Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Ким С.Д. СЕН РИКЮ И РЕВОЛЮЦИЯ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ АРХИТЕКТУРА ТЯСИЦУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 17(187). URL: https://sibac.info/journal/student/187/251366 (дата обращения: 29.03.2024).

СЕН РИКЮ И РЕВОЛЮЦИЯ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ АРХИТЕКТУРА ТЯСИЦУ

Ким Сергей Деновчи

магистрант, кафедра архитектуры, Казахская головная архитектурно строительная академия,

РК, г. Алматы

Глаудинова Мехрибану Бекримжановна

научный руководитель,

д-р архитектуры, акад., проф., Казахская головная архитектурно строительная академия,

РК, г. Алматы

SEN RIKYU AND THE REVOLUTION OF TEA CEREMONY: CHASHITSU ARCHITECTURE

 

Sergey Kim

master, Department of architecture, Kazakh Leading Academy of Architecture and Construction,

Kazakhstan, Almaty

Mekhirbanu Glaudinova

scientific supervisor, doctor of architecture, academic professor, Kazakh Leading Academy of Architecture and Construction,

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

В этой статье рассматривается влияние архитектуры чайного дома на развитие традиционной архитектуры Японии периода Адзуси-Момояма (1573-1603), а также вклад архитектора Сен Рикю в развитие планировочной структуры с использованием системы татами.

ABSTRACT

This article reflects the subject of influence of tea house architecture on the development of traditional architecture in Japan during the Azushi-Momoyama period (1573-1603), as well as the contribution of the architect Sen Rikyu to the development of a planning structure using the tatami system.

 

Ключевые слова: архитектура; Япония; тясицу; Сен Рикю.

Keywords: architecture; Japan; chashitsu; Sen Rikyu.

 

“Японцы считают, что сохранить гармонию важнее, чем доказать правоту или получить выгоду.”

Всеволод Овчинников

 

На пути своего развития японская традиционная культура и архитектура прошли ряд важных этапов становления, связанных с переселением беженцев с корейского полуострова, влиянием китайской культуры и внедрением буддизма, развитием собственной религии – синтоизма и т.д. Культурные и традиционные трансформации также влекли за собой и изменения в японской архитектуре, такие как формирование структуры буддийских храмов, становление стиля кондо-дзукури, разработка декоративных и конструктивных элементов, схожих с архитектурой Китая и т.д. Так, в период Адзуси-Момояма (1573-1603гг.) развивается важная культурная традиция – традиция чайных церемоний, вместе с ней так же формируется архитектура, которая устроена вокруг нее. “Чайный дом, вероятно, тот тип архитектуры, который не только максимально плотно связан с японским культурным и архитектурным достоянием, но и с японским народом. Традиционный чайный дом соединяет в себе все те элементы, которые мы сейчас называем “японским стилем”. [2 с.15]

Родоначальником архитектурного стиля чайной церемонии считается Сен-Но Рикю (Сен Рикю 1522-1591гг.). Но тясицу – дом для чайных церемоний со свободной планировкой внутреннего пространства, существовал на территории Японии к этому времени на протяжении уже почти двух веков: он сформировался во время появления стиля сеин-дзукури и развивался параллельно культуре садово-паркового искусства.

Вклад Сен-Но Рикю заключался в продвижении, популяризации и придания общедоступности стиля сукия-дзукури, выросшего из чайной дзен-культуры. Его идеи по упрощению и удешевлению тясицу привели к тому, что впервые за историю развития японской архитектуры появился стиль, который мог быть отделен от статуса, стиль не включал в себя атрибутику сословия, но содержал ряд планировочных решений, которые сделали подобный стиль общедоступным. В это время одним из первых прорывов в этой сфере было уменьшение количества татами для сокращения площади (рис. 1).

 

Рисунок 1. планировки тясицу слева на право 4.5 татами, 2 3/4 татами, 1 3/4 татами

 

Как и в общем-то любое здание того времени, возведение тясицу не опиралось на детальные чертежи, но было основано на модуле согласно традиционной практике строительства. Основой японского традиционного жилища является пролет между колоннами и модуль “кен”, равный примерно 1,82 м. Кен в настоящее время увязан с метрической системой (Таблица 1).

Таблица 1.

Японский модуль

1 кен = 6 сяку = 1820 мм

1 сяку = 10 сун = 303мм

1 сун = 10 бу = 30.3мм

1 бу = 10 рин = 3.03 мм

1 рин = 0.303 мм

1 площадь татами = 1 дзё

1 дзё = 1 кен * 0.5 кен  = 1970мм* 985мм

1 тсубо= 2 дзё = 3.305 м2

 

1 кудзирадзяку = 1.25 сяку (не используется)

 

Эта система измерений использовалась вплоть до 1945 года и используется до сих пор в традиционной архитектуре, японские меры длины официально зарегистрированы с 1891 года. До этого периода размер татами был различным в разных регионах, а также различался в зависимости от эпохи.

