Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(182)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
FAMILY AS A PHILOSOPHICAL VALUE
Anastasia Kuznetsova
Student, Department of biology and chemistry, Kazan Federal university
Russia, Elabuga
Alsu Muratshina
Student, Department of biology and chemistry, Kazan Federal university
Russia, Elabuga
Ildar Valiev
scientific adviser, Candidate of philosophical sciences, associate professor, Kazan Federal university,
Russia, Elabuga
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыта социальная значимость семьи не только в качестве исследовательской, но и нравственно-практической задачи. Современные требования социума ежедневно подвергают испытанию основные морально-нравственные устои и ценности. Сегодня философское осмысление брака и семьи переживает настоящее потрясение. Антропологический кризис, развернувшийся в условиях глобальной информационной трансформации, влечет за собой либо поиск новых путей выживания и развития, либо разрушение цивилизации. Делается вывод о необходимости создания целостной концепции семьи как многоаспектной социальной составляющей, базирующейся на духовной гармонии и социальной ответственности.
ABSTRACT
The article reveals the social significance of the family not only as a research, but also as a moral and practical task. The modern demands of society daily test the basic moral foundations and values. Today, the philosophical understanding of marriage and family is undergoing a real shock. The anthropological crisis unfolding in the context of global information transformation entails either the search for new ways of survival and development, or the destruction of civilization. It is concluded that it is necessary to create a holistic concept of the family as a multidimensional social component based on spiritual harmony and social responsibility.
Ключевые слова: семья, брак, ценность, общество, философия, нравственность.
Keywords: family, marriage, value, society, philosophy, morality.
Актуальность исследования обусловлена современным изменением роли семьи как основополагающего элемента гуманистической философии. Непрерывное давление многообразных внешних факторов современного этапа развития гражданского общества подвергает деформации сознание и нравственность, а нарушение основополагающих ценностей ведет к распаду личности и общества.
Цель работы: философский анализ семьи как ценностной ориентации, необходимой для достижения сбалансированного общества.
Методы исследования: анализ и синтез, анализ литературы, наблюдение, системный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в формулировке основных положений философского осмысления института семьи, без которого невозможно достижение гармоничного развития личности и общества.
Результаты и обсуждение. Несмотря на многообразие представлений о семье, большинство исследователей дает комплексное определение этого понятия: «Семья – это социальный институт, являющийся базовой ячейкой общества и характеризующийся признаками: добровольность вступления в брак; общность быта членов семьи; брачные отношения; рождение и воспитание детей» [2]. Под семьей также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребенком.
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. «На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные требования. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития» [2].
Семья – это сообщество, включающее супругов и их детей, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной и правовой ответственностью. Семья создается на основе брака, родства, усыновления и удочерения, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.
Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, «под семьей понимается группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (который понимается как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами» [1].
В праве под семьей понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства.
В философии семья также предстает как «системная единица общества, как модель взаимодействия личности и общества. Ценностно-гуманистическая парадигма делает актуальным исследование семьи в ее историческом генезисе в современности, где ее ценность постепенно утрачивается» [2].
Последние политические «инициативы российского правительства, введение национального проекта, касающегося демографической политики государства, внедрение материнского капитала явились вынужденным ответом на очевидные просчеты политики государства в отношении института семьи в предшествующий период развития российской истории. Системный социальный кризис, получивший подкрепление в сокращении национального культурного поля под влиянием массовой культуры западного образца, способствовал тому, что вслед за развитыми странами Запада в России стали распространяться такие явления, как уменьшение общей численности браков, увеличение количества нерегистрируемых партнерских союзов, популярность поздних браков, позднее рождение детей и преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности, и, наконец, перенос акцента на расширение возможностей личного материального благополучия, нежели на создание семьи» [2]. Эти изменения привели пониманию кризиса так называемой «нуклеарной семьи – семьи из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей» [1] и мировоззренческому переосмыслению шаблона семьи.
Новая экономика, информационная культура в социальном разрезе произвели перелом и в общественном институте брака и семьи. Механизм трансформации семьи составляет отдельный комплекс философского осмысления института семейных отношений. Сложная социально-экономическая, демографическая, культурная и духовная ситуация усугубляется динамичной пропагандой антиценностей в интернете и соцсетях.
Вывод.
Проведенное исследование указывает на необходимость создания целостной концепции семьи как социальной ценности с учетом ее многофакторности, принципов саморазвития (биологических, культурных, экономических) и внутреннего взаимодействия, основанного на духовной гармонии субъективного и объективного в семье. Учитывая важность обоснования непреходящей социальной ценности семьи в контексте стабильности исторического бытия, ее способность сохранить для индивидуума человеческое существование независимо от любых кризисных ситуаций и социальных трансформаций, философское осмысление института брака и семьи сегодня становится особенно актуальным.
Список литературы:
- Безнощенко, Е. А. Семья как социальная ценность: философский анализ: специальность 09.00.11 «Социальная философия»: автореферат дисс. к.ф.н. / Безнощенко Елена Алексеевна. – Москва, 2010. – 20 с.
- Семья. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семья (дата обращения: 21.02.2022).
Оставить комментарий