Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(185)
Рубрика журнала: Медицина
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
СОЧЕТАННОЕ ТЕЧЕНИЕ COVID-19 И САХАРНОГО ДИАБЕТА: ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ И ЛЕЧЕНИЯ
Введение
Пандемия COVID-19 молниеносно распространилась по всему миру с разрушительной силой [1]. Большинство людей, особенно в молодом возрасте, страдают субклиническим течением COVID-19, и лишь 20% из них нуждаются в госпитализации. Следует отметить, что большинство пациентов в отделениях, отведенных для лечения COVID-19, страдали не только лишь сахарным диабетом 2-го типа, наибольшее их количество было в возрасте старше 65 лет с различными другими заболеваниями (ожирение, ранее подвергшиеся лечению по поводу новообразований, гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность, нарушение функции почек).
Большинство больниц всего за несколько дней были вынужденно преобразованы в больницы для пациентов с COVID-19, что позволило принять большое количество больных, но вынудило отказаться от планового стационарного лечения (за исключением реанимации). Сортировку и постановку диагноза COVID-19 проводили в отделении неотложной помощи. Больные с дыхательной недостаточностью, которым через несколько часов предстояла искусственная вентиляция легких, направлялись в отделение интенсивной терапии (ОИТ). Все остальные пациенты с положительным результатом скрининга на COVID-19 с помощью ПЦР или КТ отправлялись в отделение COVID-19 для тщательного наблюдения. В наших больницах было три отделения с COVID-19, и в каждом отделении большую часть времени находилось по сорок пять пациентов. На текущем этапе пандемии (март-апрель 2020 г.) мы выделили две группы пациентов, госпитализированных в отделение COVID-19; первая — пациенты из общего населения, а вторая — пациенты из других учреждений, таких как дома престарелых и реабилитационные центры. Уровень смертности оказался явно выше во второй группе.
Опыт наблюдения за лечением сахарного диабета в ковидном отделении
Во многих исследованиях неоднократно говорилось о том, что пациенты с сахарным диабетом имеют такой же риск заражения короновирусной инфекцией, как и в среднем в популяции [1,2]. Однако у большинства пациентов с ранее установленным диабетом течение SARS-CoV-2 протекало с осложнениями и нередко заканчивалось летальностью [4]. Теоретически это объясняется большей экспрессией рецепторов ACE2 в легких во время гипергликемии (модели диабета на животных) [5].
На моделях in vitro было продемонстрированно более легкое проникновение коронавируса через рецепторы ACE2 [4]. У грызунов с диабетом уровень экспрессии рецепторов ACE2 по-разному регулируется в органах и тканях (например, больше экспрессии в коре почек по сравнению с сердцем). Повышенная экспрессия этих рецепторов также наблюдалась в состоянии гипергликемии [6]. Однако введение инсулина для устранения высокого уровня гликемии не снижало экспрессию тканевого рецептора ACE2 в легких. (снижался только циркулирующий белок ACE2) [7]. На основании данной модели можно предположить, что предотвращение гипергликемии у пациентов позволит предупредить развитие тяжелой короноврусной пневмонии [8,9]. Однако, транспонировать результаты, полученные на грызунах, на человеческие условия сделать непросто, и фактические исследования все еще продолжаются [3].
Результаты данного исследований были учтены при ведении пациентов, госпитализированных в ковидное отделение на базе ГНОКБ. В первые 24 часа после поступления пациентам проводился мониторинг уровня глюкозы капиллярной крови с помощью глюкометра. Измерение HbA1c было выполнено у всех пациентов с COVID-19 с нарушенным уровнем гликемии (> 140 мг/дл или 7,7 ммоль/л) для диагностики ранее существовавшего диабета 2 типа или для определения его контроля. Всем больны COVID-19 уровень глюкозы строго титровали с помощью подкожной базально-болюсной терапии инсулином в соответствии с рекомендациями российской ассоциации эндокринологов и методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой короновирусной инфекции. При этом прием пероральных сахаронижающих препаратов прекращался по ряду соображений. Из-за значительного (острого или хронического) снижения функции почек (клиренс креатинина<35 мл/мин) был прекращен прием бигуанидов, препаратов сульфонилмочевины - в виду высокого риска гипогликемии. Возможный повышенный риск пневмонии при использовании ДПП-4 типа является частью обсуждения [10]. У пациентов с COVID-19 терапевтическое использование стероидов очень ограничено, и поэтому связанная со стероидами гликемия была редким явлением в отделении. Пациенты, принимающие парацетамол должны были прекратить измерение гликемии с помощью датчика глюкозы (например, Medtronic), поскольку парацетамол, даже в низкой дозе может помешать точным измерениям, и всегда начинать измерять уровень глюкозы в капиллярной крови с помощью глюкометра [10].
