Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 32(202)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
FEATURES OF THE PARTICIPATION OF A DEFENSE LAWYER IN PRE-TRIAL PROCEEDINGS
Violetta Mamonina
student, Department of Criminal Law and Procedure, Russian State University for the Humanities,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются некоторые особенности участия адвоката-защитника в досудебном производстве. Установлено, что основной особенностью участия адвоката-защитника на данной стадии уголовного судопроизводства является ограничение его возможностей по сбору и предоставлению доказательств. На практике сведения, собранные адвокатом-защитником, должны быть признаны доказательствами органами следствия (дознания), но чаще всего ходатайства об этом, исходящие от адвоката-защитника, отклоняются.
ABSTRACT
The article discusses some features of the participation of a defense lawyer in pre-trial proceedings. It is established that the main feature of the participation of a defense lawyer at this stage of criminal proceedings is the limitation of his ability to collect and provide evidence. In practice, the information collected by the defense lawyer must be recognized as evidence by the investigation (inquiry) bodies, but most often requests for this coming from the defense lawyer are rejected.
Ключевые слова: адвокат-защитник, досудебная стадия, доказывание, участие адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве.
Keywords: defense lawyer, pre-trial stage, proof, participation of a defense lawyer in criminal proceedings.
Участие адвоката-защитника в уголовном деле на любом из этапов его рассмотрения обеспечивает соблюдение конституционного права его подзащитного на получение квалифицированной юридической помощи. Участие адвоката-защитника в досудебном производстве характеризуется определенными особенностями, связанными прежде всего с тем, что полномочия адвоката-защитника на данной стадии уголовного судопроизводства не полностью регламентированы в действующем законодательстве.
Полномочия адвоката-защитника закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, а также – в федеральном законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации». Адвокат-защитник участвует на стадии досудебного производства во время сбора доказательств невиновности своего подзащитного либо фактов, которые могут поставить под сомнение доказательства, собранные стороной обвинения. Аушев М.А. указывает на важность участия адвоката в процессе доказывания, приводя в пример практику Европейского суда по правам человека. Он указывает, что, несмотря на достаточно широкие полномочия, имеющиеся у адвоката-защитника в процессе доказывания, законодателем не учтено того, что у адвоката-защитника отсутствуют процессуальные функции, необходимые для закрепления полученной информации в качестве доказательств. Соответственно, адвокат защитник способен только получать сведения, а то, будет ли им присвоен статус доказательств, зависит от следователя или дознавателя по уголовному делу [1, с. 102].
Буянтуев С.О., в свою очередь, рассматривает особенности обеспечения участия адвоката-защитника в досудебном производстве по уголовному делу в качестве гарантии реализации его прав. В рамках проводимого исследования он указывает на существование незаконного ограничения деятельности адвоката-защитника. Существование данного ограничения Буянтуев С.О. объясняет существованием множества фактов незаконного отказа дознавателями либо следователями в удовлетворении ходатайств адвоката-защитника о приобщении собранных им данных к материалам уголовного дела [2, с. 58].
Из-за этого, по его словам, необходимо внедрение иных правовых гарантий для реализации прав адвоката-защитника в рамках досудебного производства, таких, как:
- разработка и внедрение новых процессуальных технологий и регламентаций;
- совершенствование уже существующих уголовно-процессуальных инструментов, которые применяются адвокатом-защитником в рамках реализации его прав в рамках досудебного производства.
Рассмотрев исследование, проведенное Буянтуевым С.О., можно сделать вывод о том, что данный ученый рассматривает безопасность адвоката-защитника, участвующего в уголовном судопроизводстве, не в прямом, а в косвенном смысле. Он приходит к следующим выводам:
- безопасность адвоката-защитника, участвующего в уголовном судопроизводстве на стадии досудебного расследования нужно воспринимать как самостоятельную гарантию эффективности участия адвоката-защитника, необходимой для достижения базовой цели уголовного судопроизводства;
- реализация безопасности адвоката-защитника проходит только в системе иных гарантий, действующих при производстве по уголовным делам;
- безопасность адвоката-защитника имеет специфические свойства, так как обеспечивается за счет ограниченного применения части процессуальных и внепроцессуальных мер безопасности;
- обеспечение безопасности адвоката-защитника прямо относится к его процессуальному статусу, косвенно – к реализации прав его подзащитного [2, с. 60-61].
Безопасность адвоката-защитника, участвующего в уголовном деле на стадии досудебного производства – важный вопрос, однако приведенные выше положения позволяют говорить о том, что исследователями в первую очередь рассматривается вопрос о правовых и процессуальных гарантиях, распространяющихся на действия адвоката-защитника.
