Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(185)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
TOPICAL ISSUES OF PROTECTION THE RIGHTS OF CHILDREN DURING ARMED CONFLICTS
Darya Faldina
student, Department of State and Law Theory and Constitutional Law, Orenburg State University,
Russia, Orenburg
Dmitry Sablin
Scientific supervisor candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Orenburg State University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы защиты прав детей в период вооруженных конфликтов. Проведен анализ международного законодательства, направленного на защиту прав ребенка и рассмотрены примеры нарушения прав несовершеннолетних в период вооруженных конфликтов. Автором акцентировано внимание на соблюдении и исполнении международно-правовых обязательств, предусмотренных международными соглашениями. Также автором предложен ряд мер по усовершенствованию международно-правовых механизмов защиты детей в период вооруженных конфликтов.
ABSTRACT
This article discusses topical issues of protecting the rights of children during armed conflicts. The analysis of international legislation aimed at protecting the rights of the child is carried out and examples of violations of the rights of minors during armed conflicts are considered. The author focuses on the observance and fulfillment of international legal obligations stipulated by international agreements. The author also proposed a number of measures to improve international legal mechanisms for the protection of children during armed conflicts.
Ключевые слова: несовершеннолетние, дети, вооруженный конфликт, ответственность, преступление против несовершеннолетних, права ребёнка, международно-правовые механизмы защиты детей, международное гуманитарное право, защита детей, международные соглашения.
Keywords: minors, children, armed conflict, responsibility, crimes against minors, minor’s rights, international legal mechanisms of the protection of children, international humanitarian law, сchildren’s protection, international agreement.
В условиях вооруженного конфликта дети являются самыми незащищенной, социально и материально подневольной частью общества. Они наиболее подвержены пагубному воздействию недоброжелательной и опасной среды. Во время вооруженных конфликтов безопасность несовершеннолетних и соблюдение их прав выступает одной из важных проблем для международного сообщества, ведь уважительное отношение к правам и интересам ребёнка демонстрирует уровень цивилизованности и гуманности общества даже в сложной период вооруженного конфликта.
Исследование вопросов защиты прав детей в период вооруженного конфликта безусловно является актуальной в настоящее время темой. В условиях, когда международные отношения усложняются, и всё чаще мы наблюдаем за зарождением вооруженных конфликтов, охрана прав гражданских лиц становится первостепенной задачей государств. Особенно бедственными являются для современного международного сообщества преступления, совершенные в условиях вооруженных конфликтов в отношении детей. Нередко взрослые привлекают несовершеннолетних к участию в опасных для них вооруженных конфликтах, что ведёт к их неполноценному воспитанию и психологическим проблемам в дальнейшем. Миллионы детей вовлекаются в вооруженные конфликты, эксплуатацию, подвергаются вербовке опасной для их жизни и здоровья. Для защиты прав детей в период вооруженных конфликтов разработан комплекс нормативно-правовых актов. Охарактеризуем данные международно-правовые нормы.
Основополагающим международно-правовым документом в сфере защиты прав детей выступает Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Конвенция закрепляет основные и неотъемлемые права детей, определяет международно-правовой статус ребенка, обязывает стран участниц неукоснительно соблюдать положения конвенции. [1]
В рамках данной конвенции определено понятие ребёнка в международно-правовых отношениях. Так, в соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. [1] Позднее, Факультативным протоколом Конвенции о правах ребенка от 25 мая 2000 года закреплен минимальный возраст для призыва в вооруженные силы, исключает вербовку детей для любых форм участия в вооруженном конфликте и обязывает государства защищать права несовершеннолетних, принимать все возможные меры для обеспечения неучастия не достигших 18-летнего возраста детей и молодёжи в вооружённых конфликтах. [2]
Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года вносит в разряд военных преступлений набор и вербовку детей до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или военизированных группировок, а также привлечение несовершеннолетних к участию в боевых действиях. [3]
Также Советом Безопасности ООН был принят ряд резолюций для защиты детей, находящихся в обстановке вооруженного конфликта, среди которых можно назвать следующие: 1261 (1999), 1379 (2001), 1460 (2003), 1539 (2004) и 1612 (2005).