Не только у пациентов с уже установленным диабетом отмечался нарушенный дневной профиль глюкозы. Как и ожидалось, почти у трети госпитализированных пациентов с нарушенным дневным уровнем глюкозы был диагностирован диабет de novo (HbA1c при поступлении >6,5%). Использование Hba1c в качестве диагностического критерия не всегда было возможно в активной фазе инфекции COVID19. У большого количества пациентов наблюдалась значительная анемия из-за системного провоспалительного процесса. В одном случае анемия была успешно устранена инфузией эритропоэтина [11]. У другой группы пациентов в отделении наблюдалась стрессовая гипергликемия. Последняя группа преобладала. Неизвестно, может ли резкое повышение уровня глюкозы повлиять на экспрессию рецептора ACE2 в альвеолярном эндотелии или же необходимы хронические гипергликемические состояния. Из-за этого недостатка знаний в лечении обеих групп использовалась инсулинотерапия во время их пребывания в палате.
В случае развития дыхательной недостаточности осуществлялся перевод в ОРИТ, а подкожное введение инсулина заменялось на внутривенное. Однако большинство пациентов оставались в отделении COVID-19 в течение недели и ближе к выписке инсулин можно было отменять почти у всех. Исходя из подобного опыта, пациенты с COVID-19 с ранее существовавшим диабетом и хорошо контролируемой гликемией (HbA1c) до поступления не переводились в ОРИТ чаще.
Умеренное улучшение чувствительности к инсулину, липидного профиля наблюдалось после начала приема гидроксихлорохина [12]. Поэтому рекомендуется тщательный мониторинг дневного уровня глюкозы, особенно при инсулинотерапии [13]. В нашем отделении мы не наблюдали никаких несчастных случаев из-за гипогликемии после начала приема гидроксихлорохина.
В активный период пандемии COVID-19 многие пациенты были ограничены в посещении медперсонала в больнице. Некоторые из них пренебрегали тревожными симптомами или высоким уровнем глюкозы из-за боязни заразиться, не решаясь обращаться в больницы [14]. Например, мы наблюдали более высокую частоту пациентов с осложненной сепсисом диабетической стопой или без упоминания активных коронарных признаков с серьезной задержкой.
Опыт оказания эндокринологической помощи пациентам в отделении для лечения COVID-19
Пациенты с надпочечниковой недостаточностью редко встречаются среди пациентов, поступающих в отделение COVID-19 [15]. Однако не следует недооценивать скрытую часть пациентов с (частичной) надпочечниковой недостаточностью. Например, у пациентов, принимавших высокую кумулятивную дозу стероидов (при ревматоидном заболевании или хронической обструктивной болезни легких), могут отмечаться симптомы нарушения реакции на стресс из-за нарушения функции надпочечников, особенно при тяжелом инфекционном стрессе на начальном этапе течения COVID-19 [20]. На этом фоне нельзя забывать и о других особых группах пациентов. Например, пациенты с высокой потребностью в морфиноподобных препаратах (вторичная надпочечниковая недостаточность) или те, кто недавно лечился новыми противоопухолевыми препаратами, иммуномодуляторами (с гипофизитом как вторичным побочным эффектом; вторичная надпочечниковая недостаточность) [21]. Эти пациенты можно безопасно проверить с помощью теста Synacthen в отделении COVID-19. В экстренных случаях, например при быстром ухудшении гемодинамики, можно немедленно начать внутривенное введение Солукортефа (50 мг 3 раза в день) (без синактеновой пробы) [16].
Больных с первичной или вторичной надпочечниковой недостаточностью, которые уже перед госпитализацией принимают заместительную терапию гидрокортизоном, следует перевести на внутривенное введение гидрокортизона (по 50 мг 3 раза в сутки) [22]. Диарея и рвота (без лихорадки) могут быть симптомами, связанными с инфекцией COVID-19 [17].
При несахарном диабете (заболевании нейро-гипофизарной системы) особое внимание следует уделить водно-солевому балансу. У пациентов с COVID-19 желательно избегать гиперволемического состояния, поэтому 24-часовой объем и состав применяемых внутривенных растворов строго мотивированы с целью достижения кумулятивного 24-часового нулевого баланса. Поэтому дозу десмопрессина следует корректировать соответственно [18].
Так как нарушение функции щитовидной железы может негативно сказаться на функции сердца, а при цитокиновом шторме COVID-19 тропонины часто повышены, что свидетельствует о значительном сердечном стрессе, контроль функции щитовидной железы является обязательным. В острой фазе большинство нарушений функции щитовидной железы связано с нетиреоидными заболеваниями, не требующими заместительной терапии тироксином [19]. Некоторые из них используют амиодарон. По большей части это не дает существенной ориентировки во время пребывания в отделении COVID-19. Гипертиреоз, в основном из-за токсической аденомы, лечится в соответствии с современными рекомендациями [20].
