Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(198)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Росляков К.В. ЛЕОНИД И КСЕРКС В ФЕРМОПИЛЬСКОМ СРАЖЕНИИ. ЛИДЕР И ДЕСПОТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 28(198). URL: https://sibac.info/journal/student/198/262799 (дата обращения: 20.01.2025).

ЛЕОНИД И КСЕРКС В ФЕРМОПИЛЬСКОМ СРАЖЕНИИ. ЛИДЕР И ДЕСПОТ

Росляков Кирилл Владимирович

студент 1 курса, факультет Исторический, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

РФ, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик

LEONIDAS AND XERXES AT THE BATTLE OF THERMOPYLAE. LEADER AND DESPOT

 

Kirill Roslyakov

Student 1 term, Faculty of History, Kabardino-Balkarian State University named after A.I. HM. Berbekova,

Russia, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются мышление двух величайших участников Фермопильского сражения. Отражены идеологические взгляды спартанского царя Леонида, представляющего греческую армию, и правителя Ахеменидской державы царя Ксеркса, представляющего древневосточные державы. Основное внимание уделено анализу трудов Плутарха, Геродота, Диодора Сицилийского, а также известным учёным, специализирующимся на периоде греко-персидских войн. Цель работы – выявить различия между спартанским царём и персидским, а также проанализировать их.

ABSTRACT

The article analyzes the thinking of the two greatest participants in the Battle of Thermopylae. The ideological views of the Spartan king Leonid, representing the Greek army, and the ruler of the Achaemenid state, King Xerxes, representing the ancient Eastern powers, are reflected. The main attention is paid to the analysis of the works of Plutarch, Herodotus, Diodorus Siculus, as well as famous scientists specializing in the period of the Greco-Persian wars. The purpose of the work is to identify the differences between the Spartan king and the Persian one, and also to analyze them.

 

Ключевые слова: Леонид, Ксеркс, лидер, предводитель, Спарта, Ахеменидская держава, боевой дух, подгоняли кнутами.

Keywords: Leonidas, Xerxes, leader, despot, Sparta, Achaemenid state, fighting spirit, urged with whips.

 

Популярность истории о 300 спартанцев особенно возросла в XXI в., когда история про отважных воинов стремительно влилась в массовую культуру. Сейчас сражение отражается в видеоиграх, фильмах, художественных романах. Интерес к событию 480 г. до н.э. сильно вырос у людей многих возрастов. В связи с этим актуально будет рассмотреть предводителей сражения, а также те идеалы, которых они придерживались.

В отличие от спартанского царя Леонида Ксеркс пришёл править довольно огромной империей, которую оставил ему в наследство его отец Дарий I. В надписи Дария на золотой табличке из Хамадана говорится, что он правил от страны Саков до Эфиопии, от Индии до Лидии [2, C. 36]. Более конкретно данные страны можно рассмотреть по наскальной надписи из Накши-Рустама. Дарий заявлял, что владеет Индией, Согдианой, Парфией, Бактрией, Дрангианой, Арахозией, Вавилоном, Ассирией, Аравией, Египтом, Арменией, ионийскими землями, фракийцами, Ливией, Эфиопией и это далеко не все территории [2, C. 36]. Персидские цари осуществляли экспансию на различные страны и старались подчинить их для исполнения своих интересов. Территория, завоёванная Дарием, перешла в наследство его сыну – Ксерксу. Сам Ксеркс заявлял, что преумножил достижения Дария и сохранил то, чего добился сам Дарий [2, С. 38]. Что же у царя Леонида? Герой Фермопильского сражения имел куда меньшую территорию. В непосредственном его подчинении была только Спарта. Греция не была единой и роль в объединении греческих полисов сыграл не Леонид, а Фемистокл, который призвал объединиться полисы, хотя бы на период отражения агрессии [4, С. 46]. Фемистокл был грамотным греческим стратегом и понимал, что только объединившаяся Греция может противостоять персам. Леонид не был дипломатом, он безусловно был лидером, но без Фемистокла он не смог бы повести, хотя бы несколько полисов. Именно Фемистокл выступал как оратор и смог убедить греков в целесообразности усиления флота, а также к переходу на союзные отношения Афин и Спарты [9, C. 150].

Да, Греция не была единой, однако вдаваясь в подробности, мы понимаем, что и Персия не была единым целым. Дело в том, что в армию персидского царя вошли не только этнические персы. Помимо них были ещё жители покорённых народов. Так, в армию входили фракийцы, карийцы, киликийцы, лидийцы, сирийцы, ассирийцы и другие [7, C. 9]. Был ли какой-то интерес в походе у этих народов? Дело в том, что они не то, что сами не хотели идти на Грецию, так они не хотели находиться в составе Ахеменидской державы. За несколько лет до похода восстают Египет и Вавилон. Персидские цари проявляли деспотизм, они желали добиться желаемого результата любой ценой, не считаясь с интересами подданных. Огромная часть персидской армии состояла из рабов, даже вооружение воинов было кардинально разным. Так у некоторых воинов щитами служили буквально шкуры животных! [11, С. 32] До Фермопил ещё надо было дойти, и Ксеркс во время этого похода усугублял положение своего войска. Армия страдала от ударов молний, когда она находилась в районе ущелий горы Ида, не все смогли утолить жажду в районе Трои [11, C. 37]. Уже не дойдя до Фермопил Ксеркс терял свои войска, его подданные были счастливы походу не так, как он. Возможно, у этнических персов ещё был интерес в завоевании Греции, однако с большой уверенностью можно сказать, что такого интереса не было ни у одного другого народа, входившего в армию. Численность армии Ксеркса была действительно огромной, и хоть Геродот заявляет, что она была больше 1,5 миллиона человек [3, С. 363], она вряд ли была такой, что доказано многими учёными, но она всё равно была ордой не меньше 80 тыс. человек [1, С. 80-81]. По сравнению с греками численностью в 7 тыс. человек это действительно орда, которая в несколько раз превосходила армию защищающихся.

