Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Гайнетдинова А.Ф. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 20(190). URL: https://sibac.info/journal/student/190/256645 (дата обращения: 28.01.2025).

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Гайнетдинова Алина Фянилевна

студент, кафедра теории и технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королева,

РФ, г. Самара

THEORETICAL STUDY OF THE PROBLEM OF SOCIAL EXCLUSION OF MALADAPTED ADOLESCENTS IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

Alina Gaynetdinova

Student, Department of Theory and Technology of Social Work, Samara University,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Дезадаптация – это состояние, при котором ребенок, оказавшийся в новых условиях, не может полноценно к ним адаптироваться, что проявляется у него в познавательных, поведенческих, эмоциональных и психосоматических нарушениях. К сожалению, особенности поведения, демонстрируемые дезадаптированными подростками, часто становятся причиной для эксклюзии, то есть исключения, его из группы. Следствием эксклюзии может стать ухудшение дезадаптации и развития девиантного поведения.

ABSTRACT

Maladaptation is a condition in which a child who finds himself or herself in a new environment cannot fully adapt to it, which manifests itself in cognitive, behavioral, emotional and psychosomatic disorders. Unfortunately, the features of behavior exhibited by maladapted adolescents often become a reason for their exclusion, i.e., for their exclusion from the group. The consequence of exclusion can be worsening of maladjustment and development of deviant behavior.

 

Ключевые слова: дезадаптация, подросток, эксклюзия.

Keywords: maladaptation, adolescent, exclusion.

 

 В условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономических кризисов, ослабления значения семьи, а также возрастающего разрыва между материальными условиями жизни, проблема воспитания подрастающего поколения встает как никогда остро.

Рост числа подростков, которым не удается адаптироваться к условиям жизни, нормам и требованиям, предъявляемым окружениям и ими самими, приводит к увеличению масштабов и углублению причин возникновения дезадаптации подрастающего поколения.

Как утверждают специалисты, и показывает практика, важным условием благополучного развития личности подростков, а особенно для подростков с дезадаптацией, может стать наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата. К сожалению, особенности подросткового возраста таковы, что индивидуальные характеристики, сравнение, подражание и поиск референтной группы зачастую становится причиной эксклюзии или исключения непохожих, отличающихся внешностью или поведением, сверстников. Эксклюзия может быть и не направлена на намеренное причинение вреда, но всегда влечет за собой пагубные последствия с точки зрения ученической успеваемости, самооценки, эмоционального здоровья, снижения просоциального поведения и самооценки, особенно в случае нестабильного, дезадаптированного подростка.

В общем понимании дезадаптация — это частичная или полная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу. [1].

Когда мы говори о социальной дезадаптации, стоит отметить, что особенно остро эта проблема проявляется в подростковый период, что связано с особенностями социального положения подростков и их физическими и психическими особенностями.

Согласно Большой Российской энциклопедии, подростковый возраст - «период развития ребёнка между 11–12 и 15–16 годами, переходный между детством и юностью – начальным периодом взрослой жизни» [2]. Психологический словарь дает похожее определение: «стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11 - 12 до 16 - 17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [3]. Подростковый возраст всегда считается особенным, это период становления нравственности человека, возраст, когда он начинает познавать свое собственное «я», отделяется от родителей. Подросток теряет привычный детский образ жизни и приобретает новую социальную позицию, когда он уже не совсем ребенок, но еще и не взрослый.

Немецкий психолог Х. Ремшмидт, занимающийся всесторонним анализом подросткового возраста, говорит о том, что индивидуальная изменчивость эмоционального поведения в юности сильно выражена, и выделяет три типа реагирования [4]:

1) Эмоциональная неустойчивость. Возникающие новые чувства не обрели соответствующих способов проявления или точек приложения. Характеристику мотивационной структуры можно дать следующим образом: с одной стороны, есть стремление к самостоятельности и самоуважению, а с другой – неизбежно столкновение с регламентацией и ожиданиями окружающих. Этот диссонанс провоцирует внутренний конфликт, проявляющийся в изменчивых, импульсивных эмоциях.

