Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(185)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Решетова В.А. БРАЧНЫЙ ДОГОВОР И БАНКРОТСТВО ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 15(185). URL: https://sibac.info/journal/student/185/248491 (дата обращения: 26.04.2024).

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР И БАНКРОТСТВО ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ

Решетова Виктория Андреевна

магистрант, кафедра гражданского и предпринимательского права, Ульяновский государственный университет,

РФ, г. Ульяновск

PRENUPTIAL AGREEMENT AND BANKRUPTCY OF ONE OF THE SPOUSES

 

Victoria Reshetova

undergraduate, Department of Civil and Business Law, Ulyanovsk State University,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблемам регулирования законодательством РФ вопросов, связанных с брачным договором в процедуре банкротства должника. Предложены пути устранения пробелов в семейном законодательстве РФ.

ABSTRACT

This article is devoted to the problems of regulation by the legislation of the Russian Federation of issues related to the marriage contract in the debtor's bankruptcy procedure. The ways of eliminating gaps in the family legislation of the Russian Federation are proposed.

 

Ключевые слова: брачный договор, оспаривание сделки должника, надлежащий порядок уведомления кредиторов.

Keywords: prenuptial agreement, contesting the debtor's transaction, proper procedure for notifying creditors.

 

26.10.2002 г. в законную силу вступил Федеральный закон Российской Федерации № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный нормативно-правовой акт регламентирует все вопросы банкротства граждан и юридических лиц.

В последнее время процедура банкротства пользуется все большей и больше популярностью, судебная практика пополняется с каждым днем. Вопреки стереотипам банкротами становятся, в том числе, и вполне успешные люди. В зону риска могут попасть, например, руководители крупных компаний, которых привлекают к субсидиарной ответственности при банкротстве обществ, которыми они управляют.

Зачастую, оказавшись в сложной ситуации, муж и жена пытаются спасти семейное имущество, передав его от должника другому супругу используя такой правовой институт, как брачный договор. Но не всегда брачный договор заключается с целью сокрытия имущества должника, а лишь с целью урегулирования имущественных отношений между супругами. В таких случаях супруги боятся, что брачный договор не защитит имущество от кредиторов. Так ли это или иначе постараемся разобраться.

Ст. 61.2. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дает возможность кредиторам оспорить сделки должника, совершенные в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом, если такая сделка причиняет имущественный вред правам кредиторов.

Частой ссылкой кредиторов при оспаривании брачного договора является ст.46 СК РФ, в соответствии с которой супруг обязан уведомлять своего кредитора (кредиторов) о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора. При невыполнении данного условия может быть предусмотрена ответственность [1].

На самом деле процедура извещения кредиторов, при заключении брачного договора, недостаточно регламентирована в законодательстве РФ. Ст. 46 СК РФ носит общий характер, не является абсолютным гарантом прав и интересов кредиторов. В практике даже были попытки признать ст. 46 СК РФ неконституционной, так как она нарушает принцип правовой определенности, не конкретизирует порядок и сроки уведомления кредиторов [2].

С нашей точки зрения можно предложить 2 способа уведомления кредиторов. Первый вариант – это уведомление кредиторов в простой письменной форме с соблюдением правил статьи 165.1 ГК РФ. Второй вариант – это уведомление кредиторов через нотариуса, удостоверившего брачный договор, ссылаясь на ст. 86 Основ законодательства о нотариате.

Второй вариант является наиболее оптимальным для сторон, но возникают проблемы, связанные с добросовестностью супругов, которые предоставляют нотариусу информацию о своих кредиторах, так как у нотариуса нет возможности самостоятельно узнать количество кредиторов у того или иного лица. В этой связи остается неразрешенным вопрос, должен ли супруг нести какую-либо ответственность перед другим супругом за непредоставление полного списка кредиторов нотариусу.

Отношения между супругами могут быть разными, возникает вопрос, должны ли супруги контролировать друг другу при самостоятельном извещении кредиторов и как это реализовать на практике. Недобросовестный супруг может не уведомить своих кредиторов, а имеющееся в его собственности имущество продать, тогда, в случае появления кредитора, добросовестному супругу придется отвечать своим имуществом перед кредитором, так как он будет ссылаться на его не уведомление при заключении брачного договора.

Для решения данного законодательного пробела, с нашей точки зрения было бы целесообразно дополнить статью 46 СК РФ следующим подпунктом:

«1.1. Супруг, который при заключении брачного договора либо до или после его заключения дал другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения брачного договора, его исполнения или прекращения, обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку».

В таком случае каждый супруг письменно сообщает другому сведения о своих обязательствах и кредиторах. В некоторых странах супруги обязаны приложить список активов и пассивов к брачному договору, искажение информации в нем может повлечь признание такого договора недействительным полностью или в части.

Также законодательством РФ не урегулирован объем раскрытия положений брачного договора. Если исходить из буквального толкования ст. 46 СК, то действующее семейное законодательство лишь обязывает супруга информировать своего кредитора (кредиторов) о самом факте заключения, изменения или расторжения брачного договора, а о раскрытии самого содержания брачного договора речи не идет [3, с.88].

Считаем, что это неверный подход, так как отсутствие сведений о содержании брачного договора у кредиторов не гарантирует соблюдение его прав в полной мере.

Таким образом, следовало бы уточнить в ст. 46 СК РФ следующее:

«3. Надлежащим уведомлением кредиторов о заключении, об изменении или о расторжении брачного договора следует считать раскрытие содержания брачного договора».

Кредитные организации, в частности банки, ссылаются и на другие доводы, чтобы вернуть имущество в конкурсную массу и признать брачный договор недействительным. К таковым относится, злоупотребление должником правом при совершении оспариваемых сделок; мнимость сделки ввиду не осуществления правомочия собственника.

Какие же все-таки предосторожности нужно соблюсти для того, чтобы брачный договор нельзя было бы оспорить или признать недействительным. Во-первых, при заключении брачного договора надо исключить все возможные основания для признания брачного договора недействительным по гражданско-правовым основаниям. Далее необходимо исключить специальные банкротные основания (нотариальное заверение, заключение его за 3 года до процедуры банкротства, уведомление кредиторов о факте его заключения).

Как показал анализ положений, связанных с брачным договором, наше законодательство имеет еще некоторые недочеты и пробелы, которые создают неоднозначные трактовки в правоприменительной практике, поэтому было бы необходимо ввести вышеуказанные изменения в СК РФ для их устранения.

 

Список литературы:

  1. Постановление президиума Московского областного суда от 18.05.2011 № 141 по делу № 44г-41/11 // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2012 N 1178-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Стульникова Сергея Викторовича и Стульниковой Ольги Юрьевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 46 Семейного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»; Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3437-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Израиля Кримана Владимира на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 46 Семейного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Шершень Т.В. Брачный договор и гарантии прав кредиторов супруга-должника // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2007. №8 (13). С. 88.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.