Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(196)

Рубрика журнала: Биология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Кахиани К.Б. ПРИМЕНЕНИЕ ФАГОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С ОЖОГАМИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 26(196). URL: https://sibac.info/journal/student/197/261767 (дата обращения: 19.11.2024).

ПРИМЕНЕНИЕ ФАГОТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С ОЖОГАМИ

Кахиани Кристина Бесиковна

студент, факультет медицинской биохимии, Иркутский государственный медицинский университет,

РФ, г. Иркутск

APPLICATION OF PHAGOTHERAPY IN THE TREATMENT OF PATIENTS WITH BURNS

 

Kristina Kakhiani

Student, faculty of Medical Biochemistry, Irkutsk State Medical University,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

Главная проблема ожогового пациента – многочисленные инфекционные осложнения, стремительное развитие которых происходит по причине нарушения целостности кожного покрова. Нередко именно инфекционные осложнения (чаще всего сепсис) приводят к летальному исходу [4]. Бесконтрольное же использование антибиотикотерапии способствует возникновению у большинства патогенной микрофлоры устойчивости, что снижает эффективность лечения [1]. В статье рассмотрены вопросы особенности использования бактериофагов в качестве терапевтических компонентов при лечении ожоговых пациентов.

ABSTRACT

The main problem of a burn patient is numerous infectious complications, the rapid development of which occurs due to a violation of the integrity of the skin. Often it is infectious complications (most often sepsis) that lead to death [4]. Uncontrolled use of antibiotic therapy contributes to the emergence of resistance in most pathogenic microflora, which reduces the effectiveness of treatment [1]. The article discusses the issues of the use of bacteriophages as therapeutic components in the treatment of burn patients.

 

Ключевые слова: ожоговая травма, инфекционные осложнения, бактериофаги, фаготерапия, антибиотикорезистентность.

Keywords: burn injury, infectious complications, bacteriophages, phage therapy, antibiotic resistance.

 

Введение.

В настоящее время индустриальные и социальные особенности привели к увеличению числа пациентов с обширными ожогами. Ожог как травма кожи и других тканей, представляет собой проблему медицинского характера. Среди пациентов с ожоговой травмой высокая частота осложнений и большое число летальных случаев. Статистические исследования показывают, что каждый год в мире регистрируется свыше шести миллионов пациентов с ожоговой травмой. Сепсис с полиорганной недостаточностью (Сепсис-3), которому часто предшествуют местные инфекционные осложнения, в настоящее время является основной причиной смерти как у детей, так и у взрослых пациентов с ожогами [7].

До недавнего времени основными и единственными антибактериальными препаратами являлись антибиотики. Они действительно являются максимально эффективными при борьбе с бактериальной инфекцией. Однако нерациональное и неизбирательное использование антибиотиков привело к снижению их эффективности и терапевтического действия. Особую опасность в настоящее время представляют бактерии с множественной лекарственной устойчивостью (MRD-бактерии). Данные микроорганизмы оказываются устойчивыми к большинству групп антибиотиков [2].

Пациенты, колонизированные MDR, являются источниками госпитальной инфекции и становятся потенциальными ее передатчиками в условиях стационара. Результаты исследования убедительно показали, что инфекции, вызванные MDR, связаны с бóльшим количеством хирургических процедур, более длительной искусственной вентиляцией легких, бóльшим количеством антибиотиков и более длительной госпитализацией. Вполне обоснованы опасения, что серьезные травмы или ожоги могут служить входными воротами для угрожающих жизни инфекционных агентов [5].

Часто у пациентов с ожогами профилактика и лечение местной инфекции особенно затруднены из-за нарушения иммунного ответа. Комбинация ослабленного иммунного ответа, характеризующегося снижением функции Т-клеток после травмы, и разрушения защитного кожного барьера от ожоговой травмы, позволяющего патогенам легко распространяться по всему организму, а также длительных госпитализаций с несколькими хирургическими процедурами обусловливает повышенный риск инфекционных осложнений у ожоговых больных [2]. Если пациенты с ожоговой травмой выживают в течение первых 72 ч, то наиболее частой причиной смерти в дальнейшем являются местные и общие инфекционные осложнения. Наиболее распространенными этиологическими агентами местных инфекционных осложнений у ожоговых пациентов являются Pseudomonas aeruginosa, S. aureus и Acinetobacter baumannii. Последние исследования определяют высокую роль бактериофагов в эффективном лечении пациентов с ожоговыми травмами [6].

