Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(191)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Федяев А.А. ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/190/258504 (дата обращения: 23.11.2024).

ВОСПРИЯТИЕ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Федяев Андрей Алексеевич

студент, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

РФ, г. Барнаул

ATTITUDE TO NATURE IN RUSSIAN AND EASTERN CIVILIZATIONS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

 

Andrew Fedyaev

Student, Altai State Technical University by I.I. Polzunov,

Russia, Barnaul

 

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются вопросы взаимоотношения человека и природы, а также влияния цивилизаций на отношения к живому и неживому.

ABSTRACT

The article deals with the relationship between man and nature, as well as the influence of civilizations on the relationship to the living and the inanimate.

 

Ключевые слова: природа, взаимоотношения, сходства, различия, Россия, Восток, цивилизации.

Keyword: nature, relationships, similarities, differences, Russia, East, civilizations

 

Нельзя не говорить об актуальности сравнительного анализа и изучения отношения к природе мировых цивилизаций Востока и России.  Прошлое, настоящее и будущее отношение ко всему живому и неживому тесно связано воедино с народами этих стран. Культуры и традиции появились давно и присутствуют по сей день.

Под «Востоком» в нынешней культурологии имеется в виду культуры стран Западной, Южной, Восточной Азии, Северной Африки. Русская цивилизация вбирала в себя исторически много и от других культур и цивилизаций, но сохранила свою индивидуальность.  Они во многом различны, схожи или даже противоположны.

Восток основан на спокойствии и умиротворении.  Много восточных мудрецов и философов говорили, что усовершенствовать мир можно только через обретение единства отождествления постижении мира и гармонии в себе, поэтому необходимо соединиться и раствориться в окружающем, в Бытии, в моменте оказаться Всем и в то же время мельчайшей частичкой Всего.

Китайские мудрецы говорили, что человек не имеет права вмешиваться в порядок, который есть в природе. Люди должны приспособиться к нему, отыскать место для себя и воспользоваться тем, что дала природа [3].

В мировоззрении восточных культур не должно быть разделения мира на мир природы и мир социума, мир естественный и мир сверхъестественный. Свобода и достоинство человеческой жизни близки духу восточной культуры. Человек Востока никогда не терял взаимоотношения со средой обитания и поэтому ему необходимо усовершенствовать свои душу и тело.  Мыслители говорили, что народы и государства должны развиваться натуральным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в чьей жизни нет ничего лишнего и неизбежного. По мнению людей Востока, основные среды обитания должны быть священными, невинными и прекрасными и не должны быть загрязнены.

Человек Востока слит с природой воедино, и отношение к ней всегда было особенным. Так, Дао (кит. – Бог, путь, разум, слово) – одно из основных суждений в китайской философии. Согласно философии Лао-цзы, ʼʼдаоʼʼ означает вечноединое, неизменное, существующее всегда и вовеки веков. Согласно принципу Дао, человек не должен покорять Вселенную [4]. И каждый человек не должен ничего менять в том порядке, который обусловлен Дао.

Русский человек любит и ценит природу по-своему, по –особенному, дорожа её завораживающей прекрасной душой и невинным «телом». Он любя называет её «Родина», землей, на которой «воспитался» деятельный и созерцательный дух. «Природа является же колыбелью, мастерской, смертным ложем народа; пространство - есть судьба и его воспитатель, его окно к Богу»,- сказал И.А. Ильин. [1]. У русского человека бережное отношение к природе, ее открытость и красота заложена еще с ранних лет, поэтому русская культура тесно связана с поэзией, живописью, искусством которые пронизаны образами Матери-земли и гармоническими отношениями к природе и всему живому.

Для русского народа природа является не холодной и бездушной средой, а чем-то родным, близким и большим. Он связан с природой в любое время года: и в проливном дожде, и в бурной реке, и в сильной грозе, и в засушливом лете, и в необъятной степи, и в дремучем лесу, и скалистой горной местности, и в снежном буране, и в лютом трескучем морозе. Необъятность пространств России - внутреннее измерение души русского народа. Это свобода, необхватная ширь, отсутствие границ и разделений, бесконечная даль.

