Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Гайнутдинова Э.Э. АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ БРУНО ЛАТУРА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 20(190). URL: https://sibac.info/journal/student/190/255421 (дата обращения: 11.11.2024).

АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ БРУНО ЛАТУРА

Гайнутдинова Элина Энгелевна

студент, направление психологии и педагогики, Нижнекамский филиал, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова,

РФ, г. Нижнекамск

АННОТАЦИЯ

В данной статье автор обосновывает тезис о том, что акторно-сетевая теория Б. Латура составляет ядро «поворота к материальному», смысл которого заключается в новых формах концептуализации вещей. Это означает, что исчезает граница между духовным и материальным, предметом и человеком, все вместе становятся элементами единой сети в современном обществе. С точки зрения теории анализ означает, во-первых, что общество — это гетерогенная сеть материальных и нематериальных элементов, присутствующих в социальной жизни. Во-вторых, Б. Латур концептуализирует вещь/предмет/объект как актера в сети социального взаимодействия. В-третьих, материальные объекты являются не просто экранами нашей социальной деятельности, но сами выполняют определенную работу.

ABSTRACT

In this article, the author substantiates the thesis that the actor-network theory of B. Latour forms the core of the "turn to the material", the meaning of which lies in new forms of conceptualization of things. This means that the boundary between the spiritual and the material, the object and the person disappears, all together become elements of a single network in modern society. From the point of view of theory, analysis means, firstly, that society is a heterogeneous network of material and immaterial elements present in social life. Secondly, B. Latour conceptualizes a thing/object/object as an actor in a network of social interaction. Thirdly, material objects are not just screens of our social activity, but they themselves perform certain work.

 

Ключевые слова: акторно-сетевая теорияж объектно-ориентированная социологияж объектно-ориентированная онтологияж поворот к материальномуж объектюю.

Keyword: actor-set theory, object-oriented sociology, object-oriented ontology, subject-oriented material development.

 

Социология ассоциаций как ответ социологии социального: задача пересборки социального. С точки зрения Латура, провал социального объяснения науки, выявленный в рамках совместной работы с Вулгаром, «стал великим шансом для социальной теории» [1, с. 137], поскольку поставил задачу ее переосмысления. Главный принцип, из которого исходит Б. Латур — невозможность говорить о существовании некой социальной материи (общества, социального порядка, социального измерения), используемой для объяснения существования всех остальных явлений, поскольку «в социальном порядке нет ничего специфического, нет никакого социального измерения, никакого «социального контекста», никакой отдельной области реальности, которой можно было бы навесить этикетку «социальное» или «общество»; нет никакой «социальной силы», которой можно было бы «объяснить» недоступные объяснению остаточные характеристики других областей» [1, с. 15].

Согласно Латура, именно сеть — константная характеристика социального взаимодействия. Объектом акторно-сетевой теории выступают ансамбли отношений», поликомпонентные, изменчивые целостности, не имеющие самостоятельного существования лишь в одной из плоскостей (физической, функциональной или знаковой).

Таким образом, акторно-сетевая теория Б. Латура — это социально-конструктивистская модель, основным принципом которой является концепция гетерогенной сети, где последняя выступает актером взаимодействий. То есть актер — это сеть, которая является достаточно динамичной. Любой объект мыслится как эффект сети отношений. Это может быть человек, вещь, работа или целая технологическая система или государственно-правовое образование. Каждый объект связан системой отношений с окружением и остается им только при условии сохранения целостности этих своих связей. Общество не существует. Зато существуют только актеры — исполнители действий, которые влияют на других. Функциональные связи в обществе предстают в виде объект-центрических отношений, которые создают сеть пространственного, функционального и знакового существования вещей. Вещи приобрели значение социальных актеров, которые определяют функциональные возможности людей. Отношения актеров определяет не иерархия, а «плоская» и динамичная сеть.

Б. Латур предложил своеобразную типологию основных «неопределенностей», которые влияют на характер акторно-сетевой теории:

• природы групп — у актеров есть довольно значимое количество способов (зачастую весьма противоречивых), как обрести идентичность;

• природы действий — в ход действий вмешивается значительное количество различных агентов, которые приводят к изменению первоначальных целей действия;

• природы объектов — учитывая предсказуемость открытости категории агентов;

• природы фактов — взаимодействие естественных наук со всем обществом порождает неизбежные дискуссии);

• неопределенность исследований социальных наук.

Один из главных тезисов акторно-сетевой теории Б.Латура состоит в том, что любой объект, который возникает, имеет собственный объем, место, и влияет на пространственные отношения. Новация этого теоретического предложения заключается в том, что, во-первых, социальный объект должен иметь предметный «субстрат»; во-вторых, социальный объект организует физическое и функциональное пространство вокруг себя; в-третьих, объект имеет сложную структуру и остается целостным, пока не меняются внешние и внутренние связи его частей [2].

В основе акторно-сетевой теории Б. Латура лежит гипотеза о многообразии связей взаимодействия (не только в плане коммуникаций представителей общества, но и их сосуществование с предметами материального мира). Основная суть акторно-сетевой теории состоит в том, что константной характеристикой социального взаимодействия является гетерогенная сеть материальных и нематериальных элементов, имеющихся в социальной жизни [3]. Поэтому стирается грань между духовным и материальным, предметом и человеком, все вместе становятся элементами единой сети в современном обществе. Все элементы сети являются одинаково весомыми.  Руководствуясь принципом симметрии, теоретики акторно-сетевой теории считают, что невозможно провести четкую границу между людьми и вещами.

Таким образом, присущий «социологии социального» взгляд на мир как на особую заранее существующую «социальную реальность», которую составляют также заранее созданные компоненты — гомогенные и при этом нематериальные, починяющиеся определенной скрытой силе «социального», неверен. Антропологическое «способно осознать себя только через индивидуально-психологическое и социальное, которое суть формы опредмечивания» [4]. Несмотря на это, Б. Латур признает, что в большинстве случаев обращение к социологии социального вполне оправданно и даже необходимо, поскольку она предлагает удобное условное обозначение всех компонентов, уже принятых в коллективном пространстве, обладающих устойчивым состоянием: «В таком употреблении этого слова [социальный] нет ничего плохого, пока оно обозначает то, что уже собрано вместе, без излишних допущений о природе собранного» [1, с. 11].

 

Список литературы:

  1. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. Москва, 2014.
  2. Писарев А. Акторно-сетевая теория: незавершенная сборка / Философско-литературный журнал «Логос», 2017.
  3. Ерофеева М. Акторно-сетевая теория: объектно-ориентированная социология без объектов? / Философско-литературный журнал «Логос», 2017.
  4. Захарова Е.Ю. Искусство быть человеком: необходимость антропологических практик / Иззвестия Саратовского Университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т.20, №4., 2020.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.