Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12

Библиографическое описание:
Лоншакова Е.С. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (18-22 ЛЕТ) С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 20(190). URL: https://sibac.info/journal/student/190/255148 (дата обращения: 14.01.2025).

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (18-22 ЛЕТ) С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Лоншакова Евгения Сергеевна

магистрант, кафедра специальной психологии и психолого-социальных технологий, Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

Косарева Светлана Петровна

научный руководитель,

д-р мед. наук, проф., Институт специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

PECULIARITIES OF THE TIME PERSPECTIVE IN YOUNG PEOPLE (18-22 YEARS) WITH A MILD DEGREE OF MENTAL DEFECT

 

Evgenia Lonshakova

student, Department of Special Psychology and Psychological and Social Technologies, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University,

Russia, Moscow

Svetlana Kosareva

scientific adviser, doctor of medical sciences, professor, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается особенности восприятия временной перспективы у молодых людей с легкой степенью умственной отсталости, для данных целей использовалась методика методике Ф. Зимбардо (ZPTI). Опросник по методике ZPTI состоит из пяти шкал (негативное прошлое, гедонистическое настоящее, степень ориентации на будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее), каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентации. Молодые люди с легкой степенью умственной отсталостью имеют свои особенности в восприятии временной перспективы: им в большей степени достаточно сложно принять своё прошлое и они больше нацелены на будущее.

ABSTRACT

The article discusses the features of the perception of time perspective in young people with a mild degree of mental retardation; for these purposes, the technique of the F. Zimbardo method (ZPTI) was used. The ZPTI questionnaire consists of five scales (negative past, hedonistic present, degree of future orientation, positive past, fatalistic present), each of which is aimed at assessing the prevalence of different temporal orientations in the respondent. Young people with a mild degree of mental retardation have their own characteristics in the perception of time perspective: it is more difficult for them to accept their past and they are more focused on the future

 

Ключевые слова: восприятие временной перспективы, умственная отсталость, легкая степень умственной отсталости, представления о будущем, негативное прошлое, гедонистическое настоящее, степень ориентации на будущее, позитивное прошлое, фаталистическое настоящее, самооценка.

Keywords: perception of time perspective, mental retardation, mild mental retardation, ideas about the future, negative past, hedonistic present, degree of future orientation, positive past, fatalistic present, self-esteem.

 

Современные условия требует последовательных мероприятий для адаптации к будущему молодых людей с лёгкой степенью умственной отсталости, изучение особенностей формирования их представлений о будущем, позволит специалистам, работающими с данным контингентом, оказать профессиональную поддержку и помощь в выборе профессии.

Чем реалистичнее представления о будущем, тем успешнее молодые люди с умственной отсталостью адаптируются к самостоятельной жизни после выпуска из специального учреждения:

Для исследования особенностей временной перспективы у молодых людей с легкой степенью умственной отсталости использовалась методика методике Ф. Зимбардо (ZPTI) Методика позволяет определить психологический возраст, дает наглядное изображение субъективной динамики картины жизни.

В эксперименте приняли участие юноши и девушки в возрасте 18–22 лет. Всего было исследовано 43 человека. В экспериментальную группу вошли 20 человек с диагнозом F-70 (лёгкая степень умственной отсталости) в возрасте 18-21 лет. Все испытуемые, вошедшие в экспериментальную группу, учатся в специализированных классах общеобразовательной школы.

В контрольную группу вошли 23 человека с нормативным развитием в возрасте 18-22 лет, студенты педагогического колледжа г. Москвы.

Исследовательская работа состояла в том, чтобы провести анализ данных и выявить особенности восприятия о себе и своем будущем экспериментальной и контрольной группы.

Опросник по методике ZPTI состоит из пяти шкал, каждая из которых направлена на оценку преобладания у респондента различных временных ориентации.

Первая шкала оценивает «негативное прошлое» (НП), которое выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований. В контрольной группе среднее значение по данной шкале составляет 3,18±0,63, что незначительно выше среднего значения в экспериментальной группе 3,14±0,74. Данные показатели соответствуют среднему уровню восприятия негативного прошлого.

