Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12
КЛЯТВА ГИППОКРАТА КАК ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ МЕДИЦИНЫ
THE HIPPOCRATIC OATH AS ONE OF THE SYMBOLS OF MEDICINE
Elena Agaltsova
Student, Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,
Russia, Saratov
Mikhail Klochkov
scientific supervisor, Assistant, Saratov State Medical University named afterV.I. Razumovsky,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В данной статье предпринимается попытка раскрыть понятия символов в медицине, их значимости и необходимости в наши дни, Клятва Гиппократа, как один из более известных символов в медицине.
ABSTRACT
This article attempts to reveal the concepts of symbols in medicine, their significance and necessity in our days, the Hippocratic Oath, as one of the more famous symbols in medicine.
Ключевые слова: клятва Гиппократа, символ, эмблема, этика, деонтология, медицина, философия.
Keywords: Hippocratic Oath, symbol, emblem, ethics, deontology, medicine, philosophy.
История развития медицины, гуманнейшей из наук, – это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины, столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками, упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований. На протяжении своего развития медицина имела много символических изображений, прежде всего потому, что она ближе всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое и забыты навсегда, другие существуют и поныне.
В медицине, как и во всех других науках, существует огромное количество символов, знаков и предрассудков. Большой интерес всегда привлекала клятва Гиппократа. Непроизвольно возникает вопрос: «Актуально ли давать клятву, почему во многих странах её отменили, а в некоторых продолжают сохранять этот символ медицины?». Актуальность вопроса заключается в том, что для многих в медицине существуют символы, которые считаются неотъемлемой её частью и, перестав использовать ту или иную символику, мы будто бы отдаляемся от истории медицины.
Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) – условный знак, широко известный и используемый для чисто практических целей. Но он может оказаться и тайным знаком, смысл которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, у древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и т. п. Со временем символ приобрел природу эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета. [4]
Свои специфические символы и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость возникновения символов в медицине от определенных исторических условий развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых явлениях, оказывающих на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными предметами.
Наиболее известные и близкие нам символы в медицине- это чаша со змеёй, белый халат, ставший символом чистоты и опрятности, красный крест, который является символом разрешения к осуществлению гуманной деятельности и Клятва Гиппократа, дошедшая до наших времен.
Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Записана клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э.
Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка.
С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, был редактирован, существенно менялся его смысл.
Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку.[1]
«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:
1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
2) принцип непричинения вреда;
3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
8) обязательство личного совершенствования;
9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).
Клятва Гиппократа даёт четкое представление об обучении и моральном воспитании врача и тех требованиях, которые предъявлялись к нему, а именно: почитать учителей наравне со своими родителями, сохранять врачебную тайну, бескорыстно и честно исполнять свой долг перед больными, воздерживаться от причинения всякого вреда и несправедливости. Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал клятву, которой нерушимо следовал в течение всей жизни и которая обеспечивала ему доверие общества.
На данный момент клятву Гиппократа в её первоначальном виде во многих странах не дают. Как минимум по причине запрета оказания помощи при беременности. В Израиле же, причина носит больше религиозный характер. Связано это с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. В Израиле дают клятву еврейского врача. Что касается России, то даже в царской империи не произносили клятву в ее первоначальном виде. Там было «факультетское обещание». На данный момент это «Клятва российского врача». [3]
Клятва Гиппократа сыграла огромную роль в развитии медицины, заложении принципов, которые актуальные по сей день и будут актуальны еще очень долго, возможно, всегда. Конечно, в ней есть некие некорректные аспекты, но именно Клятва Гиппократа легла в основу медицинской этики и деонтологии. [2]
Клятва – понятие в большой степени ритуальное. Гуманизм профессии врача – не следствие страха ответственности за нарушение клятвы Гиппократа. Выбирая медицину, никто из будущих или настоящих врачей не боится именно нарушить клятву и понести наказание, скорее, любой врач делает всё исходя из интересов пациента, ради облегчения его страданий и помощи. Безусловно, клятва Гиппократа оставила огромный отпечаток в истории медицины. Она послужила, основой этики и деонтологии. И именно на основе клятвы Гиппократа на данный момент существуют измененные версии клятв, которые придерживаются врачи всего мира.
Клятва Гиппократа не только символ медицины, но и то, что заложило основу современной медицины. Да, можно считать, что это символ и не более, но у каждого, кто выбирает медицину, уже формируются нравственные установки. Одно дело- это дать клятву, а другое- выполнять её безукоризненно.
Список литературы:
- Большая медицинская энциклопедия Главн. ред. Б.В. Петровский. Изд. 3-е. (в 30 т.) М., «Сов. энциклопедия», 1977. Т.6.
- Проблемы медицинской деонтологии.
- «Актуальные вопросы биомедицинской этики» Проф. И.В. Силуянова, I Всероссийский съезд православных врачей России, Белгород, 28 сентября 2007 года.
- Грибанов Э.Д. История международных медицинских эмблем. – М., Центральный институт усовершенствования врачей, 1976, 33 с.
Оставить комментарий