Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(182)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Тулаева К.В. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКО – ПРАВОВУЮ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 12(182). URL: https://sibac.info/journal/student/182/245214 (дата обращения: 13.05.2024).

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОЛИТИКО – ПРАВОВУЮ ЖИЗНЬ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Тулаева Ксения Вадимовна

студент, юридический институт, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева,

РФ, г. Самара

АННОТАЦИЯ

Принятие христианства – один из начальных этапов длительного процесса христианизации Древней Руси [1]. Христианство, как одна из мировых религий и факт ее выбора, оказало влияние не только на положение Руси на международной арене, но и в значительной мере повлияло на внутреннюю проводимую политику князей, а некоторые нормы христианского вероучения нашли свое отражение в Древнерусском законодательстве. Целью работы является анализ памятников права Древней Руси и их сопоставление с Библией, как главного источника христианского учения, анализ влияния христианства на государственный и политический строй Древней Руси.

 

Ключевые слова: христианство, религия, государство и право, церковное право, монархия.

 

В период IX - X веков на обширных территориях от Балтийского моря до Царьграда приобретает значимость Днепровско-Волховский путь, по которому славянские племена вели активную торговлю с Византией, что обусловило их тесную связь во внешне экономических отношениях. Внешняя торговля занимала важное место в жизни Древнерусского общества, и как форма коммуникации определила вектор развития восточных славян, в том числе в плане культурном и духовном. Сотрудничество славян и византийцев являлось неотъемлемой составляющей для обеих сторон, именно сложившаяся христианско-греко-восточная культура византийцев, наложила свой отпечаток на формирование политико-правовой и духовно-культурной базы славянских племен.

О внутреннем устройстве славянских племен до момента Крещения Руси известно немного, однако из повести временных лет мы знаем, что: «…древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга…и браков у них не бывали… умыкали себе жен…имели же по две и по три жены» [2]. Более того, по данным археологической науки, Русы, совершали свои «жертвоприношения» там, где стоит огромный дуб: каждый приносил в жертву, что может, ведь так велел их обычай [3].

В эпоху родового строя возник самый известный языческий культ – культ предков, выражавшийся в погребальном обряде – тризне.  Таким образом, до принятия христианства, основным регулятором общественных отношений внутри славянских племен являлся обычай, не всегда отличавшийся нравственностью и моралью, в основном базировавшийся на языческом веровании.

В VIII – первой половине IX века на территории восточных славян сложилось особое общественное устройство - «военная демократия». Отныне вожди, которые ранее избирались благодаря своей мудрости и справедливости, превращаются в племенных князей, концентрируя все управление в своих руках. Сформировалась группа воинов, лично преданных князю. Эти люди небыли связаны с торговлей или земледелием, так как их добыча намного превышала итоги трудов земледельцев или торговцев в целом. Позже, выделяется знать, главными качествами которой стали мужество, сила, отвага, готовность вести военные действия. Именно поэтому, политическая власть, напрямую зависела от военных и организационных умений и талантов князя [4].

Принятие Христианства связано с именем Владимира I. В первые годы своего правления Владимир I произвел впечатление жестокого язычника, и об этом нам свидетельствует эпизод о захвате земли Ятвягов. Отрывок акцентирует внимание на не примирении с древними языческими культами крещеных христиан, считающих, что Бог един. Жертвоприношение и идолопоклонство виделись дикими обычаями и небыли поддержаны христианской частью населения [5].

Очередной задачей после принятия христианства во внутренней политике Руси стала реформа правовая [6]. Смертельная расправа всегда виделась проблемой в цивилизованном мире, в том числе и христианском. Зверски убитый не только лишался мирской жизни, но и лишался возможности спасти свою душу: жизнь – дар Божий, и она не может быть отнята человеком.

