Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(198)

Рубрика журнала: Экономика

Секция: Менеджмент

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Морозов Д.Р. ПРАЗДНИК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 28(198). URL: https://sibac.info/journal/student/198/262891 (дата обращения: 30.12.2024).

ПРАЗДНИК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Морозов Дмитрий Романович

студент, кафедра менеджмента социально-культурной деятельности, Волгоградский государственный институт искусств и культуры,

РФ, г. Волгоград

Котельникова Ольга Юрьевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, кафедра менеджмента социально-культурной деятельности, Волгоградский государственный институт искусств и культуры,

РФ, г. Волгоград

HOLIDAY AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON: HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT

 

Dmitry Morozov

Student, Department of Management of Social and Cultural Activities, Volgograd State Institute of Arts and Culture,

Russia, Volgograd

Olga Kotelnikova

supervisor, candidate of pedagogical sciences, Department of Management of Social and Cultural Activities, Volgograd State Institute of Arts and Culture,

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию праздника как социокультурного явления: историко-теоретический аспект. Проанализированы психолого-педагогические, социальные функции праздника. Раскрыты воспитательно-обучающие, развлекательные, коммуникативные цели, эстетическая природа праздника. Проанализированы особенности использования праздника как социокультурного феномена и коммуникационного средства для достижения маркетинговых задач в конкурентной среде.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the holiday as a socio-cultural phenomenon: the historical and theoretical aspect. Psychological and pedagogical, social functions of the holiday are analyzed. The educational, entertaining, communicative purposes and aesthetic nature of the holiday are revealed. The features of holiday use as a socio-cultural phenomenon and communication tool to achieve marketing objectives in a competitive environment are analyzed.

 

Ключевые слова: праздник, празднование, праздничная культура, эстетика праздника, цели и функции праздника, социокультурный феномен.

Keywords: holiday, celebration, festive culture, aesthetics of the holiday, goals and functions of the holiday, socio-cultural phenomenon.

 

Праздник как одна из древнейших форм человеческой культуры не раз становился предметом изучения, однако вокруг этого феномена до сих пор не сформировалось целостной теоретической базы. Являясь одним из наиболее устойчивых компонентов культурного пространства, праздник в то же время чрезвычайно восприимчив к происходящим в обществе изменениям. С течением времени меняется общество, меняются ценностные установки, формы означивания ценностей и их репрезентация.

Россия нынешнего столетия, как никакая другая страна, переживает ситуацию выбора дороги. Будущее страны, в первую очередь, определяется состоянием духа нации, уровнем ее культуры, одной из форм проявления которой является праздник.

Каков праздник - таково общество, каково общество - таков и праздник. Эта взаимосвязь обусловлена генетической «спайкой» этих двух явлений и проиллюстрирована самим ходом истории культуры. Ибо каждая эпоха создает свою систему мировоззрения, которая реализуется в конкретных формах праздничной деятельности.

Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания. Однако, как правило, это односторонний взгляд на праздник как предмет данной науки. Одни исследовали роль и место праздника на определенном этапе исторического развития, другие рассматривали специфику праздничного общения, третьи выявляли возможности идеологического воздействия на участников торжества. Между тем праздник, это интегральная социальная система, которая соединяет в себе самые разнообразные атрибуты духовной жизни и требует системного подхода к этому историко-культурному феномену.

Существует немало научных концепций происхождения праздника. Одним из представителей универсальной теории является М. М. Бахтин, который утверждал: «Праздник – не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, но сама жизнь, оформленная игровым способом и, следовательно, связанная с человеческой культурой, но представляющая и воплощающая ее совсем иначе, чем это делает труд, производящий материальные вещи, или собственно художественная деятельность, ориентированная на создание произведений искусства».

