Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(194)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Чеглеев В.В. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 24(194). URL: https://sibac.info/journal/student/194/260650 (дата обращения: 24.11.2024).

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Чеглеев Василий Вячеславович

студент, Тольяттинского государственного университета,

РФ, г. Тольятти

OWNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL LIMITS OF IMPLEMENTATION AND RESTRICTIONS

 

Vasily Chegleev

student, Togliatti State University,

Russia, Togliatti

 

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрены конституционно-правовые пределы реализации и ограничений права собственности в Российской Федерации, проанализирована их сущность, сформулировано понятие. На основе анализа положений Конституции РФ, классифицирован перечень конструкционных пределов реализации и ограничений права собственности в Российской Федерации.

ABSTRACT

The paper examines the constitutional and legal limits of implementation and restrictions on property rights in the Russian Federation, analyzes their essence, and formulates the concept. Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the list of structural limits for the implementation and restrictions on property rights in the Russian Federation is classified.

 

Ключевые слова: право собственности, пределы права собственности, ограничения права собственности, конституционные права, ограничение конституционных прав.

Keywords: property rights, limits of property rights, restrictions on property rights, constitutional rights, restrictions on constitutional rights.

 

Право собственности представляет собой важный и весомый инструмент развития как цивилизованного общества, так и демократического государства. Без защиты права собственности не представляется возможным внедрение демократических ценностей и идеалов, право собственности служит неким маяком и ориентиром демократии и свободы человека и гражданина. Государство, устанавливая отношения с субъектами публичного права, вовсе не ведет себя как участник гражданского оборота, а ограничивается право публичной собственности не является гражданско-правовым, а административные и правовые механизмы. И даже в тех случаях, когда речь идет об ограничении полномочий собственника, он поддерживает этот принцип сила также влияет на правоспособность государственных органов.

В современной научной доктрине существует несколько позиций относительно определения понятия «права собственности» в частности, как состояния присвоения, отношение лица к вещи как к своей; как общественных отношений, смысл которых заключается в том, что собственник осуществляет обеспеченную законом юридическую возможность осуществлять господство над имуществом или отдельной вещью независимо от воли других лиц, которые его окружают и обязаны не препятствовать этому господству.

Представляется, что наиболее удачно суть права пользования можно раскрыть, пользуясь термин «получение». Ведь пользуясь столом, картиной, получая пользу от животного, владелец никак не может ни удалить, ни добыть пользу изнутри этих вещей. Пользу в этом случае владелец может только получить. На этом основании можно сформулировать основной признак права пользования, который заключается в возможности владельца получать пользу, полезные свойства от принадлежащей ему вещи.

Гражданский и Земельный кодекс выделяют государственную собственность, частную собственность, муниципальную собственность и иные формы собственности (ст. 212 ГК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом, согласно части 2 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации частная собственность прямо признается и защищается равным образом с государственной, муниципальной и иными формами собственности.

«В статье 35 Конституции РФ содержится развернутая характеристика права частной собственности как субъективного, то есть определяющего меру возможного поведения управомоченого лица. Часть 1 ст. 35, по сути, дублирует положения ст. 8 Конституции Российской Федерации, акцентируя на особой защите права частной собственности и указывает на то, что право частной собственности охраняется законом. В развитие данного конституционного положения была принята целая система норм, гарантирующих указанную систему отношений. Это положение дополняется частью 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой вышеуказанное право принадлежит каждому, то есть право на защиту частной собственности имеют не только граждане, но и иностранцы, и лица без гражданства (дальнейшее развитие данного института - гарантии защиты права частной собственности юридических лиц, как российских, так и иностранных)» [3].

Во избежание неправомерной установки ограничений права частной собственности в национальном законодательстве и их произвольного толкования следует исследовать генеза указанных прав и ограничений. Установление ограничений права частной собственности с учетом их генезиса и природы будет способствовать охране прав и законных интересов лиц. Исследование правовой сущности ограничений права собственности, принципов их применения станет гарантией утверждения и обеспечения прав человека.

Конституция РФ, закрепляя нерушимость права собственности, в тоже время содержит и отсылки на его ограничение в ч.3. ст. 35 («Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» [4].

В соответствии с положениями части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации любые права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Но возможно это только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует отметить, что при ограничении права собственности в Конституции закреплен приоритет интересов государства (возможность признания приоритета) перед интересами любых других собственников: в Конституции Российской Федерации присутствует такая категория как «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд», при условии предварительного и равноценного возмещения.

При этом, определения понятия «государственные нужды» действующее российское законодательство не содержит. Несмотря на это, к примеру, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» постоянно ссылается на некие «государственные нужды» в контексте государственных или муниципальных закупок, однако не предлагает какого-либо определения этого термина.

Таким образом, конституционно охраняемое право собственности в Российской Федерации подлежит целому ряду ограничений, которые зависят от конституционных характеристик права частной и права публичной собственности в Российской Федерации, и от наличия прав на имущество третьих лиц, и от особенностей характеристик целого ряда объектов собственности.

Учитывая обстоятельное исследование содержания конституционного принципа неприкосновенности права собственности, целесообразно сформулировать свое определение принципа неприкосновенности права собственности как закрепленных законом правовых положений, обеспечивающих право человека на свободное владение, пользование, распоряжение своим имуществом. Содержание данного принципа заключается в недопустимости произвольного вмешательства в это право субъектов частного и публичного права, в том числе и государства (которому запрещено произвольно устанавливать основания для лишения права собственности и ограничения в его осуществлении, сужать правомочия собственника). Недопустимость противоправного лишения права собственности является элементом содержания этого принципа.

Конституция РФ провозглашает неприкосновенность права частной собственности от противоправных ограничений. Данный принцип реализуется, в частности, путем определения и соблюдения границ допустимого вмешательства в право собственности со стороны государства и других лиц, а также создания и функционирования эффективного механизма правовой защиты права собственности.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 17.09.2021).
  2. Камышанский В.П. Пределы и ограничения права собственности Волгоград: Волгоградский юридический институт МВД России, 2000. 226 с.
  3. Микрюков В.А. Ограничения и обременения права собственности и иных гражданских прав. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Микрюков В.А. - Пермь, 2004. 214 c.
  4. Савельев А.А. Ограничения и обременения права собственности. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Савельев А.А. Краснодар, 2007.  26 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.