Распределение молодых людей в контрольной и экспериментальной группе по уровню восприятия негативного прошлого представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Распределение респондентов контрольной и экспериментальной группы по уровню восприятия негативного прошлого, человек, %

 

В группе молодых людей, страдающих умственной отсталостью, половина учащихся (50% - 10 человек) имеют высокий уровень восприятия негативного прошлого, в контрольной группе данный показатель ниже – 40% (9 человек). Высокие баллы по этой шкале означают в целом негативный, пессимистичный взгляд на прошлое. В силу реконструктивного характера прошлого такие негативные аттитюды могут быть связаны как с действительным переживанием неприятных или травматичных событий в прошлом, так и с негативной реконструкцией нейтральных событий. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с депрессией, тревожностью и низкой самооценкой. Также исследователями обнаружена корреляция между высокими баллами по этой шкале и уровнем агрессии. Межличностные отношения людей с высокими баллами по этой шкале ограничены и зачастую неудовлетворительны. Они не мотивированы работать ради вознаграждения в будущем, но также не получают удовольствия и от своей жизни в настоящем.

Достаточно большую долю среди молодых людей с нормативным развитием составляют люди, чьё восприятие негативного прошлого уровня находится на среднем уровне. Таких людей в группе 14 человек, что составляет 60% от группы. В экспериментальной группе доля таких людей составила 45% (9 человек). Стоит отметить, что в группе с ОВЗ есть 1 человек с низким уровнем восприятия негативного прошлого. Сильно низкий показатель тоже может быть показателем отклонения.

Следующая шкала отражает восприятие «гедонистического настоящего» (ГН). Временная перспектива гедонистического настоящего соотносится с переживанием удовольствия, радости, ощущений в текущий момент. Важно, что она связана в большей степени с восприятием, чем с деятельностью.

В контрольной группе среднее значение по данной шкале составляет 3,62±0,64, что незначительно выше среднего значения в экспериментальной группе 3,03±0,69. Показатель контрольной группы в большей степени соответствуют высокому уровню восприятия гедонистического настоящего, показатель экспериментальной группы – среднему уровню.

Распределение молодых людей в контрольной и экспериментальной группе по уровню восприятия гедонистического настоящего представлено на рисунке 2.

Большинство молодых людей с нормативным развитием имеют высокий уровень восприятия гедонистического настоящего – 14 человек (60%), тогда как среди молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с таким уровнем восприятия всего 3 человека (15 %). Данные результаты достаточно логичны, так как высокие баллы по этой шкале отражают гедонистическое, рискованное, «бесшабашное» отношение ко времени и жизни. Такое восприятие отражает ориентацию на удовольствие в настоящем и неспособность принести что-то в жертву в настоящем, чтобы получить вознаграждение в будущем. Для молодых людей, которые только начинают взрослую жизнь, в которой становится «всё разрешено», удовольствие и жизнь одним днём является достаточно характерным поведением.

 

Рисунок 2. Распределение респондентов контрольной и экспериментальной группы по уровню восприятия гедонистического настоящего, человек, %

 

Высокие баллы по этой шкале коррелируют с низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, непоследовательностью, слабым контролем эго, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений. Согласно данным исследований представители этой группы более склонны к употреблению психоактивных веществ, имеют неясные цели на будущее. При этом они энергичны, участвуют в большом количестве разных дел, часто занимаются спортом. Молодые люди с ОВЗ не имеют такой свободы в действиях, как обычные молодые люди и чаще находятся под опекунством, что и отражается в том, что чаще такие люди имеют средний или низкий уровень гедонистического настоящего. Так в экспериментальной группе 15 человек (75%) имеют средний уровень восприятия и 2 человека (10%) низкий уровень. В контрольной группе нет молодых людей с низким уровнем, и всего 40% (9 человек) имеют средний уровень.