Для того, чтобы разобраться с вопросом о смертной казни, следует обратиться непосредственно к Священному писанию. Ветхозаветный Закон выносил смертный приговор, как наказание за следующие совершенные действия: убийство [Исход 21:12], похищение людей [Исход 21:16], скотоложство [Исход 22:19], прелюбодеяние [Левит 20:10], гомосексуализм [Левит 20:13], ложное провозглашение себя пророком [Второзаконие 13:5], проституцию, надругательство над женщиной [Второзаконие 22:4]. Однако, Господь Бог проявляет и спасает своей милостью грешников, и об этом нам свидетельствует отрывок о совершенном Давидом грехе. Давид прелюбодействовал, однако Господь, не отобрал у него жизни [1 Царств 11:1-5, 14-17; 2 Царств 12:13].  В священном писании сказано: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» [2 Царств. 12:13]. Интересен и другой отрывок: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» [Бытие 9:6]. Фактически, исходя из Бытие 9:6, мы наблюдаем упоминание смертельной расправы, однако в Иоанне 8:1 -11 говорится: «…Сказал Иисус: и Я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши».

Таким образом, анализируя положения Ветхого и Нового Заветов, можно сделать ряд выводов. Во-первых, действительно, существуют положения в Ветхом Завете, закрепляющие деяния, за которые следует смертная казнь. Во-вторых, нельзя отрицать того факта, что Господь Бог всемилостлив, и уже в «Нагорной проповеди» (Новый Завет) отвергается принцип Талиона (он оказывается «ветхостью») и карающая справедливость – «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому…» [Мф. 5:38-42]. Из этих положений понятно, что учения Ветхого Завета заменяются учениями о милосердии, которые должны стать базисом любых отношений в обществе, «ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай…заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» [Рим. 13: 1-7].

В правление Владимира I Святого, после Крещения Руси был издан Устав Церковный Владимира Святославовича о Церковных судах. Памятник права, обособил и закрепил положение о Церковном суде – «…И своим тиунам приказываю…ни судить без наместника владыки». Впервые на Руси, именно в данном памятнике церковного права установлена компетенция церковных судов. Мера наказания за несоблюдение церковного устава такова – «Если кто нарушит наш устав, таковым не иметь прощения от закона божьего…». Согласно Христианскому вероучению, после смерти, «каждому воздастся по делам его», именно это положение получило официальное закрепление в Уставе о церковных судах, ведь конечным итогом для христиан является Суд Божий. Только одному Богу известный истинные намерения грешника и его побуждения. Однако, мирское церковное судебное разбирательство имеет место быть, ибо сказано: «К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?» [1 Кор. 6:5]. Устав Владимира Святославовича о суде церковном стал первым церковным памятником права на Руси, и составил базу для дальнейшего развития церковного законодательства.

Библейские записи и учения нашли свое отражение в самом известном памятнике права Древней Руси – Русской Правде. При чтении Русской правды мы наблюдаем заимствование некоторых положений из Закона Моисеева. Так, в Законе Моисея сказано: «Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар» [Исход 22:6]. Русская правда содержит похожее положение, которое регламентируется ст. 83: «О гумне. Если кто подожжет гумно, то на изгнание и разграбление весь его дом, но сначала он должен выплатить за погубленное, а остальное его хозяйство князь конфискует. Такое же наказание, если кто подожжет двор». Сопоставляя 2 статьи, четко прослеживается возмещение ущерба (финансовое) лицом, однако, Русская Правда за поджег гумна наказание ужесточает.

В отношении причинения ранения человеку, между Законами Моисея и Русской Правдой существуют сходства. По Закону Моисея: «Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем…и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» [Исход 21:18-19]. Русская Правда гласит, ст.30: «Если кто ударит мечом, но не зарубит насмерть, то 3 гривны, а самому пострадавшему гривна за рану на лечение…». Анализируя данные положения, за похожие нарушения, и по Моисееву Закону, и по Русской правде, смертная казнь не применяется. Денежная компенсация пострадавшей стороне является единственной предусмотренной мерой возмещения ущерба.