Пациенты с COVID-19, поступившие в палату, являются серьезной проблемой как для младших, так и для старших врачей. Чтобы улучшить результаты, необходимо справиться с многочисленными патологиями, а это требует междисциплинарного подхода. Часто наблюдаются метаболические нарушения. Их необходимо диагностировать и лечить на фоне связанного с COVID-19 цитокинового шторма, характеризующего начальную фазу заболевания.
Список литературы:
- Bassetti M, Vena A, Giacobbe DR. The novel Chinese coronavirus (2019-nCoV) infections: challenges for fighting the storm. Eur J Clin Invest. 2020; 50:e13209
- Fang L, Karakiulakis G, Roth M. Are patients with hypertension and diabetes mellitus at increased risk for COVID-19-19 infection? Lancet Respir Med. 2020; 8:e21
- Onder G, Rezza G, Brusaferro S. Case-fatality rate and character- istics of patients dying in relation to COVID-19 in Italy. JAMA. 2020. https://doi.org/10.1001/jama.2020.4683.
- Roncon L, Zuin M, Rigatelli G, Zuliani G. Diabetic patients with COVID-19 infection are at higher risk of ICU admission and poor short-term outcome. J Clin Virol. 2020; 127:104354
- Palm NW, Medzhitov R. Not so fast: adaptive suppression of innate immunity. Nat Med. 2000; 274:1142-1144
- Wysocki J, Ye M, Soler MJ, et al. ACE and ACE2 activity in diabetic mice. Diabetes. 2006; 55:2132-2139
- Roca-Ho H, Riera M, Palau V, Pascual J, Soler MJ. Characterization of ACE and ACE2 expression within different organs of the NOD mouse. Int J Mol Sci. 2017; 18:563
- Moghissi ES, Korytkowski MT, DiNardo M, et al. American Association of Clinical Endocrinologists and American Diabetes Association consensus statement on inpatient glycemic control. Diabetes Care. 2009; 32:1119-1131
- Umpierrez GE, Hellman R, Korytkowski MT, et al. Management of hyperglycemia in hospitalized patients in non-critical care setting: an endocrine society clinical practice guideline. J Clin Endocrinol Metab. 2012; 97:16-38
- van der Zanden R, de Vries F, Lalmohamed A, et al. Use of dipeptidylpeptidase-4 inhibitors and the risk of pneumonia: a population-based cohort study. PLoS One. 2015; 10:e0139367
- Hadadi A, Mortezazadeh M, Kolahdouzan K, Alavian G. Does recombinant human Erythropoietin administration in critically ill COVID-19 patients have miraculous therapeutic effects? J Med Virol. 2020. https://doi.org/10.1002/jmv25839. [Epub ahead of print]
- Rempenault C, Combe B, Barnetche T, et al. Metabolic and cardiovascular benefits of hydroxychloroquine in patients with rheumatoid arthritis: a systematic review and meta-analysis. Ann Rheum Dis. 2018; 77:98-103
- Baretić M. Case report of chloroquine therapy and hypoglycaemia in type 1 diabetes: What should we have in mind during the COVID-19 pandemic? Diabetes Metab Syndr. 2020; 14:355-356
- Thornton J. Covid-19: A&E visits in England fall by 25% in week after lockdown. BMJ. 2020;369:m1401
- Zhou W, Sailani MR, Contrepois K, et al. Longitudinal multiomics of hostmicrobe dynamics in prediabetes. Nature. 2019; 569:663-671
- Demicheli V, Jefferson T, Di Pietrantonj C, et al. Vaccines for preventing influenza in the elderly. Cochrane Database Syst Rev. 2018;2:CD004876
- Paakkari L, Okan O. COVID-19: health literacy is an underestimated problem. Lancet Public Health. 2020;5(5):e249–e250
- Fransen MP, Van Schaik TM, Twickler TB, Essink-Bot ML. Applicability of internationally available health literacy measures in the Netherlands. J Health Commun. 2011;16 (Suppl 3):134-149
- Nguyen Hoang C, Nguyen Minh H, Do Binh N, et al. People with suspected COVID-19 symptoms were more likely depressed and had lower health-related quality of life: the potential benefit of health literacy. J Clin Med. 2020;9(4):965
- Borresen SW, Klose M, Baslund B, et al. Adrenal insufficiency is seen in more than one-third of patients during ongoing low-dose prednisolone treatment for rheumatoid arthritis. Eur J Endocrinol. 2017; 177:287-295
- Lamprecht A, Sorbello J, Jang C, Torpy DJ, Inder WJ. Secondary adrenal insufficiency and pituitary dysfunction in oral/transdermal opioid users with non-cancer pain. Eur J Endocrinol. 2018; 179:353-362
- Kaiser UB, Mirmira RG, Stewart PM. Response to COVID-19 as endocrinologists and diabetologists. J Clin Endocrinol Metab. 2020; 105:dgaa148
Оставить комментарий