Следующая шкала «степень ориентации на будущее» выражает наличие у личности целей и планов на будущее. В контрольной группе среднее значение по данной шкале составляет 3,30±0,51, что незначительно ниже среднего значения в экспериментальной группе 3,60±0,67. Показатели контрольной и экспериментальной групп соответствуют среднему уровню ориентации на будущее.

Распределение молодых людей в контрольной и экспериментальной группах по степени ориентации на будущее представлено на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Распределение респондентов контрольной и экспериментальной группы по степени ориентации на будущее, человек, %

 

Большинство молодых людей, что в контрольной группе – 78% (18 человек), что в экспериментальной группе – 70% (14 человек) имеют среднюю степень ориентации на будущее. Данные показатели достаточно логичны. В данном возрасте молодые люди выбрали возможную будущую профессию и в целом на ближайшие годы имеют планы на учёбу и дальнейшую деятельность. В экспериментальной группе 25% молодых людей (5 человек) имеют высокую ориентацию на будущее. Поведение таких людей определяется мотивацией на достижение будущих целей и вознаграждений. Высокие баллы также коррелируют с развитой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, добросовестностью, постоянством. Эти респонденты высокоорганизованы, амбициозны, ориентированы на достижение поставленных целей. Они готовы принести в жертву сегодняшние удовольствия ради успеха в будущем, их повседневная жизнь упорядочена и структурирована. В контрольной группе с высокой степенью ориентации на будущее выявлено только 2 человека (9% от всей группы). При этом в контрольной группе 13% (3 человека) имеют слишком низкую ориентацию на будущее. Такие люди и вовсе не задумываются о своём будущем и живут одним днём. В экспериментальной группе с таким показателем всего 1 человек (5%).

Фактор восприятия позитивного прошлого выражает степень принятия собственного прошлого, при котором любой опыт является опытом, способствующим развитию и приведшим к сегодняшнему состоянию.

В контрольной группе среднее значение по данной шкале составляет 3,41±0,49, что чуть выше среднего значения в экспериментальной группе 3,14±0,84. Показатели контрольной и экспериментальной групп соответствуют среднему уровню ориентации на будущее.

Распределение молодых людей в контрольной и экспериментальной группах по степени восприятия позитивного прошлого представлено на рисунке 4. Высокие баллы по этой шкале отражают теплое, сентиментальное отношение к прошлому. Высокая самооценка и субъективное чувство радости этих субъектов указывают на здоровое, радостное отношение к жизни. В поведении разумны и осторожны, неохотно идут на риск. Такой показатель наблюдается только у одного человека из экспериментальной группы. В контрольной группе таких молодых людей нет.

 

Рисунок 4. Распределение респондентов контрольной и экспериментальной группы по степени восприятия позитивного прошлого, человек, %

 

Большинство молодых людей с нормативным развитием имеют средний нормальный уровень восприятия прошлого – таких респондентов в группе 83% (19 человек). Ещё 17% (4 человека) имеют негативное отношению к своему прошлому и не воспринимают его как положительный опыт. В экспериментальной группе группы со средним и низким уровнем в целом равны: 45% (9 человек) со средним и 50% (10 человек) с низким уровнем. Такое большое количество молодых людей с ОВЗ с низким уровнем восприятия прошлого возможно связано с тем, что в детстве людям с ОВЗ приходится зачастую очень тяжело и болезненно, поэтому позитивно воспринимать своё прошлое им достаточно трудно.

Следующая шкала оценивает фактор «фаталистическое настоящее», который при высоких баллах выражает беспомощность и безнадежность, твердое убеждение, что будущее предопределено, а настоящее должно переноситься с покорностью.

В контрольной группе среднее значение по данной шкале составляет 2,93±0,40, что ниже среднего значения в экспериментальной группе 3,21±0,57. Показатели контрольной и экспериментальной группы соответствуют среднему уровню восприятия фаталистического настоящего.

