Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(189)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12, скачать журнал часть 13
ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ. КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
THE PROBLEM OF LIFE AND DEATH. CLINICAL DEATH
Kupreeva Oksana Sergeevna
Student, Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,
Russia, Saratov
Mikhail Klochkov
scientific supervisor, Assistant, Saratov State Medical University named afterV.I. Razumovsky,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В данной статье предпринимается попытка раскрыть понятия жизни и смерти с философской и медицинской точки зрения, этические принципы врача, его отношения и общение с пациентом, отследить связь медицины и философии и проблематику смерти в обеих науках.
ABSTRACT
This article attempts to reveal the concepts of life and death from a philosophical and medical point of view, the ethical principles of a doctor, his relationship and communication with a patient, to trace the connection between medicine and philosophy and the problems of death in both sciences.
Ключевые слова: жизнь, смерть, клиническая смерть, человек, философия, медицина.
Keywords: life, death, clinical death, man, philosophy, medicine.
Из всего великого множества философских проблем, проблема жизни и смерти является наиболее близкой каждому человеку, ведь она связана с переживаниями человека о своем собственном пребывании в мире. В частности, она тесно переплетена с медициной. Этические принципы медицины тесно переплетаются с философией. Проблема феномена смерти для человека всегда будет открытым вопросом, который затрагивает самые глубины его внутреннего мира, духовности ведь, в отличие от других живых существ, человек осознает свою смертность. [2]
Жизнь определяется философией как фиксирующий способ бытия, наделенный внутренней активностью сущностей, в отличие от неживых предметов. Смерть – одна из основополагающих тем философского мышления, являющаяся прерогативой не столько философии, сколько ее раздела гносеологии и психоанализа, которые изучают отношение человека к смерти, что выступает основным рычагом мышления в контексте проблематики бессмертия души.
Такая тема, как проблематика жизни и смерти, является главенствующей во всех богословских и философских концепциях, которые создало человечество. Для чего человек пришел в этот мир, что ждет его после гибели – это вечные вопросы. Актуальность этой проблемы сегодня затрагивает судьбу каждого человека в целом. Смерть оказывается носителем и отрицанием смысла, его присутствия и вместе с тем способом выявления (демонстрации) его отсутствия (а значит, бессмысленности и абсурдности жизни как таковой). [4]
Да, философия оперирует понятиями «смерть», «смертное бытие», «бессмертие» и, в то же самое время, философия прекрасно понимает, что существует настоящая смерть – биологическая. Медицина в свою очередь обосновывает это понятие с научной точки зрения, вернее, два понятия – биологическая и клиническая смерть. Практики современных методов терапии, реанимации показывают немыслимые результаты, когда в одних случаях невозможно преступить границу смерти (смерть мозга), в других – процесс умирания затягивается искусственно. В контексте названных практик в современном мире вновь возникает потребность философского осмысления бытия человека, в силу чего представляется актуальной проработка философского концепта о феномене смерти. [2]
Понятие смерти в медицине достаточно объективно. Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма (определяется отсутствием сознания, пульса, дыхания). Конечной целью врача является не только успешное лечение больного, но также его задача - уметь эмоционально сочувствовать ему на всех этапах его болезни, если таковая имела место быть, правильно и этично сообщать о возможной смерти при определенных прогнозах. Можно отметить необходимость философских размышлений о жизни и смерти для разрешения проблем, возникших в связи со стремительным развитием биологии и медицины. Тем не менее смысл жизни, его поиск и приобретение носит для человека индивидуальный характер.
Истории разных культур дают разные решения проблемы отношения человека к смерти, а также проблемы страха смерти. Эта проблема, как и многие другие, имеет отношение к одному из фундаментальных мировоззренческих вопросов – о сущности человека [3]. Сёрен Кьеркегор, датский теолог, философ, поэт, социальный критик и религиозный писатель, которого многие считают первым философом-экзистенциалистом, в своей книге «Болезнь к смерти» писал: «Смерть прекращает болезни, однако сама по себе не является конечной границей. Но «смертельная болезнь» в строгом смысле слова означает недуг, который приводит к смерти, но за нею уже больше не следует ничего».
Согласно Кьеркегору, мы имеем некоторый факт, а именно - смерть, и внутреннее чутье подсказывает нам, что это затронет нас непосредственно. Раз неизбежного не миновать, необходимо унять свои сомнения и отчаяние, которое имеет большой вес в силу того, что оно способно лишить смысла и прошлое, и настоящее, и будущее. Дух успокаивается верой - в то время, когда разум отчетливо видит, что верить нелогично, абсурдно.
