Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(186)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Климова М.М. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС». ДОСТУПНОСТЬ СМЫСЛОВОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 16(186). URL: https://sibac.info/journal/student/186/249241 (дата обращения: 29.03.2024).

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА «АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС». ДОСТУПНОСТЬ СМЫСЛОВОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Климова Марина Михайловна

студент, направление педагогическое образование с двумя профилями подготовки, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

Дугина Галина Александровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Институт иностранных языков, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлен анализ произведения Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» с точки зрения смысловой доступности для младших школьников. Дано описание сюжетной линии, рассмотрена проблематика сказки с точки зрения понятности для детей и взрослых.

 

Ключевые слова: сказка, «Приключения Алисы в Стране Чудес», смысл произведения, проблемы произведения, Льюис Кэрролл, младший школьник.

 

Литература – это форма искусства, значение которой невозможно переоценить. С помощью нее люди получают новые знания, анализируют, мечтают. В широком смысле литература понимается как собрание письменных произведений. Важно понимать, что каждое произведение содержит смысл, раскрывает определенные ценности и проблемы. Необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, так как задачи, поставленные автором в том или ином произведении, должны быть доступны для понимания.

Детская литература – это литература, предназначенная для детей, которая с помощью художественных образов осуществляет воспитательные и образовательные задачи. Однако даже в детской литературе могут быть заложены далеко не детские темы и проблемы, смысловая нагрузка которых может быть не доступна детям младшего школьного возраста.

Рассмотрим произведения Чарльза Доджсона, более известного как Льюис Кэрролл. Это знаменитый английский писатель, математик, логик и философ. Считается, что Льюис Кэрролл создал жанр «парадоксальной литературы»: герои не нарушают законы логики, а наоборот четко следуя ей, доводят ситуацию до абсурда. Он написал множество различных произведений, но самыми прославленными считаются сказка «Приключения Алисы в Стране Чудес» и ее продолжение «Сквозь зеркало, и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье». Эти произведения были написаны более столетия назад, но до сих пор привлекают внимание ученых разных специальностей.

Сюжетная линия произведения «Приключения Алисы в Стране Чудес» достаточно проста и интересна младшим школьникам: однажды летним днем девочка, по имени Алиса, замечает говорящего кролика с часами, который куда-то опаздывал. Интерес заставляет ее пойти за кроликом, она проваливается в яму, и с этого момента начинается ее путешествие по стране, полной загадок и приключений. Алиса знакомится с необычными обитателями этой страны, решает разнообразные загадки, доказывает свои истины. Но выясняется, что все это ей привиделось и является лишь плодом ее воображения.

Данное произведение изучается детьми в начальной школе (3–4 класс) на уроках внеклассного чтения и в средней школе на уроках английского языка.

Книгу «Алиса в Стране Чудес» относят к самым труднопереводимым произведениям из-за ребусов, логических загадок и явлений, которые использует автор. В 1971 году произведение «Приключения Алисы в Стране Чудес» увидело свет в переводе советского поэта и детского писателя Бориса Владимировича Заходера. Однако ранее, в 1966 году, был выпущен перевод Нины Михайловны Демуровой, который стал каноническим русским текстом сказки. Этот перевод был академически точным, внимательным к деталям и полон изящных аналогий.

Эта авторская литературная сказка-абсурд состоит из 12 глав, 8 из которых написаны в стихотворной форме. В этой сказке, как и в любой другой много положительных и отрицательных героев. Много безумцев и чудаков, которые встречаются в английском фольклоре. В произведении огромное количество всевозможных сложных ребусов, загадок и задач, которые неподвластны детям. Например: «Ни одно ископаемое животное не может быть несчастно в любви. Устрица может быть несчастна в любви» Какой вывод из этого следует? Или: «Все канарейки, получающие достаточное количество корма, поют громко. Ни одна канарейка не настроена меланхолически, если она поет громко». Она наполнена лингвистическими, математическими, философскими шутками, каламбурами в стиле тонкого английского юмора, которые вызывают улыбку у читателей: «Улыбается, словно чеширский кот», «От уксуса - куксятся, от горчицы - огорчаются, от лука - лукавят, от сдобы – добреют», «“Do cats eat bats?” Do cats eat bats?” and sometimes, “Do bats eat cats?”».

В своем произведении Льюис Кэрролл отвергает тоскливую реальность, ставя на первое место «культ чудачества», то есть наивность, непокорность и озорство, переворачивает общепринятые нормы морали, науки и вероисповедания: «Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь», «Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: “Ну вот, сейчас наконец завтра”?», «— Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь – это серьёзно? — О да, жизнь – это серьёзно! Но не очень…». Однако дети не смогут в полной мере понять этого, а значит оценить философию произведения.

Для детей доступны другие проблемы, заложенные автором в этом произведении: стремление к познанию мира, честность, смелость, вера в себя, ответственность за слова и поступки: «Я отнюдь не странный, не забавный, не сумасшедший, просто моя действительность отличается от вашей», «Лучший способ заставить поверить – сделать это», «Воображение – единственное оружие в войне с реальностью». Младший школьник может всесторонне проанализировать эти проблемы и оценить их.

Невзирая на тот факт, что произведение Льюиса Кэрролла получило много критики, его по праву считают одним из самых интересных, открывающих «двери» в новые удивительные миры, придуманные автором. Любопытность, неоднозначность и необычность – вот что привлекает внимание юного читателя. Автор описывает реальный мир с точки зрения беспорядка и противопоставляет ему приемы романтической сатиры. Также он делает о том, что реальный мир тоже полон абсурда.

В заключение хочется отметить, что смысл, заложенный Льюисом в своей сказке «Приключения Алисы в Стране Чудес», будет доступен детям младшего школьного возраста, если анализировать это произведение с точки зрения возрастных особенностей. Не стоит глубоко изучать данное произведение, но проработать проблемы, которые автор поднимает в сказке, необходимо с целью решения воспитательных и образовательных задач.

 

Список литературы:

  1. Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес./ Ред.Федорова М.В. - Москва ЦТР МГП ВОС, 1992.
  2. Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. - Москва: Радуга, 1982. - 143 с.
  3. Урнов Д.М. Как возникла «Страна Чудес». - Москва: Книга, 1969. - 79 с.
  4. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. - Москва: Наука, 1979. - 200 с
  5. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература ХVIII-ХIХ в.в./ Ред. Зверева А.М. - Москва: Олимп АСТ, 1997.
  6. Зарубежная детская литература: Учебник для студентов библ. фак. инс-тов культуры/ Сост. Чернявская И.С. - Москва:Просвещение, 1982.
  7. Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. - Москва. Рос. Академия наук, 1995.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.