Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(197)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Имранов Р.М. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАЩИТУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 27(197). URL: https://sibac.info/journal/student/197/262387 (дата обращения: 09.01.2025).

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН РФ НА МЕЖГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАЩИТУ

Имранов Рустам Мамедович

студент, Институт юстиции, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

Комбарова Елена Валерьевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., кафедра конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера, Саратовская государственная юридическая академия

РФ, г. Саратов

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO STATE PROTECTION

 

Rustam Imranov

student, Institute of Justice, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

Elena Kombarova

scientific supervisor, candidate of legal sciences, docent, Department of Constitutional Law named after Professor Isaac Efimovich Farber, Saratov State Law Academy,

Russia, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблемы реализации права граждан Российской Федерации на обращение в межгосударственные органы по защите своих прав. Дается оценка реализации данного права в контексте международной политической обстановки и предлагаются пути решения проблемы реализации.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the problem of realization of the right of citizens of the Russian Federation to appeal to interstate bodies for the protection of their rights. An assessment of the implementation of this right in the context of the international political situation is given and ways to solve the problem of implementation are proposed.

 

Ключевые слова: права и свободы человека, механизм реализации и защиты, межгосударственные органы и организации.

Keywords: human rights and freedoms, mechanism of implementation and protection, international bodies and organizations.

 

Защита прав и свобод человека является важнейшей обязанностью государства. Согласно части 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты» [1]. Вместе с тем, для реализации прав и свобод необходим соответствующий механизм реализации и защиты, в противном случае, вопрос об «оживлении» данного права из закрепленной нормы остается открытым.

В научной литературе существует не мало подходов к определению и к структурному содержанию механизма реализации и механизма защиты прав и свобод человека. Однако для данного исследования, можно согласиться с Т.М. Резер, Е. В. Кузнецовой и М.А. Лихачевым, которые характеризуют механизм реализации и механизм защиты прав человека и гражданина как явления, обладающие едиными целями и представляют собой «систему методов и инструментов осуществления того или иного права, организованных функционально и хронологически» [2, с. 9]. В контексте анализируемой ч. 3, ст. 46 Конституции РФ, можно отметить, что механизм реализации данного права напрямую зависит от существующего механизма защиты. Поэтому более подробно остановимся на анализе механизма защиты.

Любой механизм включает в себя нормативные и организационные средства. К числу нормативных средств относятся соответствующие положения законодательства и международного права, устанавливающие права и свободы человека и гражданина и гарантирующие их обеспечение и осуществление. А к организационным средствам механизма реализации и защиты прав человека и гражданина можно отнести разного рода публичные институты и процессуальные приемы, используемые для такой защиты и реализации, так называемые механизмы контроля [2, с. 11].

Исходя из ч. 3, ст. 46 Конституции РФ следует отметить, что «международный договор» - нормативное средство, а «межгосударственный орган» - организационное средство. Причем, у каждого нормативно-правового средства есть корреспондирующее ему организационно-правовое, которое обеспечивает защиту прав, отражаемых в международном договоре (соглашении).

Как известно механизмы защиты прав человека подразделяются на международные и национальные (конституционные). В свою очередь, в системе международной защиты прав принято выделять два уровня – универсальный и региональный.

Универсальный механизм защиты прав человека реализуется в рамках работы Организации Объединенных Наций (ООН) и её главных и вспомогательных органов, учреждений и организаций. Региональный механизм защиты прав человека реализуется в рамках работы региональных международных организаций (Совет Европы, Африканский Союз, Объединение американских государств и т.д.).

Как отмечает Небратенко О.О., региональное сотрудничество в области прав человека дополняет формы универсального сотрудничества и в некоторых видах отношений более эффективно обеспечивает защиту основных прав [3, с. 152]. Поэтому в данном исследовании хотим сделать акцент именно на региональном механизме защиты прав.

В научных исследованиях общепринято, что к региональным организационным механизмам защиты относят судебные органы. Например, Европейский суд по правам человека в рамках Совета Европы, Межамериканский суд по права человека (Организация межамериканских государств), Африканский суд по правам человека (Африканский союз) и т.д.

