Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(194)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Поддержка культуры – одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Этому есть объяснения.
Культура положительно влияет на физическое и социальное самочувствие горожан, развивает человеческий капитал. Активная, творческая атмосфера в городе развивает инновационность бизнеса. Креативные индустрии, экономика знаний находятся в основе экономик развитых городов и зависят от разнообразия творческих профессий и активного культурного потребления. Культура влияет на миграционные настроения и поддерживает конкурентоспособность города на внутреннем и международном рынке труда и капитала.
Часто в практике возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служить компетентные лица — эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Опрос и выявление суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт-опросом, а сами суждения — экспертной оценкой.
К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование и интервью, «мозговую атаку», дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.
Экспертный опрос – это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях. В большинстве случаев экспертные опросы проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д.
Для экспертной оценки реализации культурной политики были привлечены 3 эксперта в сфере культуры, руководящие успешными учреждениями культуры и культурными проектами за пределами Республики Татарстан. Эксперты отбирались таким образом, чтобы их учреждения и проекты были соразмерны учреждениям культуры Республики Татарстан, а опыт – релевантен и применим в г. Казани.
1. Библиотеки.
Мария Привалова Генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова, г. Москва. О востребованности библиотек:
«Часто на пути успешной работы библиотек встает представление о том, что библиотека в принципе не может быть по-настоящему классной и популярной. К сожалению, в России этот предрассудок часто встречается и среди городских управленцев, и среди горожан, и даже среди самих библиотечных работников. Если человек не встречался с востребованной библиотекой, он просто не знает, как она может быть устроена. Так появляются мифы, что библиотеки, да и книги, не нужны «в цифровую эпоху» или «в современном мире». А просто люди не видели, как работают успешные библиотеки, - и не могут себе этого представить. Из собственного опыта мы знаем, что такие простые вещи, как постоянно обновляемые книжные фонды и частое появление новинок, дружелюбные и начитанные сотрудники, наличие мест, где удобно работать, все это приводит к тому, что в библиотеке всегда есть читатели, они заполняют все пространства читальных залов и даже занимают очередь на компьютер, Это важно знать, и если вы этого не видели, то лучше съездить и посмотреть, как работают успешные библиотеки в России и за рубежом, для того чтобы даже внутри, даже подспудно не держать в голове этот миф, что библиотеки -это что-то устаревшее и ненужное».
О событийной программе: «Если говорить о качестве событий и коммуникаций, то библиотекам пора перестать чувствовать себя младшими братьями других учреждений культуры. Есть стереотип, что театры, музеи и концертные залы делают что-то значимое, настоящую культуру, а библиотеки – они как бы попроще, такие местечковые. Это не так. Качество предлагаемых библиотекой событий и вообще культурных проектов, даже если оно касается немногочисленной ридинг-группы, может быть очень высоким. Библиотеки должны работать над своей репутацией. К ним, вообще-то, хорошо относятся люди, с ними любят работать партнеры. И библиотеки должны быть одним из главных агентов интеллектуального досуга в городе, дружить со всеми университетами, со всеми издательствами, с разными экспертами и становиться площадкой для реализации профессиональных интересов разных людей. У библиотек есть задача следить за достоверностью информации, которую они распространяют, не допускать лженаучные высказывания, а в остальном библиотеки, вообще-то, должны быть самыми востребованными городскими пространствами, продвигающими знания и предоставляющими доступ к культуре».
2. Культурные центры
Елена Мельвиль. Директор образовательного комплекса «Воробьёвы горы», в 2013-2018 годах директор Культурного центра ЗИЛ, г. Москва.
О подготовке к изменениям: «Любое знание устаревает. Если мы говорим, что человек должен развиваться и должен понимать, как развивается город, как развивается наука, чтобы он не сопротивлялся изменениям, которые происходят в городе, - его нужно просвещать и готовить. Для этого нужно показывать людям, какие социальные процессы происходят, к чему пришли научные институты. Это прежде всего подготовка к изменениям. Взрослые сопротивляются тому, чего они не знают и не понимают».
О постановке задач от города: «Необходимо принять концепцию социально-экономического развития, в основе которой лежат перспективные городские задачи. Если сформулирована перспективная городская задача, например реновация какого-то района, что тогда говорит культурный центр? Он начинает проводить лекции по архитектуре, фестивали урбанистики, рассказывать про малые архитектурные формы и т.п. Если город говорит «нам нужны через 10 лет фармацевты», то что делает культурный центр? Он читает лекции о генетике, фармацевтике, о современных открытиях в сфере биологии. То есть культурный центр выстраивает свою интеллектуальную досуговую программу под поставленную задачу. Но чтобы культурный центр мог так работать, город или регион должен сформулировать свой приоритет развития и обозначить свои ключевые задачи. Тогда можно будет связать одно с другим и использовать культурные центры как один из инструментов их решения. Этого сейчас нет ни в одном городе».
