Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(191)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Буртасова Н.В. МНОГООБРАЗИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/191/257198 (дата обращения: 07.02.2023).

МНОГООБРАЗИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

Буртасова Наталья Валерьевна

магистрант, кафедра хореографического искусства, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE DIVERSITY OF CHOREOGRAPHIC COSSACK CULTURE IN RUSSIA

 

Natalia Burtasova

Master's degree, Department of Choreographic Art, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается многообразие форм хореографической казачьей культуры России. В составе традиционной танцевальной культуры казачества существует большое многообразие форм, традиций, которые представляются различными фольклорными коллективами. Самобытность хореографического наследия казаков отражает своеобразие исторических и социально-экономических условий жизни казачества, под воздействием которых сформировались казачье мировоззрение и духовная культура. В свете проблемы возрождения и развития хореографической казачьей культуры в России сегодня необходимо изучать многообразие сценической танцевальной культуры Российского казачества.

ABSTRACT

The article examines the variety of forms of choreographic Cossack culture in Russia. As part of the traditional dance culture of the Cossacks, there is a great variety of forms and traditions that are represented by various folklore groups. The originality of the choreographic heritage of the Cossacks reflects the uniqueness of the historical and socio-economic living conditions of the Cossacks, under the influence of which the Cossack worldview and spiritual culture were formed. In the light of the problem of the revival and development of choreographic Cossack culture in Russia today, it is necessary to study the diversity of the stage dance culture of the Russian Cossacks.

 

Ключевые слова: казачество, казачья традиционная культура, казачий подтип национальной культуры, казачья традиционная танцевальная культура, костюм казаков, формы танца.

Keywords: Cossacks, Cossack traditional culture, Cossack subtype of national culture, Cossack traditional dance culture, Cossack costume, dance forms.

 

В настоящее время в России активно возрождает казачество как особый субэтнос. Поэтому значительно возрос интерес к истории, традициями и культуре. Танец же является неотъемлемой частью казачьей культуры. В различных казачьих общинах, живущих на разных территориях нашей страны, он имеет свои характерные, а порой и уникальные черты. В последнее время все чаще мы видим профессиональное исполнение традиционных казачьих танцев на различных сценах нашей страны. Очевидно, что изучение исторически сложившихся традиционных танцев казаков с особенностями их сценических форм, выделение присущей им хореографической лексики и основных приемов исполнения имеют важное значение для сохранения танцевальной культуры казаков.

Казачество – это исторически сложившаяся на территории бывшей Российской империи сложная этническая и культурная общность. На данный момент на территории РФ официально зарегистрировано одиннадцать реестровых казачьих обществ.

Первые исконные казачьи области были образованы еще в начале XIV века. Они располагались в низовьях рек Днепр, Дон и Волга. В те времена славяне находились под гнетом татаро-монголов, но были верны православию и заветам своих предков, и переселялись окраины Русского государства. В конце XIV века на территории Европейской части Руси проживало несколько крупных казачьих поселений [1, с. 14].

Казачья народная культура развивалась в составе всей национальной общероссийской культуры. Гусев В.Е. в своих очерках о русской народной художественной культуре пишет: «Казачий подтип сохраняет некоторые черты, характерные для всей южнорусской традиции, и вместе с тем отличается некоторыми оригинальными особенностями» [2, с. 107].

В танце кубанских казаков можно увидеть его теснейшую связь с военной подготовкой, обучением обращению с оружием, приемам верховой езды. В то же время казачья танцевальная культура проникнута сдержанным лиризмом, уважением к женщине, которая и подруга, и мать, и хранительница домашнего очага. Элементы бытовых и обрядовых традиций прочно вошли в хореографию казачьих танцев, стали их неотъемлемой частью.

Часто хореография танцев основана на характерных движениях, заимствованных из кавказских танцев, в основном горной лезгинки с ее резкими взмахами ног и положением рук танцоров.

Более ста лет насчитывает история Донского и Запорожского казачества.  У казаков, проживавших на территории современной Украины и Кубани, есть своя танцевальная культура. Танцевальная хореография основана на движениях, характерных для отдельной группы украинских танцев, в которую в основном входит знаменитый украинский гопак. Хотя эти танцы похожи по своей природе, они имеют значительные отличия от общерусских танцев.

Первоначально гопак исполнялся исключительно мужчинами и был по своей природе боевым танцем. В этом причина его популярности у казаков. Практически все движения, используемые в этом танце, на самом деле – это боевые выпады, подсечки и сабельные удары. Большое количество вращательных поворотов и перекатов использовались в сабельном бою. Это является своеобразной тактикой ухода от атаки противника. Этот танец считался показателем ловкости, силы, мужества и тренированности воина.

Со временем гопак распространялся далее в прилегающих к Запорожской Сечи городах, а затем в левобережной Украине.

Особенно хочется выделить казаков – некрасовцев. Казак Игнат Некрасов был сподвижником атамана Кондрата Булавина, возглавившей восстание донских казаков 1707 - 1708 годов против царской власти. После поражения булавинцев Некрасов увел своих людей (500 - 600 семей, всего около 2000 человек) на Кубань, в то время находившуюся под контролем Крымского ханства. Некрасовцы более двух с половиной веков сохраняли свою веру, обычаи и культуру. В первые десятилетия XX века начался процесс постепенного возвращения семей казаков - некрасовцев на историческую родину. Последняя большая волна переселенцев из Турции прибыла в СССР в 1962 году и осела в Левокумском районе Ставропольского края.

В танцах некрасовцев сильно заметно ассимилятивное влияние восточной, в большей степени, турецкой танцевальной культуры. Она довольно причудливо переплетается с исконно русскими, казачьими мотивами. В женском танце присутствуют элементы традиционного танца живота с амплитудными «выбросами» бедра рабочей ноги, при этом корпус отводится назад и наклоняется. Такие движения придают ярко выраженный восточный колорит женскому танцу, подчеркивая исторические корни казачества, заимствуя пластические элементы у своих южных соседей. Хореографическая лексика и образность танцев некрасовцев оказывается тесно сплетена с движениями восточных народов.

Тем не менее, очевидно, что танцевальная культура русских казаков в целом происходит от одного корня - русского народного танца. В то же время практически все исторически сложившиеся казачьи войска на территории России имеют свои характерные отличия, обусловленные главным образом такими географическими факторами, как район проживания, соседство с носителями других культур и т.д.

Изучение традиционных форм и стилистических особенностей казачьих танцев, определение и закрепление их хореографической лексики очень важны в свете проводимой государством политики возрождения традиций народов, населяющих Российскую Федерацию.

 

Список литературы:

  1. Баранкевич И.А. Тюркский компонент в традиционном женском костюме казачества Дона, Терека и Кубани // Вопросы казачьей истории и культуры: вып. 6 / М.Е. Галецкий, Н.Н. Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяноадыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева. Майкоп, 2011. С. 117-124.
  2. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.
  3. Малинин Б.А. О формах обмундирования Терского казачьего войска // Вопросы казачьей истории и культуры: вып. 6 / М.Е. Галецкий, Н.Н Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т. Керашева. Майкоп, 2011. С. 112-117.
  4. Рудиченко Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д, 2004.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом