Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(191)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
ПРИНЦИПЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
PRINCIPLES OF THEATRICALIZATION OF CHORAL PERFORMANCE OF THE STATE ACADEMIC MUSICAL THEATER OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Marianna Choi
student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
В данной статье изучены принципы театрализации хорового исполнительства Государственного академического музыкального театра Республики Крым. В ходе изложения статьи актуализирована специфика, принципы и отличительные особенности театрализации хорового исполнительства на примере Государственного академического музыкального театра Республики Крым.
ABSTRACT
In this article, the principles of theatricalization of the choral performance of the State Academic Musical Theater of the Republic of Crimea are studied. In the course of the presentation of the article, the specifics, principles and distinctive features of theatricalization of choral performance are updated on the example of the State Academic Musical Theater of the Republic of Crimea.
Ключевые слова: театрализация, хоровое исполнительство, Государственный академический музыкальный театр, Республика Крым.
Keywords: theatricalization, choral performance, State Academic Musical Theater, Republic of Crimea.
Государственный академический музыкальный театр Республики Крым сегодня является одним из крупнейших театров профессионального искусства. Работа театрального коллектива направлена прежде всего на выпуск музыкальных постановок, отличающихся оригинальностью. Музыкальный театр достаточно активно развивается, расширяет жанровое разнообразие постановок и занимается поиском новых современных форм сценического искусства. О успешной деятельности Государственного академического музыкального театра и творческом потенциале его коллектива говорят успешные гастроли по Крыму и России, победы в международных театральных фестивалях, а также устойчивый интерес зрителей [1].
Театр обладает высокохудожественным репертуаром, основанным на лучших произведениях русской и зарубежной классики. В его афише представлены классическая оперетта, мюзиклы, музыкальные комедии, рок-оперы, балеты, симфонические программы, эстрадные концерты, музыкальные сказки для детей [2].
Репертуар Государственного академического музыкального театра – разнообразный, но преобладает классика, в том числе ее современное прочтение.
Сегодня в музыкальном искусстве современная хоровая музыка находится на стадии поиска новых возможностей развития творческого потенциала исполнительских коллективов. Изобретение неординарных подходов связано с обращением к национальным традициям и внутренним обновлением музыкального материала, которое способствует популяризации деятельности хоровых коллективов, их продвижению в условиях рыночных отношений и качественного роста уровня артистов [4].
Элементы театрализации являются неотъемлемой частью хорового исполнительства Государственного академического музыкального театра Республики Крым.
Театрализация музыкальных произведений напрямую связана с такими факторами как эволюция музыкального восприятия аудитории, усиление контактов с другими видами искусств (синтез) и возрождением древних первобытных форм исполнительства, особенно в фольклорной и неофольклорной традициях (неосинкретизм).
Театрализация хорового исполнительства театра проявляется в раскрытии художественного образа, имеющегося в народной песне и его жанровых трансформаций, которые осуществляют композиторы в процессе ее обработки. Результат работы дирижера, режиссера-постановщика, композитора и исполнителей создают интересное неординарное целое, что объединяет элементы традиций и новаторского подхода к созданию современного музыкального продукта [3].
Принципы театрализации хорового исполнительства Государственного академического театра можно проследить в таких его постановках: в спектаклях «Орфей и Эвридика», «Алые паруса», «Сильва», «Юнона и Авось; рок-опере «Ирод», «Прощай, Конферансье», «Севастопольский вальс»; мюзиклах «Дубровский», музыкальной комедии «Ханума», музыкальном спектакле «Роман о девочках» и других [1].
Сегодня в репертуарной палитре театра десятки произведений музыкальной классики, оперетты, рок-оперы, мюзиклы, современные спектакли, симфонические и концертные программы, балетные постановки.
Методология театрализации хоровых произведений Государственного академического музыкального театра Республики Крым базируется на принципах идентичности процесса театрализации музыкальной образности и процесса интерпретации. Одновременно априори интерпретация – емкое понятие, содержащее несколько устоявшихся комплексных методов интерпретирования: исполнение или репродукцию произведения; «перевод» произведения на язык другого искусства (вербальное описание или анализ, создание живописных, графических произведений на основе музыкального); синхронное синтезирования исполнения и «перевода» музыкального произведения (декорации, живописные композиции, сопровождающие выполнение, создание сценических визуально-пластических композиций на основе музыкального произведения – театрализация) [5].
Методология театрализации хоровых произведений театра состоит из методологии интерпретации и специфических методов работы с хоровой музыкой и визуально-пластическими искусствами, в частности таких как анализ литературного текста, сравнение его композиторской интерпретации и собственной трактовки исполнителя, согласования разногласий между композиторской и исполнительской интерпретацией литературного текста, создание визуально-пластической модели музыкального произведения.
Для театрализации хоровых произведений Государственного академического музыкального театра является актуальной проблема границ корректности исполнительской интерпретации в отношении авторского замысла, или, иначе говоря, параметров адекватности интерпретации авторского замысла.
Общими параметрами адекватности любой интерпретации художественного произведения являются стилевая, жанровая, композиционная, идейно-смысловая, пространственно-временная и интонационная адекватность, специфическими – адекватность персонификаций, фигуро-фоновая и акцентная адекватности, адекватность движения, степень конкретизации элементов образности. На пересечении этих параметров образуется зона адекватности музыкальной интерпретации [2].
Указанные параметры имеют основополагающее значение для отбора средств театрализации Государственного академического музыкального театра Республики Крым, ведь различные жанры хоровой музыки и разные типы содержания демонстрируют разный уровень критичности для различных исполнительских сценических приемов.
Выводы. В данной статье были рассмотрены аспекты хоровой театрализации в контексте деятельности Государственного академического музыкального театра Республики Крым. Исследовано, что театрализация, с одной стороны, выступает своеобразным возрождением синкретического действа, которое было условием бытования фольклора. С другой стороны, придание танцевально-драматургических элементов способствует лучшему раскрытию психологических аспектов, связанных с текстом музыкальной композиции.
Список литературы:
- Государственный академический музыкальный театр Республики Крым – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://muzteatr.net/o-teatre-2/ (Дата обращения: 26.03.2022).
- Лаврушкин, А.П. Педагогические аспекты хоровой театрализации в современном музыкальном образовании / А.П. Лаврушкин, М.А. Олейник. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – C. 127–132.
- Пичугина, Л.Н. Коммуникативный потенциал занятий вокально-хоровым исполнительством / Л.Н. Пичугина, Т.С. Богданова. // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества: Всерос. (с международным участием) сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2017. – С. 84–91.
- Супруненко, Г.В. Хоровой театр как феномен современной музыкальной культуры // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы Десятой Междунар. науч.-метод. конф. аспирантов, соискателей и преподавателей / сост. и ред. Т.Е. Сиднева, Е.В. Приданова. – Н. Новгород, 2008. – С. 226–234.
- Шорохова, И.В. Интегративный курс «хоровой театр» как инновационная форма современного российского хорового образования // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. – № 42. – С. 75–82.
Оставить комментарий