О привлечении подростков и молодежи: «Молодежь идет тогда, когда видит практический смысл. Они же прагматики. Они неосознанно или осознанно задают себе вопросы: что мне это даст? чем мне это поможет? Почему в учреждениях культуры много детей до 12 лет, а с 12 лет посещаемость резко падает? Потому что до 12 лет мама может управлять выбором ребёнка, а после 12 все меньше. Подросток не видит, зачем ему ходить в ДК. Да и мама, в общем-то уже сомневается, есть ли смысл заставлять его, когда надо готовиться к ОГЭ или ещё чему-то. Ведь основная задача, которую видит родитель хорошо учился в школе…Собственно, как нам удаётся привлечь эту аудиторию? Мы даём почти предпрофессиональные навыки по модным профессиям. Например, диджей или аранжировка. Или вот я перетянула в ЗИЛ, а потом и в «Воробьевы горы» Киношколу имени Макгаффина. [...] Далеко не все, кто ходят в Киношколу, собираются стать режиссером, звукооператором, светооператором или режиссером монтажа. Но все понимают, что осваивать эти навыки — это полезная вещь. Ты там весь процесс проходишь на практике с нуля. И даже если это не станет твоей профессией, ты всегда можешь подработать где-нибудь в студии, потому что через такие школы ты погружаешься в среду. Молодые люди это ухватывают будь здоров как, потому что они это понимают. А в медиа-школе мы предлагаем слушателям освоить работу с программными комплексами, чтобы они умели обрабатывать медиафайлы разного формата, микшировать и т.п. И молодые люди приходят, опять же, потому что понимают, зачем им это надо: во-первых, это им прикольно и интересно; во-вторых, они могут выложить результат в сеть и получить кучу лайков; в-третьих, это может быть частью их будущей работы. То есть подросткам и молодежи надо предлагать курсы, связанные с популярными темами - от видеоблогинга или просто блогинга в медиа-журнале до робототехники и искусства новых медиа».
3. Музеи и выставочные залы
Пётр Мансилья-Круз. Директор Музея М.А.Булгакова, г. Москва
О новой роли экспонатов: «Еще один очень интересный процесс – это смещение внимания с вещи на ее смысл. Новые формы музейной работы и новые методы распространения знаний совсем не всегда связаны с показом вещи именно в физическом ее воплощении. С одной стороны, этот процесс двигают интернет и цифровизация. С другой стороны, это результат мировоззренческого сдвига, который произошел в первой половине ХХ века. Идея становится центром искусства, и ремесло художника перестает быть самым важным —важнее становится послание, которое содержится в объекте. Музеи начинают активно работать со знанием, а совсем не только с предметами. В конце концов, задача популяризации, как и задача обобщения, создания любого повествования, подразумевает работу далеко не только предметами, но и с тем, что находится между ними, вокруг них. Предметы становятся пунктиром, вокруг которого разворачивается что-то интересное. Все это, конечно, обеспечивает стресс огромному количеству музейщиков, которые привыкли мыслить и работать в логике шедевров».
О связях музея: «Важно не сводить все результаты музейной работы только к общению с посетителями. В музейной работе есть те сферы, которые вообще не связаны с посетителями. Но они связаны с коммуникацией с представителями сообществ, с другими музейщиками, с коллекционерами, меценатами и тд. Это работа над комплектованием фондов, научная работа, развитие международных связей, встраивание музея в сообщество подобных музеев, в международный контекст внутри его предметной области и т.д. На это нужно обращать внимание, и оценивать эти части работы музея, на мой взгляд, правильно строго индивидуально, исходя из стоящих перед этим музеем задач».
О культурном программировании:
«Если ты хочешь, чтобы у тебя был выше конкурс в технический вуз, то тебе нужно построить классный экспериментариум и филиал Политехнического музея. Если хочешь пробуждать, например, интерес подрастающего поколения к языку, то у тебя должны быть литературные музеи, откуда ребенок уходить не хочет и куда просится на выходных. А когда ты говоришь про культурное наследие, то ты говоришь про уважение к человеку. И чтобы заражать этим уважением окружающих, нужно делать это не через официальные статусы и регалии важных деятелей, а через захватывающие человеческие истории о них. Через такие истории, с которыми посетитель может себя соотнести. Он пробует проецировать этот опыт на себя и себя на эту историю, отождествлять себя с ней»
Список литературы:
- Методы социологического исследования: Учебное пособие для студентов и аспирантов. - Майкоп. 2016.с-162 (дата обращения: 20.07.22)
Оставить комментарий