Весь комплекс международно-правовых механизмов по действию можно разделить на два этапа: до конфликта и после конфликта.
Первый этап – до конфликта. В этот период государствами-участниками вооруженного конфликта должны предприниматься меры по предупреждению участия лиц, не достигших 18-летнего возраста в военных действиях. К таким превентивным мерам относят:
- Ограничение призывного возраста (статья 1-3 Факультативного протокола к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах);
- Эвакуация детей (статья 78 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I));
- Недопустимость вербовки детей (статья 4 Факультативного протокола к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах).
Второй этап – меры, принимаемые после конфликта. На этом этапе проводится работа по поддержке и защите детей, пострадавших во время конфликта. Эти меры не менее важны, так как психологические и физические травмы излечить без дополнительной поддержки практически невозможно. Особенно, учитывая хрупкость и неустойчивость детской психики. Эти меры можно определить как «меры поддержки в постконфликтный период», к ним относятся: обеспечение возвращения детей в семьи, после вооруженного конфликта (ч. 3 ст. 78 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, (Протокол I); ст. 9-10 Приложения II Конвенции о правах ребенка); право на защиту и уход, после вооруженного конфликта (статья 9 Протокола I).
Однако учитывая существующие нормативно-правовые акты по защите прав и законных интересов детей в период международных конфликтов и активное развитие международного гуманитарного законодательства всё ещё не решён вопрос с защитой гражданского населения, в том числе детей на первом этапе, то есть в сам момент вооруженного конфликта. Несмотря на то, что международное гуманитарное право обладает достаточной правовой базой, механизмы защиты всё ещё несовершенны и срабатывают в редких случаях. Доказательством того, являются слова Генерального Прокурора ООН: «Дети в возрасте до 18 лет составляют более 50 процентов населения большинства стран, пострадавших от войны, и относятся к числу наиболее уязвимых, неспособных защитить себя от ее последствий. Около 250 миллионов детей живут в странах, затронутых конфликтом. Эти нарушения наносят непоправимый ущерб самим детям, их общинам и обществам. Они могут подпитывать обиды и разочарования, которые приводят к экстремизму, создавая порочный круг напряженности и насилия».
Необходимо рассмотреть механизмы, направленные на документирование преступлений против детей и привлечение к ответственности лиц, виновных в этом. Так, на основании резолюции СБ ООН 1612 (2005), в соответствии планом действий Генерального секретаря ООН по созданию механизма наблюдения и отчетности в отношении детей во время вооруженных конфликтов, в 2006 г. был создан Monitoring and Reporting on Grave Violations (далее MRM). Данный механизм позволяет обеспечить полную и исчерпывающую систему по сбору, анализу и хранению информации о серьёзных преступлениях в отношении детей во время вооруженных конфликтов. Так, благодаря MRM были получены, задокументированы и проанализированы следующие факты преступлений против детей:
1. Дети и вооруженный конфликт в Мьянме Доклад Генерального секретаря от 17.12.2020 года – доклад охватывает период с 1 сентября 2018 по 30 июня 2020 года. Были подтверждены примерно 994 грубых нарушения в отношении 974 детей, включая 6-месячных младенцев (845 мальчиков, 123 девочек и 6 детей, пол которых неизвестен). Нарушения имели место в последнем квартале 2018 года (80), в 2019 году (425) и в первой половине 2020 года (469) и приписывались правительственным силам (681), вооруженным группам (67) и неустановленным вооруженным элементам (246). Около 78 процентов нарушений имело место в штате Ракхайн. Среди подтвержденных нарушений: преобладающий процент имели вербовка и использование детей, в сравнении с предыдущим кварталом число случаев использования росло, а с конца 2019 года прослеживается рост нарушений в связи с активизацией вооруженных столкновений (П. 25, III глава).
2. Дети и вооруженный конфликт в Южном Судане Доклад Генерального секретаря от 14.12.2020 года – доклад охватывает период с 1 июля 2018 по 30 июня 2020 года. Всестороннее участие конфликтующих сторон в совершении шести видов грубейших правонарушений в отношении детей в период вооруженного конфликта. Среди них 48 процентов детей, связанных со сторонами конфликта, вербовались и использовались в боевых действиях, подвергались насилию и жестокому обращению.