Если говорить о различиях, то для человека Востока важно любить весь окружающий мир и всех находящихся в нем, ценить каждое живое существо. Гармоничный человек и мир – одно целое. Природа не подлежит управлению и изменению, её до́лжно лишь любить и созерцать. Мир достиг гармонии. Например, в Индии убить любое животное до сих пор считается страшным грехом: «Ибо все живое священно!» [2]. Человек Востока встраивает свое жилище в природные ландшафты, горные ущелья, леса, пустыни, тем самым подстраивается под неё. Мессианский человек имеет другой взгляд. Он старается создать в окружающем мире ту гармонию, что он чувствует в себе. Картина мира не совершенна, поэтому её необходимо менять. Для него характерно делать это во имя Бога или какой-либо другой высшей цели. Русскому человеку на протяжении многих веков свойственно перестраивать мир по себя, ну или так, как того требует ситуация, т.е. свойственна адаптация. Примером этому может послужить такой человек, как князь Владимир Святославич, более известный под именем Владимир Святой. «Выбирая» для себя веру, он остановил свой выбор на православии, так как она была наиболее близка к нему. После, как принято считать, в 988 году было крещение Киевской Руси, несмотря на то, что не все желали этого. Другим примером может послужить Великая Отечественная война, когда люди, защищая свою родную землю от врага, с огромной доблестью бились на полях сражений, переступали за свои пороги физических и психических возможностей для поддержки своей армии. Солдаты гибли сражаясь, люди умирали от голода, болезней и т.п. На время войны жизнь государства претерпела серьезные изменения, и народ шел на это, так как понимал, что это необходимо для защиты родной земли, своего дома. Точно так же русский человек поступает с природой. Он дорожит ей, но если это будет нужно, то он будет менять её так, как посчитает необходимым. Люди истощают запасы природных ресурсов, считая, что они неисчерпаемы, но это не так. Изменение ландшафтов для дальнейшей застройки и прочее влияние на природу оказывают исключительно вредоносный характер. Здесь необходимо видеть границы, понимать, когда нужно остановиться. Иначе рано или поздно от нашей родины останется только искореженный труп, а мы только и сможем вспоминать, как прекрасны была некогда наша родная земля, долгое время служившая нам домом.

Россия, подражая Западу и в попытке перегнать его в научном, технологическом отношении внедряла процессы модернизации и индустриализации, которые были сильнее, чем сила природы. Возьмем, к примеру, добычу нефти и газа. В этой отрасли гонка за добычу идет ежедневно. Увеличиваются объёмы перевозки. Каждая страна, в частности Россия, старается усовершенствовать своё оборудование для повышения эффективности добычи и транспортировки полезных ископаемых, но вместе с модернизацией и совершенствованием оборудования приходят новые проблемы и катастрофы, приводящие к загрязнению природы. Так 11 ноября 2007 года в Керченском проливе получили повреждения два танкера, из которых в море попало очень большое количество мазуты серы. Вследствие этого образовалось огромное нефтяное пятно в Азовском и Черном морях. Данное происшествие не могло ни сказаться на природе. Из-за образовавшейся пленки на поверхности воды погибло множество рыбы и птиц. Также всем известна гонка вооружения между Западом и Россией. Каждый разрабатывает новое, современное, чудовищной силы оружие, которое содержит в себе вредоносные вещества. Конечно же, при появлении нового вида оружия его обязательно испытывают, не задумываясь о вреде природе, о её загрязнении, о её уничтожении. Никто не думает о последствиях модернизации и индустриализации. Даже если человек не замечает это сразу, то в дальнейшем, когда этот вред накапливается, последствия этой деятельности и процессов видны всем, и в большинстве случаев, это необратимо.  В дальнейшем это приводит к отсутствию гармонии между русским человеком и природой, которую очень сложно восстановить.  Восток же менее подвержен влиянию Запада, поэтому ценит и бережет то, что имеет. Там нет такой конкуренции с Западом за мировое превосходство в чём-либо. Человек востока не ставит достижение какой-либо цели выше, чем взаимоотношения с природой. Он ценит эту связь и то, что даёт ему природа. Старается сохранить её в первозданном виде. Об этом говорит меньшее количество предприятий, различных электростанций, оружия и обилие живой природы вокруг них: животных, птиц, рыб, растений. Не разрушая природу, человек востока остаётся с ней в понимании и гармонии. То, что человек Востока воспринимает как данность, русский видит лишь как дальнюю цель.

Таким образом, культуры России и Востока различны, но, с другой стороны, они родственны межу собой и являются неотъемлемой частью общей мировой культуры, в которой существуют разные ценности, менталитеты и свое отношение к природе.

 

Список литературы:

  1. Виктор Аксючиц. Кто малым не доволен, тот большого не достоин //[Электронный ресурс] http://custodiya.blogspot.com/2012/01/blog-post_4459.html
  2. Отношение к природе на Востоке. [Электронный ресурс]. URL: http://retwork.ru/category/istoria/view/891_otnoshenie_k_prirode_na_vostoke
  3. Виктор Аксючиц. Русский характер. Мать- земля. [Электронный ресурс] http://pravoslavie.ru/1046.html
  4. В.С. Стёпин. Философия как социокультурный феномен [Электронный ресурс] URL: https://scicenter.online/fundamentalnaya-filosofiya-scicenter/filosofiya-kak-sotsiokulturnyiy-64115.html
  5. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. -3-е изд. - Минск : РИВШ, 2008. - 624 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.