Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 26(196)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Новикова Е.В., Александрова Н.А., Полунина В.М. НОВЫЕ ФОРМЫ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 26(196). URL: https://sibac.info/journal/student/196/261778 (дата обращения: 20.12.2024).

НОВЫЕ ФОРМЫ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Новикова Екатерина Валерьевна

студент, архитектурный факультет, Государственный университет по землеустройству,

РФ, г. Москва

Александрова Наталья Андреевна

студент, архитектурный факультет, Государственный университет по землеустройству,

РФ, г. Москва

Полунина Вера Михайловна

студент, архитектурный факультет, Государственный университет по землеустройству,

РФ, г. Москва

Шошинова Ирина Борисовна

научный руководитель,

канд. техн. наук, доц. кафедры основ архитектуры, Государственный университет по землеустройству,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассказывает об основных методах и принципах формирования современной храмовой архитектуры, посредством анализа различных комплексов, расположенных в разных странах и относящихся к разным конфессиям.

 

Ключевые слова: храмовая, архитектура, церковь.

 

Одной из концепций, руководящих развитием современной культуры, является регионализм. Использование регионального подхода в архитектуре имело место благодаря стремлению раскрыть и подчеркнуть уникальность определённого места. Первые эксперименты в выражении региональных особенностей относятся к концу XIX - началу XX вв. Региональные особенности вырабатывались естественным образом соответственно ресурсам, ландшафту, природно-климатическим условиям, традициям региона, некоторым социальным факторам. Таким образом регионализм учитывает местную самобытность и своеобразие наиболее глубоко и цельно.

При региональном проектировании источниками вдохновения для архитекторов может служить местная природа, исторические образы или орнаменты, а также местные промыслы. Наряду с этими факторами архитектор учитывает традиции быта и старается наиболее изобретательно использовать традиционные материалы, технологии, конструктивные схемы. [1] Если говорить о храмовой архитектуре, то она подразумевает обращение к духовному миру человека, поэтому при проектировании такого объекта стоит учитывать не только функциональные особенности, но и реализовать гармоничное его расположение в окружающей среде.

Анализ церкви Милосердного Бога Отца или церкви Юбилеев в Риме.

Церковь была построена в 2003 году архитектором Ричардом Мейером и является его третьем церковным сооружением. Изначально она планировалась как объект для оживления жизни жителей Рима, но в последствии стала настоящим общественным центром города. [2]

 Архитектурная концепция базируется на геометрическом контрасте куба и полусферы, а четкое разделение, или место соединения, является основным объемом святилища. Также нельзя не отметить, что архитектурный ансамбль контрастирует с его внешним окружением: храмовый комплекс расположен в зоне многоэтажной застройки на треугольной площадке, вымощенной травертином, глянцевая поверхность которого создает иллюзию воды, а она, в свою очередь, служит неотъемлемой частью таинства крещения. Своим видом храм напоминает парусник, что несомненно подходит, как форма, для солнечной Италии, окруженной морями.

 

Рисунок 1. Центральный фасад Церкви Милосердного Бога Отца или церкви Юбилеев, Рим (Италия)

 

Пропорции сооружения основаны на ритме смещенных квадратов и дуг равного радиуса, образующих профили трех оболочек, которые вместе со стенкой центрального ребра составляют тело нефа и по задумке автора олицетворяют Святую Троицу. Стеклянные потолки и световые люки охватывают всю длину здания, благодаря чему пространство и солнечный свет пронизывает святилище насквозь, создавая ощущение божественного присутствия. В темное же время суток оно излучает обилие света изнутри оживляя пейзаж.

Благодаря физическому разделению становится понятно распределение пространств внутри храма: ферменная часовня расположена сбоку от главного зала и немного отделена перегородкой; вход снабжен смежным помещением и дополнительной дверью, сверху которой находится орган, встроенный в куполообразную скульптурную деталь.

Безусловно, почти каждый человек, посетивший комплекс, признает виртуозность, с которой пространства буквально вливаются одно в другое, а сочетание контрастных форм и близких по характеристикам материалов создают необыкновенное многообразие. Таким образом форма церкви напрямую зависит не только от внешних факторов, таких как климат и местоположение, но и, как здание духовного характера, оно зависит от смыслов религии, которые необходимо донести до прихожан.

Анализ формообразования церкви Стиккисхоульмскирья.

Стиккисхоульмюр – небольшой город в Исландии, расположенный на берегу моря. Одной из самых главных достопримечательностей города стала церковь Стиккисхоульмскирья (Stykkishólmskirkja).

 

Рисунок 2. Центральный фасад Церкви Стиккисхоульмскирья, Стиккисхоульмюр (Исландия)

 

Она была освещена и открыта 6 мая 1990 года и принадлежит лютеранской конфессии. Ее проект был разработан исландским архитектором Джоном Хараллсоном. [3]

Здание органично вписывается в окружающую среду, и служит своеобразным ориентиром на город. С моря его возвышающийся силуэт на холме прекрасно виден рыбакам и подходящим судам, а с суши - практически из каждой точки населенного пункта. Храм может одновременно принимать до 300 прихожан, и часто используется как зал для органных концертов, благодаря великолепной акустики.