Философы- стоики тоже считали, что смерть сама по себе ни хороша, ни плоха. Смерть — просто прекращение существования. Как мы не жили, пока не родились, так и после смерти снова перестанем. И в этом нет ничего ужасного [1]. Как писал Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию»: «Смерть — это небытие; но оно же было и раньше, и я знаю, каково оно: после меня будет то же, что было до меня. Если не быть — мучительно, значит, это было мучительно и до того, как мы появились на свет, — но тогда мы никаких мук не чувствовали… То, что было до нас, — та же смерть. Не всё ли равно, что прекратиться, что не начаться? Ведь и тут, и там — итог один: небытие».
На практике вопрос о смерти видится довольно сложным и состоит в том, что он по сути семантический, то есть все зависит от смысла, вкладываемого нами в понятие «смерть». Оно не является твердо установленным даже среди профессиональных врачей, не говоря уже о сравнении медиков и людей без знаний в этой области. [5]
С точки зрения медицины считается, что «мертвым» можно считать человека, у которого прекратилось сердцебиение, остановилось дыхание, давление крови упало до уровня, неопределяемого приборами, зрачки расширились, температура тела упала. Это клиническое определение смерти, которым на протяжении многих веков пользовались врачи и все остальные. По существу, большинство людей были признаны мертвыми именно на основании этих критериев.
Однако, это «клиническая смерть». То есть, если можно так сказать, эдакое промежуточное, пограничное состояние между жизнью и смертью в привычном для нас понимании, то есть, переход от жизни в небытие.
Неизбывность гибели людей в качестве трагедийного финала существования человечества создала определенную парадигму – убеждение в том, что смерть человека как биологического существа неизбежна. В различные периоды истории эта убеждённость принимала разные формы. Стоит вспомнить философию Платона, по которой «смерть является отрешением души от тела». По его мнению, философия - это наука об искусстве умирания. Не зря в философии стоиков есть предостережение: «memento mori» (лат. - помни о смерти). А в философском учении Эпикура, например, говорится, что в жизни человек сам со смертью не встречается, и потому он должен быть свободным от страха перед ней. Немецкий философ Л. Фейербах убеждал, что естественная смерть, это «та смерть, которая есть результат законченного развития жизни. Это беда. Злом является только смерть преждевременная». [7]
Проблемы бытия человека, жизни и смерти – это сложная философская и медико-биологическая проблемная область, которая содержит в себе особый философско-мировоззренческий (медико-биологический) и морально-правовой (юридический) смыслы. Общебиологическая точка зрения такова: смерть — один из факторов общей эволюции и ее своеобразный двигатель. Таким образом, естественный отбор в процессе эволюции человека приводит к тому, что наименее приспособленные к жизни люди умирают и сменяют свое поколение. Как говорили в древности «mors creator vitae est» - творцом жизни является смерть. Жить - значит умирать, т. е. постепенно приближаться к своему естественному и неизбежному концу. Однако эта диалектика жизни и смерти не должна порождать в сознании людей катастрофического ощущения приближающегося конца. О неизбежности смерти следует думать постоянно. Это должно способствовать облагораживанию человека. [6]
Делая вывод, социально-философский характер исследуемой проблемы обосновывается в работе рядом положений. Для начала, такое понятие как «смерть» является категорией философского значения и имеет непосредственное отношение к каждому человеку; помимо этого, эта категория в системе социально-гуманитарных наук является одной из основных. Во-вторых, проблема определения сущности, основных функций смерти относится к социально-философским проблемам, и она не может быть разрешена без теоретико-методологического анализа с опорой на философскую и социологическую науку. В-третьих, менталитет каждого человека и исследование разнообразных аспектов влияния смерти на общественное сознание дают возможность устранения причин деструктивного поведения человека, которое проявляется в насилии, жесткости, убийстве и самоубийстве.
В конечном итоге, результаты исследования данной работы могли бы способствовать гуманизации общественных отношений, оказали бы благотворное влияние на результаты деятельности социально-педагогических систем, что является одной из основных функций социальной философии, как науки.
Список литературы:
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.1994
- Введение в философию: учебник для ВУЗов, 1999.
- Гуров Ю.С. «Проблемы жизни, смерти и бессмертия (социально-философский анализ)». Вестник Российского университета кооперации, 2009
- Лобанова Н.И. «Смерть и проблема смысла жизни». Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология, 2017
- Прыгин Г.С. «Феномены жизни и смерти как методологическая проблема психологии». Ярославский педагогический вестник, 2019
- Философия и жизнь, “О смерти и бессмертии”, Изд. “Знание”, 1991
- Человек и общество. Современный мир. М.,1994. (дата обращения 12.04.22)
Оставить комментарий