Позже, на Руси распостранение получило Церковное право, выраженное в Церковном Уставе Ярослава Мудрого [7]. Во вступлении Ярослав Владимирович подчеркивает заимствование некоторых положений из Номоконома «…уяснил из греческого номоканона, каких тяжб не следует судить князю, ни его боярам, ни его судьям». Таким образом, подтверждается заимствование Византийских правовых норм, а также активно развивается особый правовой институт – Церковный суд и в принципе церковное право, в компетенцию которых входили дела о прелюбодеянии, личной обиде, имущественной обиде, духовные проступки, преступления против духовных лиц и монахов. Наказания по данному памятнику церковного права разнообразны. Среди них выделяется заключение в монастырь, штрафы, дополнительные наказания, налагаемые князем, епитимья, наказание жены мужем (ст. 36), несение ответственности перед митрополитом, отлучение от церкви. Влияние христианской религии значительно. Христианство сделало Древнерусские памятники права более гуманными. Так, наивысшая мера наказания по Русской Правде вместо смертной казни – поток и разграбление. По Церковному Уставу – заключение в монастырь и отлучение от церкви.

Влияние оказало христианство и на политическую сферу общества, касающуюся положения князя и высших сановных лиц. На Русь пришла духовная иерархия: в Киеве стал жить митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом. В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. Братия подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны, сформировав новое сословие.

Принятие Русью Христианства в значительной мере оказало влияние на природу царской власти, придав ей божественное обоснование. Сам Господь Бог наделил правительство возможностью властвовать, ведь: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» [Рим. 13: 1-14]. Именно поэтому «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»; «любовь не делает ближнему зла, итак любовь есть исполнение закона». Помимо этого, «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» [Рим. 13: 3- 4]. Фактически, Библия не только обязывает к почитанию властей, но и призывает самих властителей использовать все силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. За пределами этого смысла государства и власти быть не может. "Господь, - говорил пророк Самуил народу, - поставил над вами царя. Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и, будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, то рука Господа не будет против вас" (1 Цар. 12,13,14); "Если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете" (1 Цар. 12, 25). Именно царя Бог «сажает» на престол, именно царская власть учреждается Богом. Это подтверждается богоподобием царской власти, выражающееся в теологической теории происхождения государства и идеи монархической власти.

С принятием единой веры, Владимиром Святославовичем был установлен особый налог – «десятина» на содержание и поддержание церкви и монастырей. В период XI века при монастырях создаются богадельни для бедных, убогих, странников. О данных событиях мы читаем в житие преподобного Феодосия – «…Таково было милосердие великого отца нашего Феодосия…И поэтому построил двор около своего монастыря и церковь…и тут велел находиться нищим…из монастыря велел приносить им все необходимое — от всего имущества монастырского десятую часть отдавал им…» [8]. Позже, подобные места выделялись и в других монастырях. Таким образом, мы наблюдаем тесное сотрудничество церкви и государства, выражающееся в социальной политике с помощью участия духовенства. Возникает союз церкви и государства, формируется концепция богоустановленности власти монарха, происходит гуманизация всей системы наказаний в контексте христианской этики.

 

Список литературы:

  1. Поликарпов В. С. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
  2. Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л., 1950. — Ч. 1–2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ilibrary.ru/text/4339/p.1/index.html (дата обращения13.03.2022)
  3. Ивакин Г.Ю. Священный Дуб языческих славян // Археологические открытия 1976 года. – 1977.
  4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. – Москва: Издательство АСТ. - 2018.
  5. Летописец Нестор. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: URL: https://www.litmir.me/br/?b=17281&p=12 (дата обращения 13.03.2022)
  6. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. -  М.: АСТ, Астрель, 2006.
  7. Устав Владимира Святославовича о Церковных Судах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://litcey.ru/literatura/52579/index.html (дата обращения 13.03.2022)
  8. Житие преподобного Феодосия Печерского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://hram-sdr.ru/index.php?module=pages&id=365 (дата обращения 13.03.2022)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.