Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)
Рубрика журнала: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12
УБЕЖДЕНИЕ И ВЕРА КАК ФЕНОМЕНЫ ДУХА ЧЕЛОВЕКА
АННОТАЦИЯ
Статья содержит обзор двух феноменов религии: убеждение и вера как феномены духа человека. В работе представлены размышления философов, их убеждения, а также родство и различие этих явлений.
ABSTRACT
The article contains an overview of two phenomena of religion: belief and faith as phenomena of the human spirit. The work presents the reflections of philosophers, their beliefs, as well as the relationship and difference of these phenomena.
Ключевые слова: духовное единство, религия, вера, человек, феномен, убеждение, нравственность, духовный мир, философия, концепция, формирование личности, потребность, гармония.
Keywords: spiritual unity, religion, faith, person, phenomenon, belief, morality, spiritual world, philosophy, concept, personality formation, need, harmony.
Проблематика человеческого духовного единства, а также единства истории и религии с самим человеком имеют все возможности для решения конкретизированной проблемы, заключающейся в том, чтобы остаться на позиции бесконечной открытости будущего и краткости начала.
Убеждения и религиозная вера человека – взаимозаменяемые и тесно связанные друг между другом феномены, представляющие под собой систему ценностей и убеждений, которая может являться философской, идеологической или религиозной. Религиозность же довольно трудно определить однозначным образом, однако многие учёные придают этому понятию широкий смысл, такой как соблюдение религиозных ориентиров и вовлеченность в саму религию. Здесь фигурируют такие ответвления как: вероучительные, эмпирические, интеллектуальные, логические, ритуальные, конфессиональные, идеологические, культурные, доктринальные, нравственные, стороны религии, то есть такие, которые способны связать человечество и духовный мир. [3]
Долгое время философы, мысля о природе доказательств знания, считали, что у них должны иметься исходные точки, которые нельзя объяснить, ведь, если одна позиция объясняется и подтверждается другой, а остальные – третьей, то необходимо предположить, что имеет место на существование такая позиция, которая не только сама не требует обоснования, но и является исходной частью всего процесса. Такие исходные точки зрения и описываются как основанные не на доказательствах и доводах, а, непосредственно на феномене веры. Вера является убеждением недоказуемым научным образом. Вера – это глаза души каждого человека, ведь именно с помощью неё мы постигаем тот духовный мир, которому не присущ рационализм. [2]
В связи с тем, концепции, определяющие важность гармоничного сочетания веры и убеждений, отнюдь не являются бесспорными. По словам В.С. Соловьева, эти явления необходимы для того, чтобы определить справедливое устройство жизни, которое становится на пути общей христианизации и определяет справедливое устройство жизни. Именно оно считается предпосылкой «безграничного общения на уровне мировой истории». Безусловно, в них бесспорно содержатся указания о том, что вера – важнейшее явление внутреннего человеческого духовного мира, означающее прямое принятие осознанием смысла жизни как высшей истины, нормы, ценности, признания, а также и то, что вера основана на внутреннем интуитивном чувстве, в котором есть место уважению чужого опыта и традиций. Осмысление этих положений и признание доказывает, что вера не является лишним в контексте знаний и убеждений человека, а лишь является другой формой установления отношения с истиной и становится одним из путей для дальнейшего философического анализа проблем интеллектуальной деятельности.[8]
Особое внимание заслуживает вера как феномен человеческой культуры. Культурная важность и духовная напряженность вокруг явления веры возникла благодаря христианской религии. Проблема вероисповедания предстала перед человечеством как одна из сторон, где проводилась серьезная переоценка ценностей, и происходила она в процессе формирования христианского мироощущения, а также его внедрение в народное мировоззрение.[6] Христианство глубоким образом переосмысляло и человеческое понимание, и сознание человека. И если античная идеология более всего оценила в человеке свою интеллектуальную способность, то христианская мысль стала щитом чувств, эмоций и воли. Именно вера приняла свои самые известные для каждого верного христианина требования «веру, надежду, любовь».[7]
Основные разногласия языческого и христианского общества начались с определения путей к потустороннему миру. Сократ, Платон, Аристотель, считали, что дорогу туда могли осилить только умы философов, которые сумеют преодолеть препятствия абстракций и не теряться в премудростях диалектологии. Простой человек - профан, представитель толпы - навсегда был привязан к грубым, чувственным земным реалиям. Для христиан же, небесный храм распахивал свои гостевые покои, отвечая на тепло бесхитростных и чистых сердец. Иначе говоря, античная философия мало зависела от эмоционального плана и видела в нем лишь приземленные служебные функции. Христианская же идеология возвышала чувство веры и одухотворяла его, утверждая, что истинно верующий и чистый душой человек способен к познанию иного мира независимо от того, насколько человек смог постичь науку.