Казимеж Жигульский – польский социолог приводит следующее определение «Праздник – это момент социокультурной динамики, когда общество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то, по меньшей мере, нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность, применяемая в этом случае символика и вызванный ею миф». По Жигульскому, праздник - это один из социальных институтов, «который охраняет, пропагандирует и обновляет ценности культуры, вокруг которых общество организует свою сознательную жизнь». Следовательно, польский исследователь отделяет миф и игру от праздника, считая последний вполне самостоятельной структурой, использующей миф только в качестве вспомогательного элемента.

А.Ф. Некрылова - известный фольклорист, этнограф, театровед считает, что «праздник - это социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики, то есть он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее». В этом его связь с традицией. Праздник опирается на устоявшееся, постоянно стремится к возрождению и актуализации традиционного. Поэтому праздник сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним, оставляя место новому и непредусмотренному. Ритуал выступает родовым понятием по отношению к празднику, который можно представить, как концентрацию ритуального действия. Обряд образует каркас праздника, оформляет его, консервируя социальный опыт, предполагая точное соблюдение четкой последовательности ритуальных действий. В то же время праздничное пространство открыто для инноваций, обновления, отклонения от общепринятых норм повседневности.

Праздник не создает вещей, что характерно для труда, и не творит произведений, как это делает искусство.  Его материал – это реальная жизнь, и сам человек в идеально-гармонических формах, образующихся в сфере свободного времени, благодаря чему последнее и превращается в ценность культуры, становится истинным богатством человеческого существования.

Одним из важнейших аспектов изучения бытования праздника является рассмотрение его пространственно-временных характеристик. Как пишет Л. Н. Коган, «у творений культуры есть только настоящее время. Если же они не живут в настоящем, не влияют на развитие личности, не передают современникам социальный опыт прошлого, не обеспечивают их духовного общения, то они перестают выполнять функции культуры, перестают быть культурой». К празднику как к неотъемлемой составляющей культуры это применимо в значительной степени, поскольку праздник всегда является актуальной стороной человеческой жизни. Если же ценности и традиции, лежащие в основе того или иного праздника, теряют свою значимость в обществе, праздник забывается. Так происходит со многими праздниками, которые были сформированы вокруг исторических событий. Здесь можно провести параллель с так называемой актуальной культурой: пока живы носители исторической значимости событий, живет и праздник. Человек оказывается точкой соприкосновения будущего и прошлого, средоточием опыта и мудрости отцов и той жизненной энергии, которая является причиной рождения детей и прогресса в его положительном смысле.

Когда же появились праздники?  Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, на это указывают как содержание древних мифов, так и данные, собранные археологами, свидетельства о совершении церемоний, ритуалов, торжеств, которыми повсеместно сопровождались праздники. К таким весьма древним праздникам, относятся праздники, связанные с культом животных, восходящие к временам складывания тотемистических представлений, магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Примером подобного культа является культ медведя, прослеживаемый еще в эпоху позднего палеолита (приблизительно от 40 до 14 тыс. лет до н. э.) в так называемой ориньякской культуре. Об этом свидетельствуют захоронения костей пещерных медведей по образцу человеческих захоронений. День удачной охоты на медведя являлся для первобытных таежных охотников особенным днем, отличным от будничного дня. Культ медведя был распространен во всем северном полушарии. Но пока группа людей (в данном случае практикующая культ медведя) рассматривает свои верования как высшую ценность, как основу своих представлений о мире, потребность в празднике продолжает существовать и удовлетворяться. Разумеется, ритуал праздника, церемонии, обряды становятся в этом случае вторичными ценностями, удовлетворяют эмоциональные и интеллектуальные потребности, связанные с торжеством: создают настроение, дают участникам возможность выразить себя, воспроизводят в драматизированной зрелищной форме важное событие и его последствия, смысл. Исследования советских этнографов свидетельствуют о том, что культ медведя и Медвежьи праздники и сейчас бытуют среди немногочисленных коренных жителей Сибири.

