Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Чистяков М.А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВИНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 20(190). URL: https://sibac.info/journal/student/190/255480 (дата обращения: 27.04.2024).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВИНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Чистяков Мстислав Алексеевич

студент, Сибирский юридический университет,

РФ, г. Омск

THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF GUILT IN CIVIL LAW

 

Mstislav Chistyakov

student, Siberian Law University,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется история становления и развития института вины в гражданском праве.

ABSTRACT

The article examines the history of the formation and development of the institution of guilt in civil.

 

Ключевые слова: право, ответственность, вина, обязательство.

Keywords: law, responsibility, guilt, obligation.

 

В настоящее время отрасли права имеют свое устойчивое положение, однако, они все равно продолжают развиваться. Так же и гражданское право, становление которого берет свое начало в далеком прошлом, что в некоторой степени можно увидеть и в настоящее время, так как часть постулатов из тех времен наличествует в конструкции права и в наши дни. Не обошлось и без заимствований, которые были взяты из гражданского права других стран, а также из права ранних эпох. Такие заимствования носят название «рецепция права». Для российского гражданского права подобные рецепции наличествуют из римского частного права, которое однозначно стало основой для образования, становления и развития цивилистики для стран, правовая система которых строилась на примере романо-германской правовой системы.

Из римского права был заимствован и принцип вины, который представляет собой основание для возникновения гражданско-правовой ответственности. То есть еще в римском праве наличествовало такое правило, что ответственность не может наступить, если отсутствует вина.

Если рассмотреть римское право в части вины подробнее, то можно отметить, что первой ее формой был именно злой умысел или как его называли «dolusmalus». Данное понятие использовалось для описания любого деликта, который совершался путем введения в заблуждения, хитрости. Научным деятелем О.В. Дмитриевой, по данному поводу было отмечено, что до сих пор остается загадкой, имело ли место соотнесение злого умысла с отношением лица к допущенному им нарушению или к поведению. Ею правильно указано на тот факт, что такие способы как обман или хитрость могут включать в себя и личное отношение виновного лица, и его поведенческие проявления. Именно поэтому, по мнению О.В. Дмитриевой, нельзя говорить о том, что в данном случае речь идет исключительно о субъективной категории.

Римское частное право уже тогда предусматривало необходимость установления отношения лица к правонарушению, которое им было допущено. Кроме умысла («dolus»), так же имело место такое субъективное отношение, которое предусматривало отсутствие необходимой осмотрительности лица, связанной с невнимательностью или ленью («culpa»), которое привело к совершению им правонарушения, которое привело к образованию ущерба для другого лица. Надо сказать, что в дальнейшем и «dolus» и «culpa» уже рассматривались попросту как вина. Если исследовать отношение юристов того времени именно к понятию «culpa», то можно увидеть, что даже при том, что данное понятие достаточно близко к понятию неосторожности, которое используется в настоящее время, «culpa» все-таки рассматривается с точки зрения поведенческой функции, а не психического отношения.

На протяжении исторического развития гражданского права, формы вины разделились на ранее рассмотренные, умышленную, неосторожную и некоторые другие формы вины. Например, появилась такая форма вины как «culpa lata», которая представляла собой неосторожность, выраженную в грубой форме. Такой научный деятель как Д.Д. Гримм, отмечает, что такая форма вины граничит с удивительным легкомыслием и безразличным отношением к другим лицам. В данном случае в качестве примера можно привести тот факт, что у древних римлян ответственность поклажедателя имела место только в том случае, когда форма его вины определялась как «culpa lata», то есть, как уже было сказано выше, в форме грубой неосторожности. То есть, даже если поклажедатель не имел намерения причинить ущерб другому лицу, но при этом проявил предельную невнимательность и безрассудное поведение к имуществу другого лица, то такая неосторожность, выраженная в грубой форме, воспринималась как умысел.

В случае, когда неосторожность не принимала форму грубости, а допущенное нарушение имело признаки случайности и человек, который его допустил, характеризовался как лицо ответственное, то здесь вина имеет признаки «culpa levis», которая в наши дни закреплена в законодательстве в качестве неосторожности.  В данном случае, «culpa levis» представляет собой некий инцидент, который не зависел от конкретного поведения лица, а представлял собой иные многообразные причины, относящиеся скорее к явлениям природы или связанным с животными, которые и стали условием совершения деликта.

При наличии «culpa levis» вина лица не предусматривалась, а значит и не наступала ответственность такого лица.

Еще один термин «сasus major» представлял собой проявление непреодолимой силы, который впоследствии был заимствован и в настоящее времЯ имеет место в гражданском праве нашего государства. Со стороны законодательства Древнего Рима, предусматривалось несколько видов непреодолимой силы, к которым относились стихийные проявления природных явлений, проявление насилия, целью которого было совершение правонарушения лицом, на которого такое насилие было направлено. То есть, как было указано в законе, «тленность и смертность всего материального». В данном случае, вина так же отсутствовала.

Вместе с тем, нельзя не сказать о том, что некоторые ситуации все же предусматривали наступление ответственности в случае отсутствия вины. Например, если поведение лица контролировалось со стороны закона с предъявлением к нему требований повышенной строгости, в связи с тем, что такое лицо обязано было проявлять большую заботу и осмотрительность по отношению вверенного ему имущества, принадлежащего другому лицу.  В данном случае, такие требования назывались «custodia». Заботливость носила название «dilegentia», а в случае, когда проявление заботы должно было осуществляться на наивысшем уровне, то она «exactissima». Такая наивысшая забота, по мнению В.А. Юшкевич, требовала проявления «особенно сложной умственной операции».

 

Список литературы:

  1. Постановление Европейского суда по правам человека. Бывшая третья секция. Дело «Рингвольд (RINGVOLD) против Норвегии» (Жалоба №34964/97) Страсбург, 11 февраля 2003 г. // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 140, 30.06.2015.
  4. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2002 № 11135/01 по делу № А60-9756/2001-С1 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 1.
  5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.10.2017 № 49-КГ17-21 // СПС «КонсультантПлюс».

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.