Распределение молодых людей в контрольной и экспериментальной группах по степени восприятия фаталистического настоящего представлено на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Распределение респондентов контрольной и экспериментальной группы по степени восприятия фаталистического настоящего, человек, %

 

Достаточно большое количество молодых людей с нормативным развитием имеют низкий уровень восприятия фаталистического прошлого – 40% (9 человек), что говорит о том, что они считают, что способны изменить своё будущее, в жизни ничего не определено и каждый решает свою дальнейшую судьбу. 60% контрольной группы имеют средний нормируемый показатель.

В экспериментальной группе выявлен 1 человек (5%) с высоким уровнем восприятия фаталистического настоящего. Высокие баллы по этой шкале демонстрируют фаталистичное, беспомощное и безнадежное отношение субъекта к будущему и к жизни в целом. Эти люди убеждены в том, что будущее предопределено и не зависит от действий самого человека. С точки зрения этих людей, человек – игрушка в руках судьбы. Они, как правило, не удовлетворены своей жизнью и не думают, что в дальнейшем это изменится. По данным исследований высокие показатели по этой шкале коррелируют с депрессией и высоким уровнем тревожности, низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, а также с агрессией. Ещё 4 человека (25%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень восприятия фаталистического настоящего. Как и в контрольной группе в экспериментальной группе больше людей со средним уровнем – 75%.

Как мы можем отметить, молодые люди с легкой степенью умственной отсталостью имеют свои особенности в восприятии временной перспективы. Причём в отличии от контрольной группы зачастую это проявляется в более положительном ключе. Так, например, в отличии от обычных молодых людей, люди с ОВЗ не гонятся за удовольствием и живут не только сегодняшним днём. Людям с ОВЗ в большей степени достаточно сложно принять своё прошлое и они больше нацелены на будущее.

Несмотря на незначительные отличия средних значения между контрольной и экспериментальной группой, нами была проведена статистическая обработка полученных данных для их сравнения. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 1.

Оценка различий показателей контрольной и экспериментальной групп по шкалам теста ZPTI

 

НП

НГ

БУД

ПП

ФН

КГ

3,18±0,63

3,62±0,64

3,30±0,51

3,41±0,49

2,93±0,40

ЭГ

3,14±0,74

3,03±0,69

3,60±0,67

3,14±0,84

3,21±0,57

t-критерий Стьюдента для несвязных выборок

0,2

2,9

1,7

1,3

2

tкр (p≤0.05)

2,02

2,02

2,02

2,02

2,02

Различия

не значимы

значимы

не значимы

не значимы

не значимы

 

На основании проведенных расчётов можно сделать вывод, что люди с ОВЗ значимо различаются от обычных молодых людей по восприятию своего гедонистического настоящего. В восприятии будущего и прошлого в целом различия статистически не значимы.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что при необходимости коррекции картины будущего и восприятия этого будущего, возможно применение коррекционных методов по повышению самооценки.

 

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни: Науч. изд. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина; [Рос. акад. наук. Ин-т психологии]. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. – 299 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. Т. 2: Развитие и воспитание личности. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. – 546 с.
  3. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 2008. – 267 с.
  4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. Спб.: Речь. 2010. – 352 с.
  5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл. 2008. – 608 с.
  6. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. – 2-е изд. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. – 332 c.
  7. Свистунова Е.В., Мильке Е.А., Демьянская М.Н. Организация комплексной профориентационной работы с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья [Текст] / Е.В. Свистунова, Е.А. Мильке, М.Н. Демьянская // Вопросы психического здоровья детей и подростков: Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. – М., 2015. – №1(15). – С. 46-55.
  8. Сырцова А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Диссертация на соискание учёной степени кондидата психологических наук. 2008 г. 317 с.
  9. Фейгенберг, И. М. Николай Бернштейн: от рефлекса к модели будущего / И.М. Фейгенберг. – М.: Смысл, 2004. – 239 с.
  10. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: избранные тр. / В. Э. Чудновский. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 766 с.

Оставить комментарий