Очередным примером, на котором мы остановимся, будут праздники, которые связаны с сезонными переменами, обусловленными сменой времен года, то есть циклом вращения Земли вокруг Солнца.  Сезонные изменения жизни находят свое отражение в религии народов и полнее всего выражаются именно в праздниках. Весна и осень в жизни крестьянина были периодами резкого и непродолжительного напряжения, переживаний иных, нежели те, которые все лето сопутствуют его тяжелому труду. Единственным практикуемым в это время культом является приватный, домашний культ: все сводится к обрядам, связанным с рождением и смертью, а также к соблюдению нескольких запретов. Праздники с особенной наглядностью раскрывают перед нами систему ценностей крестьянской культуры: место, которое занимают среди них урожайность, плодородие земли и высокая рождаемость среди людей, а также место, принадлежащее социальным институтам, семье и местной общности, поколениям, группам, объединенным по признакам пола, и трудовым группам.

Таким образом, факторы, обосновавшие потребность в празднике, имели постоянный характер; обобщенно говоря, это - ритмические явления жизни, изменчивость отрезков времени, как в тех случаях, когда мы имеем дело с природным циклом, так и тогда, когда речь идет о времени человеческой жизнедеятельности, мифическом, легендарном или историческом, действительном.

Следовательно, желание осознать этот ритм, почтить его и обозначить, припомнить важные моменты прошлого, стремление слиться с этим ритмом и попытки оказать на него влияние, предотвратить его возможные нарушения - вот мотивы, в силу которых люди тысячи лет отмечают праздники.

Учитывая все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места, и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Принимая во внимание, как исторический опыт, так и состояние современной человеческой культуры, праздник с момента его возникновения можно признать постоянным и исключительно важным источником каждой конкретной культуры, носителем которой является человек.

Противниками праздников, начиная с античности, были как отдельные представители философской и религиозной мысли, так и целые направления. С их точки зрения, главной целью и смыслом человеческой деятельности является труд, праздники же наделялись служебным значением, признавались лишь те из них, которые напрямую выполняли религиозные, воспитательные или иные полезные функции. В большей или меньшей степени элементы такого идеала культуры встречаются в трудах Платона, для которого образцом было государство, где удовлетворяются только необходимые потребности.

Противоположная точка зрения отражена во взглядах на главную сферу жизни Аристотеля, который считал, что труд существует ради досуга, праздника, причем они понимались не как безделье, а как специфическая и высокая по значимости деятельность. Этих взглядов придерживались представители светской культуры Нового времени. С позиций культуры Нового времени, именно свободное время – сфера формирования и выполнения собственно человеческого в человеке.

В настоящее время праздник является преимущественной формой досуговой деятельности для любого возраста. Это самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а также спортивные элементы − художественную гимнастику, массовые акробатические и гимнастические выступления, танцы на льду и пр.

Всякий исследователь, рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П. Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Праздник преследует несколько основных целей:

- развлекательная - отдых от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.

- воспитательно-обучающая – не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.

- коммуникативная функция (т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера становятся хорошими приятелями.

Кроме того, праздники народного и этнического характера направлены на восстановление связи человека и окружающей природной среды, охрану здоровья. К таковым праздникам относятся, например, прощание с зимой и встреча весны на Масленицу; укрепление здоровья на праздник Ивана Купалы, купаясь в росе и прыгая через костры, а также на Медовый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас и др.

Следовательно, праздник − важная часть жизни человека, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!» Праздники духовно обогащают людей, расширяют их знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Это творческая метафора жизни, которая создает единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

Сегодня крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и для педагогической общественности и многих публикаций.

Особая педагогическая ценность праздников заключается в том, что они могут помочь человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Эстетические законы создания праздника сегодня используются как осознанный инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям той или иной корпорации, сообщества.

Таким образом, цель любого праздника – сделать так, чтобы люди познали окружающий мир, развивали сознание и нравственные чувства, эстетические воззрения, навыки организаторов, учились постигать науку общения.