Некоторые исследователи рассматривают вопрос цифровизации участия адвоката-защитника в рамках досудебного производства. По словам Жиксембаева А.А., стадия досудебного производства рассматривается учеными прежде всего со стороны необходимости сохранения ее розыскного характера. Принцип состязательности, закрепленный в статье 15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, мало реализуется в досудебном производстве. Именно поэтому досудебная часть уголовного судопроизводства не отвечает принципу состязательности. Это указывается в качестве одной из основных проблем уголовного судопроизводства.
По словам Жиксембаева А.А., есть необходимость в корректировке процедуры приобщения документов и предметов, собранных адвокатом-защитником, посредством введения электронного уголовного дела [3, с. 20].
Проанализировав материалы, посвященные участию адвоката-защитника в досудебном производстве, можно сказать, что основной особенностью участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве становится сложность с приобщением документов и вещественных доказательств, собранных адвокатом, к материалам уголовного дела.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации указывается то, каким образом адвокат может собирать доказательства:
- с помощью получения документов, вещей, информации иного рода;
- с помощью опрашивания граждан с их согласия;
- истребования доказательств от органов государственной власти, местного самоуправления и иных организаций.
Все особенности участия адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве так или иначе связаны с получением доказательств в рамках досудебного производства.
Так, например, Подопригора Д.А. указывает, что развиваться должно не только уголовно-процессуальное законодательство, но и деятельность, осуществляемая адвокатом на стадии уголовного судопроизводства. По его словам, сторона защиты – слабое звено уголовного судопроизводства. Слабость проявляется в том, что реализация полномочий защиты в рамках стадии досудебного производства осуществляется через направление ходатайств органам дознания, следствия, прокуратуре и суду. Значительная часть таких ходатайств отклоняется – в особенности те из них, что направлены на проведение тех или иных следственных действий. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства, принятое следователем или дознавателем, в большинстве случаев не изменяется даже при направлении адвокатом-защитником соответствующей жалобы.
В качестве обоснования отказа в удовлетворении ходатайства Подопригора Д.А. указывает процессуальную независимость органов дознания и следствия [5, с. 295]. На практике же отказы обосновываются несущественностью доказательств для уголовного дела, устанавливаемой следователем либо дознавателем. По словам исследователя, в данном процессе существует ряд проблем, требующих устранения. К ним относятся:
- отсутствие четкого указания на срок, в течение которого следователь или дознаватель обязан рассмотреть ходатайство адвоката-защитника о приобщении собранных им сведений к материалам уголовного дела;
- отсутствие прямого указания на срок, в течение которого следователь либо дознаватель обязаны уведомить адвоката-защитника о результатах рассмотрения направленного им ходатайства;
- отсутствие указания на срок, в течение которого адвокат-защитник может обжаловать решение, принятое следователем или дознавателем в отношении направленного им ходатайства;
- наличие только у следователя или дознавателя права определять степень значимости доказательств, собранных адвокатом-защитником, для уголовного дела [4, с. 296].
Все вышеперечисленное заметно ограничивает возможности адвоката-защитника по сбору и представлению доказательств.
К основным особенностям участия адвоката-защитника в досудебном производстве можно отнести:
- ограниченное закрепление статуса адвоката-защитника на стадии досудебного судопроизводства;
- ограничение возможностей адвоката-защитника в собирании доказательств на досудебной стадии – указаны не все способы получения доказательств, собранные сведения не включаются в доказательственную базу автоматически, необходимо одобрение со стороны органов дознания/следствия, что на практике встречается достаточно редко.
Список литературы:
- Аушев М.А. Участие адвоката-защитника на стадиях досудебного и судебного производства по уголовному делу // Modern Science. 2020. № 7-1. С. 101-104.
- Буянтуев С.О. Обеспечение безопасности участия адвоката-защитника в досудебном производстве по уголовному делу как гарантия реализации его прав // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. № 3 (93). С. 57-61.
- Жиксембаев А.А. Некоторые аспекты цифровизации участия адвоката-защитника в досудебном производстве по уголовным делам в России // Коррекционно-педагогическое образование: электронный журнал. 2022. № 2-2 (32). С. 18-20.
- Подопригора Д.А. Досудебное производство в деятельности адвоката // Историческая память и духовный опыт формирования российской государственности (к 800-летию Святого Благоверного князя Александра Невского). Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. Кострома, 2021. С. 292-297.
Оставить комментарий