве критерия научного способа принцип фальсификации, как метод модернизации классической концепции. [3]
Воздействие мировоззренческих идей в науку исследовалось как в заграничной литературе, так и в отечественной. К концу XX в. упор ставился в познании динамики научного познания, раскрытии элементов его увеличения. Данная проблема начинает дискуссироваться в постпозитивизме. Основной признак данной стадии формирования философии науки, это многообразие концепций становления науки и их взаимная критика. Это и теория перманентной революции К. Поппера, и теория научных революций Проспектор. Монета, и методика учено-экспериментальных программ И. Лакатоса, и теория литофанического познания М. Полани, а кроме того концепции науки С. Тулмина, Дж. Агасси. [6]
Эта общефилософское направленность обращается к истории науки, наблюдает за сменой и формированием мыслей, начинается восстановление метафизики. Практически все без исключения философы данного направления совершают вывод о том, что формирование академического познания никак не способно осуществляться согласно прямолинейным законам, а в науку постоянно воздействовали общефилософские мысли и подобные области культуры, равно как: идеология, мифы, вероисповедания и искусство. [8]
3. Роль эвристики в научных исследованиях
И. Лакатос, философ и историк науки, развивая идеи К. Поппера, обосновал роль эвристической функции в научно-исследовательской деятельности на примере математики. Автор вводит понятие «научно-исследовательская программа», представляющая собой фундаментальные категории, принимаемые научным сообществом догматически, но с обязательным эвристическим потенциалом. Суть самой программы не меняется, но неизбежно возникают эмпирические факты, которые оформляются в перспективную феноменологическую теорию, модифицирующую положения программы, но в сущностных характеристиках ее не меняющие.
Этот прием автор назвал «положительная эвристика», т.е. метафизический принцип как основа предполагает уточнение, исправление, вывод из стагнации, способствующие созданию новых, более сложных моделей реальности.
«Отрицательная эвристика» — методология, направленная на рациональное ограничение критики базовых утверждений научно-исследовательской теории, с целью обеспечения устойчивости самой программы. [1]
4. Роль эвристики в различных науках
Эвристические методы повышают вероятность решения творческих задач, находить решения в нестандартных ситуациях, но в критерии надежности уступают алгоритмическим подходам. «Мы должны развивать вспомогательные гипотезы, которые образуют защитный пояс вокруг этого ядра...Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок...он должен приспосабливаться, переделываться или даже заменяться...Если это дает прогрессивный сдвиг, исследовательская программа может считаться успешной...Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она «вытесняет» ее, и эта конкурирующая программа может быть устранена». [1]
Научная эвристика, эвристическая функция отражают процесс получения ответа на любую задачу. На примере анализа процесса решения математических задач Д. Пойа доказал, что ключевым моментом является эвристика, открытие, озарение, а основанием является часто случайная и непредсказуемая догадка, которая способствует изменению привычной уверенности в правильности миропонимания. Трансформация устоявшегося взгляда на единичное влечет за собой переосмысление целого, что, в свою очередь, обуславливает истинность решения поставленной задачи. Методические приемы, способствующие открытию, заключаются в упорядочении разрозненного набора эмпирических фактов и оформление их в феноменологическую гипотезу, далее в теоретическую конструкцию. Сегодня такая методология применяется для достижения научного результата с помощью технических средств без систематического изложения процесса. Например, так называемые эвристические программы основаны на алгоритме правдоподобных рассуждений. [7]
Но этот тот методологический подход легален для любой исследовательской деятельности, в том числе в проблеме приращения собственно философских знаний. Эффективность этой работы выражается в обновлении существования. Изменение существования с неизбежностью приводит к изменению мировоззрения человека как субъекта познавательной деятельности. Результатом становится трансформация культуры как условия воспроизводства и изменения социальной жизни. [4]
Вывод:
Наблюдаемые сегодня глобальные изменения, радикальные культурные трансформации обусловлены потребностью в новой системе программ человеческой жизнедеятельности. Эти процессы в академической литературе квалифицируются как «...особая точка в развитии человеческого общества... после прохождения которой оно может совершить качественный скачок во всех сферах деятельности и войти в постсингулярную фазу стабильного и устойчивого развития, но возможны и другие сценарии». Неизбежным следствием этих процессов является изменение статуса не западных философских традиций, прежде всего, в социокультурном контексте. Совокупность существовавших до сих пор порядков, объектов, форм деятельности, образов самопознания, наличных знаний, созданных человечеством, никогда не являвшимся единым социальным организмом, переживает острейший кризис. [9]
Философское познание всегда социально ориентировано. Вырабатывая новые мировоззренческие идеи, оно переформулирует содержание онтологических, антропологических, гносеологических, социальных, праксиологических категорий сообразно конкретной социокультурной ситуации. Каждая эпоха переосмысливает границы между субъектом и объектом познания, сознания и бытия. «Благодаря разным интерпретациям, которые попадают от исследователей истории или от интерпретаторов произведения искусства в историческую традицию, таким образом обновляет ее. Понимание происходит через диалог с предметом исследования, где понимающий задает вопросы прошлому и получает на них ответы в той мере, в какой он готов их услышать». [1]
Список литературы:
- Волобуева Л. Н. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ //Автомобиль. Дорога. Инфраструктура.= Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. – 2022. – №. 2 (32). – С. 17.
- Гершанский В. Ф. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ФИЗИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ //Новые идеи в философии. – 2002. – №. 11. – С. 162-164.
- Золотарева Е. А. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПРЕДВИДЕНИИ //Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. – 2012. – С. 45-49.
- Кириллина С. Е., Чечёткина И. И. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ В ФИЗИКЕ //Философия в системе" НТПО": наука, технология, производство, образование. – 2019. – С. 86-87.
- Комаров В. Д. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В XXI ВЕКЕ //Новые идеи в философии. – 2002. – №. 11. – С. 30-37.
- Комиссаров И. И. Основные функции моделирования в философии и науке //Гуманитарный вестник. – 2020. – №. 2 (82). – С. 2.
- Орлов С. В. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ИССЛЕДОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ //Новые идеи в философии. – 2002. – №. 11. – С. 103-107.
- Щеглова Л. В. Эвристический потенциал культурологии и философии культуры //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 62. – №. 8. – С. 170-176.
- Структура и функции философии. URL: https://vuzlit.com/1510846/evristicheskaya_funktsiya (дата обращения: 30.09.2022)
Оставить комментарий