Особенная психологическая важность праздников состоит в том, что они дают возможность каждому поколению воплотить наилучшее, что есть в нем самом, так как для него является личностно весомым сам процесс празднования, который формирует позитивно наполненные чувственные переживания и создает неповторимый порядок творческого взаимодействия взрослых и детей.

Праздник как коммуникационная технология служит созданию и увеличению символического капитала компаний, брендов, персон.

Типология праздников многообразна – это народные, религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др. Но неважно какой это праздник, важно, что он объединяет все возрастные категории, и самую разную по социальному статусу аудиторию социально-культурной деятельности. Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневности, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что, сочетая различные виды искусства, праздники оказывают большое влияние на чувства и сознание людей, служат нравственному воспитанию: они объединяются общими переживаниями, воспитывают основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках формирует дисциплинированность, культуру поведения. Праздник духовно обогащает, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Участие человека в играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает организм, улучшает координацию движений, позволяет окунуться в «прошлое», взрослые и дети, удовлетворяют потребности в неформальном общении, разумной близости, субординационных отношениях, совместно выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, поддержки, взаимодействия.

Именно данная модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий.

Праздник в жизни человека выступает некоторой творческой метафорой жизни социума, а в детском сознании он формирует уникальный феномен. Праздники формируют единое культурно-образовательное пространство, способствуя воспитанию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

Как правило, изменения праздника являются частью общих изменений, происходящих в целом в культуре общества, и вытекают из изменений условий жизни общества, из изменений его социально-экономической структуры и политического строя либо места в общественной системе, из изменений общественного сознания общества, выражающихся в изменениях его системы ценностей.

Но, даже подвергаясь глубоким изменениям, праздник часто сохраняет старинные элементы, которым сообщество придает новый смысл и которые можно идентифицировать как идущие из далекого прошлого свидетельства о непрерывности культурных влияний и заимствований.

В современную эпоху создание праздников становится отраслью профессиональной деятельности, появляются специалисты, так называемые event-менеджеры и event-агентства, которые предлагают широкий ассортимент «праздничных» услуг (от англ. event – событие, мероприятие).

Таким образом, отмирание праздника в обществе просто обеднит значительную часть той почвы, на которой тысячелетиями расцветала культура. Наконец, с точки зрения развития личности, опыт участия в празднике является чем-то уникальным, неповторимым.

Праздник как социокультурное явление обладает следующими основными качествами: во-первых, непрерывность, начиная с древности и до настоящего времени; во-вторых, детерминированность праздников ритмом природы, мифологическим временем, конкретно-исторической ситуацией; в-третьих, устойчивость праздника при постоянном изменении его содержания и формы; в-четвертых, распознавание личного и национального самосознания в процессе праздника как условие преемственности социальной структуры и культурной традиции; в-пятых, эстетическая и культурная ценность праздника; в-шестых, возвращение к прежнему состоянию религиозных форм праздников в культурогенезе.

Таким образом, праздник - время интенсивной культурной инициации и социализации личности. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневности, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память.

Следуя общему контексту размышлений и подводя итог, хотелось бы обратить внимание на следующее. Праздник как социокультурный феномен обретает особую ценность тогда, когда становится событием, совместно и одновременно личностно проживаемом и переживаемом действом, где каждый находит и поэтому преумножает смысл. Праздник как способ трансляции идей и формирования общности людей – константа культуры. Сегодня же создание праздника является коммуникационной технологией и коммуникационным феноменом; неотъемлемой частью социокультурной практики и, бесспорно, актуальным предметом социокультурного знания.

 

Список литературы:

  1. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  2. Жигульский К. Праздник и культура. М.: Прогресс, 1985. 336 с.
  3. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. 296 с.
  4. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление (опыт историко-теоретического исследования). М.: Наука, 1978. 392 с.
  5. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. 400 с.
  6. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984. С. 54.
  7. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992.
  8. Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие// Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961.
  9. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
  10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. С. 229.

Оставить комментарий