Во время переправы через Геллеспонт более значимые воины также подгоняли других кнутами, это не способствовало улучшению ситуации. Люди падали, создавали заторы, многие гибли [11, C. 29]. Довольно известно, что Ксеркс приказал высечь море, когда, то разрушило понтонный мост, а также казнить архитекторов неблагополучного моста [11, C. 25]. В этом выражалось желание царя подчинить своей воле даже морскую стихию. Ничего не должно было сопротивляться персидскому царю. Что уж говорить о греках, если даже море, по мнению правителя Ахеменидской державы, должно было повиноваться ему? Да, таким был Ксеркс и таким было восприятие мира персидских царей.

Элитные подразделения воинов и у Леонида, и у Ксеркса составляли личную охрану, так у Ксеркса это был отряд “бессмертных” [10, C. 7], а у Леонида это как раз небезызвестные 300 спартанцев. Только формирование у воинов было разным, если Леонид отобрал в Фермопилы тех, у кого уже были дети и чей род не прервётся в случае смерти защитника, то у “бессмертных” Ксеркса был заранее заготовлен тот человек, который будет менять умершего, а жизнь живущего считалась продолжением жизни умершего [11, С. 33]. Получается, что Ксеркс рассматривал своих воинов подобно бездушным роботам. Для него воин был лишь боевой единицей, а Леонид рассматривал воина, как живого человека и крайне не желал смерти того.

Отряд Леонида направлялся к Фермопильскому ущелью одним из первых, так как спартанский царь желал вдохновить остальных греков на освободительную борьбу. Он выступал как настоящий лидер, Ксеркс же был скорее предводителем. Сам спартанский царь вышел в последний день одним из первых, чтобы порубить как можно больше персов и попытаться убить Ксеркса [5, С. 43]. Он не прятался за своими воинами, он не сбежал из ущелья, хотя такая возможность была. Он погиб со своими воинами. Известно, что Леонид заботился даже о здоровье воинов, находившихся с ним на поле сражения. Так, Еврит, Аристодем и Пантит были отправлены для лечения [6, С. 403]. Некоторые воины вернулись, чтобы лечь со всеми “непробудным сном”, но это не отменяет того, что спартанский царь вовсе не был деспотом. Ведь, он мог также, как и Ксеркс заставить всех погибнуть, желая самому стать известным. Известно, что Леонид задержал фиванцев, но это только потому, что он подозревал тех в измене [3, С. 368]. Когда он отправлялся на оборонительную линию эфоры сказали ему взять больше воинов. Леонид ответил: “Для того дела, на которое мы идем, даже слишком много” [8, C. 312]. Он имел в виду, что шансы выжить были малы и не желал подвергать печальной участи большую часть населения, тем более что он прекрасно понимал, что набрать воинов, хотя бы приблизительно столько же, сколько и у персов ему не удастся. Ксеркс писал Леониду, что если тот перейдёт на его сторону, то сможет стать единоличным правителем всей Греции. Леонид ответил: “Если бы ты понимал истинные блага жизни, не стал бы домогаться чужих владений. Я же предпочитаю уме­реть за Элладу, чем единолично властвовать над нею” [8, C. 313]. У двух царей двух великих держав того времени было совершенно разное восприятие мира. Интересно, что Леонид в действительности не старался покорить другие земли Эллады, хоть спартанская община и была военной “машиной”. Многие спартанцы предлагали изначально укрепиться на линии Коринфского перешейка, так как называли Фермопилы защитой Афин. Леонид, конечно, понимал, что если не поддержать Афины сейчас, то потом противостоять персам, не имея поддержки другого крупного полиса, будет тяжко. Однако можно с уверенностью сказать, что Леонид вышел не только на защиту своей малой Родины, но и на защиту своей большой Родины. Он заботился не только о благой жизни людей своего полиса, но и той части Греции, которая желала противостоять персам. Так, когда он понял, что сопротивление бесполезно, то разрешил всем представителям других полисов уйти, и как уже было сказано больным спартанцам. Спартанцам не было смысла разрешать уйти, система их воспитания не позволяла воину уйти с поля боя, не являясь победителем. Так известны слова спартанской матери, которые служили напутствием сыну: “Со щитом или на щите” [8, С. 338]. Известно, что спартанцы, отосланные для лечения, также не смирились со своей участью. Еврит, имея заболевание глаза, потребовал, чтобы илот сопроводил его на поле боя. Пантит, когда узнал дальнейший ход битвы, повесился. Только Аристодем был жив, но за это сами же спартанцы прозывали его трусом, а в битве при Платеях ему пришлось подобно царю Леониду выходить из рядов, только в его случае, чтобы хоть как-то “смыть с себя позор” [6, С. 401]. Таким образом, Леонид учёл и этнические особенности воинов, но только для их же блага.