Особое положение в европейской системе защиты прав выступает Совет Европы, в рамках которого была разработана и принята Европейская конвенция о правах человека. Страны-участники, ратифицировавшие данную конвенцию, включили ее положения во внутригосударственное право, тем самым подтверждая особую значимость конвенции и единство ее участников в сфере защиты прав и свобод человека. Вместе с тем, статья 19 закрепляет «в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский суд по правам человека <…>» [4], тем самым определяя ЕСПЧ как организационный механизм защиты в рамках Европейской конвенции по правам человека.

До недавнего времени, Российская Федерация также являлась страной – участником Совета Европы, ратифицировавшей данную конвенцию. Однако, в связи с проведением Российской Федерацией военной специальной операции в Украине Совет Европы отреагировал беспрецедентно и принял 16 марта 2022 года Резолюцию CM/Res (2022) 2 в соответствии со ст. 8 Устава Совета Европы об исключении Российской Федерации из Совета Европы и установил, что с 16 марта 2022 года Российская Федерация перестает быть ее членом. Таким образом, на сегодняшний день для граждан Российской Федерации отсутствует возможность защиты своих прав в европейской правозащитной системе.

Нельзя обойти вниманием и региональную систему защиты прав в Содружестве Независимых Государств, участником которой является Российская Федерация. В рамках Содружества была заключена Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [5], закрепляющая перечень прав и свобод, находящихся под юрисдикцией государств-участников. Статья 34 Конвенции полномочиями по наблюдению за выполнением наделяет Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ), т.е. придавая ей статус организационного механизма защиты. В соответствии с Положением о Комиссии от 24 сентября 1993 года [6] Комиссия уполномочена рассматривать межгосударственные запросы, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам, связанным с нарушением прав человека. Однако, в настоящий момент состав Комиссии до сих пор не сформирован, отсюда следует, что фактически организационный механизм защиты прав человека (контрольный орган) в рамках СНГ отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день для граждан Российской Федерации отсутствует региональный механизм защиты прав, тем самым ограничивая в реализации право граждан, закрепленное в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Конечно, не стоит забывать, что Россия остается участником универсальных международных договоров по правам человека, заключенных в рамках ООН, однако универсальная система защиты нацелена на более глобальные проблемы и, в связи с этим, обращение индивидуальных лиц практически не рассматривает.

По этой причине видится необходимость создания эффективного и действующего организационного механизма корреспондирующему действующим международным договорам на региональном уровне для обеспечения реализации права граждан, закрепленное ч. 3 ст. 46 Конституции РФ на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В заключении, необходимо отметить, что 27 июля 2022 года глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас на пресс-конференции в МИЦ «Известия» обозначил, что «Задача защищать права и свободы человека – это задача каждого суда. Напомню, что у нас усилена роль Конституционного суда России. И нам не нужны никакие надгосударственные образования, чтобы обеспечивать права и свободы здесь. Во всяком случае, сегодня», тем самым определяя, что граждане Российской Федерации не нуждаются в международных региональных механизмах защиты прав человека [7].

Таким образом, обращение в межгосударственные органы граждан России за защитой нарушенных прав и свобод является конституционным правом и поэтому реализация части 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации становится еще более актуальной.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 // СЗ РФ. 2014. № 31. Cт. 4398; 2020. № 11. Ст. 1416.
  2. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина : учеб. пособие / Т. М. Резер, Е. В. Кузнецова, М. А. Лихачев / [под общ. ред. Т. М. Резер] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 110 с.
  3. Небратенко, О.О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации / О.О. Небратенко. – Ростов-на-Дону : Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – 212 с.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров, № 3, 2001.
  5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // Бюллетень международных договоров, № 6, 1999.
  6. Решение Совета глав государств СНГ «Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств» (Принято в г. Москве 24.09.1993) // Бюллетень международных договоров. 1999. № 6. С. 13 - 16.
  7. Клишас: России не нужны «надгосударственные» суды по правам человека // Парламентская газета № 27 [3036] 15.07.2022. URL: https://usnd.to/lCCU (дата обращения 25.07.2022)

Оставить комментарий