Бактериофаги представляют собой естественных контролеров численности бактерий. Они являются своего рода «вирусами» для бактерий.  Отечественные ученые активно исследуют возможность использования бактериофагов для лечения инфекций, вызванных возбудителями, устойчивыми к антибиотикам. В мире стало увеличиваться количество случаев использования фагов [1]. Например, врачи Египта лечили 30 пациентов с ожоговыми ранами в течение 5–17 дней при помощи повязок с раствором бактериофага. При этом на одного пациента было использовано от 15 до 47 повязок. Это исследование не было контролируемым клиническим испытанием, но продемонстрировало безопасность применения бактериофагов при лечении ожоговых ран [4]. В соответствии с концепцией персонализированной медицины фаговая терапия рассматривается как лечение, реагирующее на конкретные параметры микробиома человека [7].

В результате исследований, к возможным недостаткам фаготерапии отнесены следующие:

  • микроорганизмы – возбудители инфекционного процесса – должны быть однозначно идентифицированы, так же и при смешанных инфекциях;
  • иммунная система макроорганизма может создавать проблемы для фагов;
  • фаги с трудом достигают внутриклеточных патогенов;
  • срок годности/стабильность может варьироваться от фага к фагу, что требует регулярного контроля титра фагов;
  • фаговая терапия требует от врачей овладения новыми знаниями; некоторые участки человеческого организма могут быть сложными для применения фагов (например, кости, суставы, глубокие раны) [3].

На модели ожоговой раны у мышей было показано, что литический фаг оказывал выраженный эффект на P. aeruginosa с множественной лекарственной устойчивостью. A.V. Holguin и соавт. выполнили количественный бактериологический анализ, контроль биопленки, используя просвечивающую электронную микроскопию, гель-электрофорез в импульсном поле, и изучили биологическую активность фага Pan70 in vivo на модели ожоговой раны на мышах. Полученные результаты свидетельствовали, что фаг в отношении как планктонных клеток, так и биопленок приводил к значительному сокращению популяции бактерий. В основной группе выживаемость животных составила от 80 до 100%, значительно отличаясь от контрольной (0%) [5]. Установленная высокая специфичность фагов к бактериальной клетке означает, что для достижения широкого спектра их действия целесообразно использовать смесь фагов [2].

В другом исследовании фаговый коктейль использовали при клебсиеллезной инфекции ожоговой раны. Обнаружен существенный эффект фагового коктейля по сравнению с пятью моновалентными фагами в купировании инфекционного процесса. В частности, максимальное уменьшение бактериальной нагрузки было зафиксировано именно в группе мышей, получавших фаговый коктейль [4].

Выводы.

Бактериофаги уверенно занимают одно из ведущих мест в ряду антибактериальных препаратов, а фаготерапия становится компонентом успешного лечения пациентов с MDR-инфекциями.

В настоящее время доказательная база в отношении терапевтического потенциала бактериофагов в лечении ожоговых больных сформирована прежде всего описанными случаями их успешного применения в клинической практике, экспериментальными исследованиями in vitro и in vivo.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А.А. Лечение тяжелообожженных: проблемы и успехи. // Врач. - 2018. - № 4. - С. 32 - 33.
  2. Алешкин А. В. Бактериофаги в инфекционной патологии: прошлое, настоящее и будущее // Лекции по исследованию и применению бактериофагов. 2016. – Ульяновск. С. 11–51.
  3. Бактериофаги: биология и применение / Ред.: Э. Каттер, А. Сулаквелидзе. М.: Научный мир. 2019.
  4. Диагностика и лечение ожогового шока (Национальные клинические рекомендации). - М.: Общероссийская общественная организация «Объединение комбустиологов «Мир без ожогов», 2014. - 17 с.
  5. Крылов В. Н. Фаготерапия с точки зрения генетики бактериофага / В. Н. Крылов // Генетика. - 2021. -№7. - С. 869-887.
  6. Тикунова Н. В., Морозова В. В. Фаговый дисплей на основе нитчатых бактериофагов: применение для отбора рекомбинантных антител // Аcta Naturae. 2019. № 3. С. 6–15.
  7. PHAGE THERAPY: BACTERIOPHAGES AS ANTIBIOTICS Elizabeth Kutter, Evergreen State College, Olympia, WA 98505 – Nov. 15, 2017

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.