Возвращаясь к тясицу эпохи Адзура- Момояма (а также раннего Эдо) мы можем обнаружить различные конфигурации по планировке и количеству дзё. До этого тясицу в сеин-дзукури стандартом была площадь в 4.5 дзё, что было доступно далеко не всем. С продвижением культуры чаепитий, её популяризацией и массовом употреблении в строительстве начали появляться различные конфигурации такие как 2,75 дзё, 3 дзё, 1,5 дзё и так далее (рис. 2). [4 с.106]

 

Рисунок 2. План комнаты тясицу различных планировок а) 4.5 дзё; б) 4 дзё; в) 3,75 дзё; г) 3 дзё; д) 2,75 дзё; е) 2 дзё; ж)1,75 дзё (репродукция автора по описаниям)

 

Рассмотрим разницу в устройстве между архетипичным тясицу на 4.5 дзё той эпохи и тясицу, спроектированного Сен Рикю “Тайан”. Заметно уменьшение площади помещений: если ранее комната чайной церемонии занимала 4,5 дзё, в проекте Сен Рикю, 4,5 дзё занимает комната чаепитий плюс комнаты малой кухни и хранилищ. Важно отметить, что при уменьшении площадей теряется не функциональность, но значимость статуса, стоимость помещения и становится недоступной культура чаепития.

В стандартной комнате чаепитий мы видим ряд помещений и перегородок, которые предназначены для знатных особ (отдельное татами для специальных гостей, кинингучи- вход для специальных гостей) и помещения для простолюдинов, прислуги или особ с низким статусом (ползучий вход - нидзиригучи, мизуя или малая кухня на 3 дзё, татами гостя, вход для обслуживания- куидзиригучи, рис.3).

В комнате, спроектированой Сен Рикю, у входа отсутствуют места для особых гостей, вход для особых гостей, вход для прислуги и уменьшены размеры комнаты для церемонии с 4,5 дзё до 2-х дзё. 3-дзё мизуя разложена на 1-дзё мизуя и 1-дзё катте (подготовительная комната). Благодаря таким изменениям церемония чаепитий потеряла свою статусозависимость, превратившись из аристократической традиции в краеугольный камень культуры страны (рис.4). [2 с.55-58]

 

Рисунок 3. Типичная комната чаепитий на 4,5 дзё

 

Рисунок 4. Тайан Сен Рикю храма Миоки - комната чаепитий

 

Развитие тясицу повлекло за собой фундаментальное изменение в планировке жилых домов и укрепление типа сукия дзукури. Фактически, использование пролета как модуля и опорно-балочной системы как базиса для размещения комнат, существовал и в домах в стиле минка или сеин и сам принцип остался тем же. Однако в сукия-дзукури архитектор пытается скорее создать композицию комнат, а не вместить все комнаты под одну крышу. Функция уступает место композиции, без необходимости работать от заранее установленных параметров, архитектор в стиле сукия-дзукури сам решает какие должны быть размеры комнат, их число и взаимное расположение между комнатами проектируемого дома: “В архитектуре минка- конструкция ограничивает план этажа в архитектуре сукия план этажа диктует конструктивную схему” [3 с.14]

Таким образом, в развитии и трансформации архитектуры чайных домиков наблюдается влияние социально-экономических изменений на архитектуру. Появление доступных для различных социальных слоев населения элитных в прошлом церемониальных строений показывает внедрение недоступных ранее пространств в структуру жилья разных сословий, и соответственно, городской среды. Тясицу в виде чайной комнаты обязательно включается в современное японское жилище – квартиры имеют это неизменное канониче­ское пространство. Показательно, что традиция формирования подобной структуры четко прослеживается в современном японской жилье, что подтверждает постепенную трансформацию традиции, что дало ей возможность сохраниться и определило новый виток развития региональной архитектуры.

 

Список литературы:

  1. Iris Mach - Chashitsu - The japanese teahouse: an aesthetic System
  2. Maximmilian Holl “Architectural principles of Japanese traditional teahouses”
  3. Сидоров Владимир Анатольевич- Архитектура японского жилища канонического типа (опыт сохранения и развития) автореферат с.14, с.25
  4. Лучкова В. И. Градостроительство и архитектура древней и средневековой Японии с.106

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.