Как мы можем заметить MRM действительно работает, ООН признает, документирует, анализирует данные о преступлениях совершенных в отношении детей в период вооруженных конфликтов. Однако, здесь мы сталкиваемся с очевидным пробелом – механизм, направленный также на обеспечение превентивных мер защиты детей пострадавших в вооруженных конфликтах, на практике осуществляет только фиксирование и анализ данных о преступлениях, а также устанавливает ответственность для виновных в совершенных преступных деяниях лиц.
При этом нередко пострадавшие дети не получают полноценной психологической помощи и поддержки уже на втором этапе после конфликта. Педагоги, психологи, врачи-педиатры отмечают у детей-участников вооруженных конфликтов ряд психологических трав, среди которых «синдром отложенного детства», ПТСР и другие. Дети в таких условиях нередко растут оторванными от семьи, в нестабильном психологическом климате, что в будущем может стать причиной формирования травмированного сознания и создадут круг насилия, который во взрослом возрасте будет почти невозможно разорвать.
Исходя из вышесказанного, можно прийти к очевидному выводу о том, что решить проблему преступлений против несовершеннолетних можно лишь прекратив вооруженные конфликты. Снизить количество военных преступлений в отношении детей может специализированное подразделение или институт медиации в составе ООН, которое будет способствовать урегулированию конфликта ещё в зачатке. Автор Зайцева Л.И. говорит об этом следующее: «Подобного института не существует в международном публичном праве, поэтому применение медиации напрямую зависит от готовности международных организаций или других государств вмешаться в конфликт и, по сути, стать его участником. [5]
Конечно, этот способ разрешения вооруженного столкновения уже имеет место быть и в Уставе ООН есть целая глава посвященная мирному урегулированию конфликтов. Так, Совет Безопасности ООН в соответствии со ст. 33 Устава ООН уполномочен урегулировать споры между государствами мирным путем, а также обязывает эти государства, в первую очередь, разрешать конфликт мирным путем. [4]
Однако, создание отдельного подразделения медиации в составе ООН конфликтов между государствами позволит использовать все доступные средства устранения или смягчения конфликтов, не доводя их до военных действий. На наш взгляд в составе такого подразделения должны состоять признанные эксперты в международном праве, дипломаты, профессиональные медиаторы. При этом, осуществление деятельности подразделения медиации не должно ущемлять права стран-участниц конфликта, в том числе и их право на суверенитет, самоопределение, государственный язык и прочие. В рамках медиации станет возможным вынести вопрос о защите детей и женщин во время вооруженного конфликта, совместными усилиями обеспечить их безопасность и оказать им поддержку при содействии с международным сообществом и благотворительными организациями. Это также поможет решить проблему вербовки и эксплуатации детей во время вооруженных конфликтов, пресечь акты сексуального насилия.
Помимо этого, немаловажным является поддержка детей в поствоенный период. Для их адаптации, восстановления психических и нередко психологических функций необходимо оказание поддержки не только негосударственных фондов, но и создание разработанных государством программ по защите пострадавших в вооруженных конфликтах детей. В соответствии со ст. 30 Конвенции ООН «О правах ребёнка» детям пострадавшим в конфликтах государственные органы должны принимать меры по обеспечению материальной и медицинской помощи по отношению к детям, отправляющимся в интернаты, оказывать содействие в поиске их родных. [1]
Подводя итоги, можно сказать, что участие детей в вооруженных конфликтах было и остаётся актуальной проблемой международного гуманитарного права. По возможности международная медиация позволила бы исключить или во всяком случае, снизить количество несовершеннолетних участников вооруженных конфликтов и тем самым, защитить их права. Урегулирование конфликтов на этапе их зарождения может помочь снизить количество преступлений в отношении детей, однако не станет «лекарством от всех проблем», но поможет уберечь самую уязвимую часть общества от участия в вооруженных конфликтах.
Список литературы:
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от от 20 ноября 1989 г. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах от 25 мая 2000 г. – [электронный ресурс] – URL: https://www.un.org
- Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.un.org
- Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org
- Зайцева Л.И. Медиация как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве // Известия БГУ. 2013. №5. С. 86-93.
Оставить комментарий