2) Нападение/отступление. Первое выражается в несогласии с установленным порядком, в противодействии правилам социального окружения. Отступление также может носить оппозиционный характер, но при этом возникает стремление отрешиться от мира взрослых и не иметь с ним ничего. Однако встречается и разочарованный уход в самого себя, обусловленный чувством непонятости.

3) Идеализм. Трансформации мышления способствуют формированию идеальных представлений. Идеализм, иногда с идеологической окраской, - характерная черта взросления. Подобные настроения часто ведут к так называемому конфликту поколений.

Подросток часто теряет ориентировку в стремительно меняющейся ситуации, при встрече с трудностями у него возникает сильное чувство противодействия, он часто оказывается под давлением внешних и внутренних обстоятельств, с которыми не в силах самостоятельно справиться, что является причиной развития негативных проявлений в характере, неадекватной реакции на ситуации и, как следствие, возможное развитие дезадаптаций.

Российская ученая в области социальной работы Е.И. Холостова к дезадаптированным детям и подросткам относит трудновоспитуемых детей, нервных детей, «тяжелых» подростков, фрустрированных детей, подростков-делинквентов [5].

Российский педагог С.А. Беличева выделяет следующие уровни дезадаптации подростков [6].

Нулевой уровень – «адаптированные». Это подростки, которые не вступают в конфликты, учатся достаточно хорошо, в меру способносттей, удовлетворены окружением и собственной жизнью.

Первый уровень – «в основном адаптированные». У данной категории подростков дезадаптация проявляется крайне эпизодически, ситуативно, поверхностно, чаще всего в какой-то одной области. Подросток в этом случае скорее адаптирован, чем дезадаптирован. Это обычный, достаточно хорошо успевающий подросток, трудности поведения обусловлены скорее возрастными особенностями, редкие нарушения дисциплины или конфликты.

Второй уровень – «преддезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация проявляется довольно часто, но в основном временно, хотя иногда и широко. В данном случае нарушения не становятся устойчивыми, не затрагивают глубинные образования личности. Дезадаптация проявляется в эпизодической неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтах с родителями, учителями и товарищами и т.д. Но опасность в частом проявлении дезадаптации и возможном ее укоренении.

Третий уровень – «дезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация может стать углублённой и устойчивой. Многие отрицательные мотивы перерастают в свойства личности. Подобного рода дезадаптация может проявляться достаточно широко, явно, нарушая деятельность, поведение и взаимоотношения. Обычно таких учащихся уже называют «трудными», «педагогически запущенными». Им присуща грубость, конфликтность, недисциплинированность и прочие отрицательные проявления. Трудновоспитуемость предполагает сопротивление подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызывается оно совершенно разными причинами, включая педагогические ошибки воспитателей и родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента.

Четвертый уровень – «социально дезадаптированные». У таких подростков дезадаптация обширна, глубока, устойчива, нередко вторична, ярко выражена. Она практически трансформирована в девиантность, депривацию, и характерна чаще всего для подростков, которые стоят на учёте в детских комнатах милиции, которыми занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. Такие подростки или полностью игнорируют учёбу, совершают проступки, мешают обществу, или это подростки, которые не имеют возможности учиться.

Данные особенности, присущие дезадаптированным подросткам, часто становятся причиной отторжения их сверстниками, если они демонстрируют застенчивость, замкнутость или тревожность или, наоборот, демонстрируют агрессивное поведение. Так возникает проблема эксклюзии дезадаптированных подростков.

В социологическом дискурсе под социальной эксклюзией понимают постепенный процесс накопления ущерба, ведущий от полной интеграции через пограничное состояние надлома к полной изоляции индивида или группы от общества. Социальная эксклюзия — это социальный процесс, заключающийся в вытеснении индивида из сообщества, когда спектр ресурсов, доступных индивиду становится все уже, и, одновременно состояние, возникающее вследствие этого.