Помимо оценочной формы, в чувстве веры также были подчеркнуты чувственные и эмоциональные формы, которые делали очень притягательной для человека. Многие философы обратили внимание и на психологическое значение веры, поскольку она способна к укреплению любой мысли, а значит и поднять возможность её прямого ощущения на несколько уровней выше.
Главным духовным и практическим вопросом является не то, как работает вера, а то, во что верить лучше, и верить ли вообще? Этот вопрос актуален в любое время и для любого человека. Нельзя не отметить и то, что этический аспект косвенно заключается в вере, поскольку она предусматривает нравственное ориентирование на высшую ценность, духовное обоснование выбора предмета и нравственную ответственность за ошибки свободного самоопределения.
Констатируя вышеизложенное, можно отметить, что чувство веры, которое утверждается благодаря нравственным душевным потребностям является одним из стержневых факторов развития духовного мира каждого человека. Актом же веры называется сверхсознательное чувство, неподвластное миру физическому, иначе выражаясь, внутреннее «ясновидение», которое свойственно человеку. А убеждения человека – это итог акта веры, то есть, осознанная потребность той или иной личности действовать благодаря сложившимся ценностным ориентациям.
Особенно важную роль верование принимает в экстремальной ситуации или наиболее сложных моментах творческой деятельности, когда нужно максимально концентрировать в себе духовны и физические силы для преодоления трудностей и противоречий, препятствий на пути к достижению цели. Вера словно создает незримую позитивную энергию и делает всё для того чтобы достичь цели. Вера - это отражение личности через призму идеала и смысла каждого человека, с помощью которой можно увидеть даже желаемое будущее личности.
А что есть феномен убеждения в формировании и становления личности человека? Убеждение есть устоявшаяся система мыслей у чувств, накрепко засевшая не только в создании, но и в мотивах к действиям, в интуиции, густо окрашенной нашими ощущениями относительно картины жизни в целом. Мироощущение растет с миром ощущений и форм поведения, охватывает личность, дает качественное определение ее духовному миру, определяет его ценность. Именно убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности.[1]
Подводя итоги, можно отметить, что в убеждении-вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргументации, рациональной доказательности. Вера представляет собой акт принятия чего-либо как истинного, ценного справедливого, целесообразного в условиях отсутствия или невозможности без достаточных логических и фактических обоснований. По своему конкретному содержанию акт веры может выражать как адекватное, так и превратное отражение действительности и тенденций ее развития. Однако во многих случаях истинность или ложность данного акта веры не поддается определению достаточно длительный период ее функционирования в сознании субъекта. Вера всегда имеет свой конкретный предмет, есть вера во что-то определенное. Убеждение же есть осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Именно эти, казалось бы, разнящиеся феномены человека являются основными составляющими мировоззрения его в целом, что доказывает неоднозначность человеческой личности.
Список литературы:
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е.Залесский. - М.: МГУ, 1994.
- Исаев А.А. Философия: Учебное пособие / А.А.Исаев. - Сургут: Информационно-издательский центр СурГУ, 1997.
- Суворова А.Н. Введение в современную философию. Учебное пособие / А.Н.Суворова. - Киев, 2005.
- Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА-М. 1999. 5. Человек и общество: Учебник / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2003.
- Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. М., 2003.
- Степанов В.М. Символ Веры в естественных науках // Навстречу 2000-летию Христианства: материалы конференции. Н. Новгород, 1999.
- Ясперс, К. Философская вера [Текст] / К. Ясперс // В кн. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 с.
- Соловьев, В. // Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovopedia. com/10/195/977996.html, свободный (дата обращения: 10.05.2022).
Оставить комментарий