 

Рисунок 3. Боковой фасад Церкви Стиккисхоульмскирья, Стиккисхоульмюр (Исландия)

 

Концепция формы основана на двух парящих бетонных ребрах, которые обрамляют вестибюль с двух сторон и поддерживают высокую остроугольную колокольню, возвышающуюся над храмом. Они напоминают китовый позвоночник, вероятно потому, что церковь, как и город, связаны с морской стихией.  Белый цвет, в котором выдержана церковь, безусловно дополняет ее образу величественности. Некоторые туристы, посещающие это место, сравнивают ее также с лебедем, взгроможденным на скалы над заливом. Полукруглая апсида с витражом сверху дополняет ее необычный силуэт.

Движение ввысь, как нам кажется, не поддерживается в интерьере. Внутри церковь дышит уютом и теплом, благодаря обилию дерева, бордовой ткани сидений для прихожан и гостей и светильникам, свисающим с потолка и рассеивающим теплый свет. Свет в центральный зал проходит также через окна, находящиеся в верхней части главного фасада. Потолок зала, в котором находятся посетители, выполнен из деревянного балочного перекрытия, которое заканчивается там, где начинается полукруглая апсида. В ней исландский художник Кристин Гунлаугсдоттир изобразил Деву Марию, несущую на руках Иисуса, а падающий на алтарь через верхний витраж свет создает эффект божественного присутствия.

 

Рисунок 4. Центральный зал Церкви Стиккисхоульмскирья, Стиккисхоульмюр (Исландия)

 

Ознакомление с современными памятниками храмовой архитектуры.

Драматический пейзаж Исландии усеян объектами современной храмовой архитектуры. Природа Исландии довольно сурова: сложный рельеф, отвесные скалы над морем, вулканы, скудная растительность, а также климатические условия тех мест. Но эти сооружения великолепно вписываются в окружающий ландшафт. Формообразование этих объектов напрямую руководствуется стратегиями региональной архитектуры, учитывая традиции и природно-климатические особенности Исландии.

1. Hallgrímskirkja, Рейкьявик (1986) Гуджон Самуэльсон. Лютеранский собор, расположен на вершине холма, при этом его здание находится на оси, идущей через центр города и проходящей через главный вход собора.

 

Рисунок 5. Боковой фасад Церкви Хадльгримскиркья, Рейкьявик (Исландия)

 

Храм увенчан треугольной колокольней, откуда есть выход на смотровые площадки с панорамным видом на Рейкьявик и гавани. Интерьер собора представляет собой аскетичное серое пространство практически без украшений, кроме органных труб, расположенных у дальней стены. [3]

2. Церковь Великой долины (Stóra Dalskirkja), Хвольсвёдлюр (1969) Рагнар Эмильсон. Католическая церковь. Stóra Dalskirkja переводится с исландского как церковь в Великой Долине. Расположенная среди гор, она состоит из двух зданий: главного здания церкви и колокольни. Они оба имеют форму треугольника, колокольня имеет более высокий и тонкий профиль. Форма и цвета церкви гармонируют с окружающим ландшафтом. [3]

 

Рисунок 6. Центральный фасад Церкви Великой долины, Хвольсвёдлюр (Исландия)

 

Заключение.

У теоретиков архитектуры разные взгляды на такое понятие как формообразование. Некоторые трактуют его как просто проектирование художественной формы, другие проводят связь между формой объекта и совокупностью объективных факторов, влияющих на неё (например, социально-экономических, инженерно-технических или функциональных). [4] Говоря о храмовой архитектуре, мы не можем не учитывать особенности проектирования религиозных сооружений различных конфессий, роль этих сооружений в жизни человека, то, какую информацию они должны в себе нести и какое влияние оказывать на сознание и настроение человека. Таким образом объект храмовой архитектуры должен аккумулировать в себе анализ не только инженерно-технических возможностей и социальных условий, но и в большой степени глубокий анализ религиозных традиций и общественного сознания так, как например в Исландии все лютеранские церкви, вне зависимости от времени постройки или местоположения, обладают общей особенностью: алтарь ориентирован на восток, выход — на запад.

 

Список литературы:

  1. Архитектон «Развитие концепции регионализма в архитектурном проектировании.» [электронный ресурс] — Режим доступа. — [URL: http://archvuz.ru/2011_22/6
  2. Форум Wired New York «JubileeChurch - Rome, Italy - by Richard Meier» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wirednewyork.com/forum/showthread.php?t=4168
  3. Deezeen «Eight of the most majestic modernist-influenced churches in Iceland» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.dezeen.com/2016/09/05/eight-majestic-modernist-churches-religious-architecture-iceland/
  4. taby27.ru «Принципы эстетического формообразования (по работам Ф.Т. Мартынова)» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/referaty_philos_design/524/283.html

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.