Центральным для нашего исследования предстает понимание социальной эксклюзии с точки зрения социальной психологии. Так, эксклюзия — это состояние личности, вызванное субъективным осозанием и переживанием дефицита принадлежности к социальным группам и невключенности в межличностные взаимодействия. Психолог И. Ю. Суворова характеризует социальную эксклюзию как «чувство неподтвержденной социальной идентичности, возникающее вследствие отвержения личности со стороны субъективно значимых персон и групп» [7].

В качестве причин социальной эксклюзии может стать все, что угодно: физические особенности человека, отличающие его от большинства представителей его окружения (телесные характеристики, оформление внешнего облика и т. п.); личностные особенности эксклюзируемых, например, как виктимность, конформность, агрессивность. Причиной эксклюзии может также стать предшествующий опыт фрустрации базовых потребностей, наличие травматического опыта, психологических проблем, которые человек проецирует во внешний мир, внутренняя картина враждебности внешнего мира, неудачный способ самопрезентации, отвержение ценностей группы членства, высокий страх отвержения.

Социальное отвержение может проявляться как в активной форме (обесценивание, насмешки), так и в пассивных формах (игнорирование, перевод общения на формальный уровень). Но во всех формах своего проявления он вызывает у субъекта переживание тревоги, страдания.

Застенчивые, замкнутые или тревожные подростки могут стать жертвами эксклюзии среди сверстников, потому что зачастую в подростковой среде темпераментные различия воспринимаются как социальный недостаток, который маркирует этих детей как неугрожающих, безынициативных и конформных. Кроме того, такие дети могут противиться социальному взаимодействию со сверстниками, опасаться его, что и приводит к отторжению и эксклюзии. Исследования показывают, что социально-замкнутые подростки, которые действительно подвергаются эксклюзии со стороны сверстников, со временем могут стать более замкнутыми в социальном плане. Таким образом, социальная эксклюзия по отношению к таким подросткам может лишь усугубить застенчивость и замкнутость, которые уже присутствуют [8].

Точно так же подростки, которые демонстрируют высокий уровень агрессии, гиперактивности или дестабилизации, часто становятся жертвами социального эксклюзии. Эти подростки, которых отвергают из-за их агрессивного поведения, с большей вероятностью будут продолжать проявлять негативную симптоматику с возрастающей скоростью с течением времени. Более того, они с большей вероятностью будут воспринимать нейтральные или двусмысленные действия других как издевательства, демонстрацию предвзятое отношение, в результате чего они предполагают негативные намерения со стороны других, даже в нейтральных ситуациях.

Таким образом, дезадаптация подростков, проявляющаяся в негативизме/агрессии или, наоборот, замкнутости/конформности, необщительности и т.д., часто становится причиной исключения их из коллектива. В подростковом возрасте вхождение в группу сверстников и сотрудничество играет значительную роль в развитии личности, и эксклюзия дезадаптированного подростка, обусловленная отличиями в темпераментах и способах реагирования, может лишь усугубить дезадаптацию исключенного подростка.

 

Список литературы:

  1. Сафонова Т.Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 98.
  2. Большая Российская энциклопедия / под общ.ред. Ю.С. Осипова. – том 26. – 2017.
  3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – М.: Прайм–Еврознак – 2007.
  4. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт, пер. Г.И. Лойдиной; под редакцией Т.А. Гудковой – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  5. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. Библиотека социального работника. М., 2006.
  6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии: учеб.пособие. М.: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
  7. Суворова И.Ю. Социальная эксклюзия как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. – Том 5. – № 4 – 2014.
  8. K.L. Mulvey Causes and Consequences of Social Exclusion and Peer Rejection Among Children and Adolescents // Health Research Alliance Author Manuscripts Vol 17(3), pp. 71–75, Summer, 2017.

Оставить комментарий