Персидский царь был менее разборчив в подобных вопросах. Существует даже мнение, что при Фермопилах некоторых воинов даже приходилось подгонять кнутами [7, С. 29]. Мы уже выяснили, что это было связано с тем, что у многих воинов просто не было никакого интереса в завоевании Греции, а покорить Фермопилы было не лёгкой задачей. Справедливости ради стоит заметить, что в последний день сражения, когда греков уже окружили на холме, Ксеркс всё же сказал, что не хочет терять воинов и приказал убить оставшихся эллинов дальнобойным оружием, но у персидского царя это скорее исключение из правил [5, С. 48]. Мы уже проследили, что внимание Леонида к своим воинам прослеживалось не только непосредственно в Фермопильском ущелье, всё началось ещё тогда, когда войска не были укомплектованы. В период наступления Ксеркса в Спарте велось празднество Карнеи. Спартанцы были религиозными, известно, например, что на Марафонское сражение спартанцы опоздали именно из-за своих верований, не позволявших им выступить раньше. При Фермопилах могло вообще не быть спартанцев, если бы опять же не лидерские качества царя Леонида и его ответственность перед Фемистоклом. Леонид уже согласовал оборонительную линию Фермопилы – Артемисий с Фемистоклом, не выступить в данном случае было неприемлемо. Сам Леонид был не так религиозен и понимал, что если придерживаться верований в такой момент, то можно тогда потерять Спарту. Ведь, как мы уже рассматривали выше именно объединительный характер отражения персидской агрессии был важен. Ксеркс прекрасно понимал, что разобщённость греческих полисов может значительно улегчить ему достижение победы. Об этом персидскому царю говорил спартанец Демарат, который находился при дворе персов [6, C. 447].

Стоит заметить, что Ксеркс посчитал царя Леонида одним из своих главных врагов. Даже после смерти спартанского героя, он не воздал ему почестей, а приказал обезглавить его тело [6, С. 110]. Фермопилы были выиграны персидским царём, но сопротивление греков под руководством царя Леонида надолго вошло в историю, оно подняло боевой дух греческой армии. Персы не казались уже непобедимыми. При Саламине Ксеркс лично видел падение своего флота. В отличие от спартанского царя персидский царь не принимал личного участия в боях своей армии, он находился на троне и командовал наступающими войсками. После Саламина царь из рода Ахеменидов, так и вовсе оставляет свою армию Мардонию, а сам отбывает в Персию. Ксеркс боялся, что греки на кораблях разрушат понтонный мост и боялся за себя.

Мы видим, что правители Запада и Востока кардинально различались и ярко это показывает поход Ксеркса и Фермопильское сражение. Ксеркс преследовал лишь свои цели, он не ценил своих подданных. Леонид был готов умереть, но не перейти на сторону врага, помочь всем эллинам обрести хоть какую-то надежду на спасение, он заботился о каждом воине и видел его не как боевую единицу, а как отдельно взятого человека.

 

Список литературы:

  1. Sekunda N. The Persian army 560-330 BC – Oxford: Osprey Pub Co, 1992. – 67 p.
  2. В.И. Кузищин, М.А. Коростовцев, И.С. Кацнельсон. Хрестоматия по истории Древнего Востока (часть II). - М.: Высшая школа, 1980. - 176 с.
  3. Геродот. История (в девяти книгах). / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. -  M.: Ладомир, 1999. – 417с.
  4. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. Сборник. Авторы и составители М. Н. Ботвинник и М. Б. Рабинович — СПб.: Индивидуальное частное предприятие Кузнецова «Издательство «Эпоха», 1993. - 448 с.
  5. Иванов С.В. Солдат на фронте. Битва при Фермопилах 480 г. до н.э. – M.:  АРС, 2005. – 56 с.
  6. Картледж П. Спартанцы: Герои, изменившие ход истории. Фермопилы: Битва, изменившая ход истории. – М.: Эксмо, 2009. – 524 с.
  7. Коллектив авторов. 100 битв, которые изменили мир. Фермопилы 480 г. до н.э. М.: Де Агостини, 2011. – 32 с.
  8. Плутарх. Застольные беседы. – Л.: Наука, 1990. – 592 с. [Электронный ресурс] URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438016000 (дата обращения 24.06.2022)
  9. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах т. I-III. – М.: АН СССР, 1961-1964, 507 c.
  10. Фортунатов В.В. Всемирная история в лицах. – СПБ: Питер, 2013. – 592 с.
  11. Эббот Дж. Ксеркс. Покоритель Вавилона. - М.: Центрполиграф, 2004. – 74 с.

Оставить комментарий