Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(178)

Рубрика журнала: Физика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Мустафина И.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 8(178). URL: https://sibac.info/journal/student/178/243052 (дата обращения: 22.09.2024).

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИКЕ

Мустафина Индира Фаритовна

студент, кафедра физики и технических дисциплин, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

Арискин Владимир Геннадьевич

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова,

РФ, г. Ульяновск

APPLICATION OF DIDACTIC GAMES IN THE PROCESS OF TEACHING SCHOOLCHILDREN IN PHYSICS

 

Indira Mustafina

Student, Department of Physics and Technical Disciplines, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Russia, Ulyanovsk

Vladimir Ariskin

scientific supervisor, Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье по результатам проведенного педагогического эксперимента было показано и доказано, что применение дидактических игр положительно отразилось на оценках детей экспериментальной группы. В заключение сделан вывод: применение различных нестандартных методов и способов обучения приводит к повышению заинтересованности в предмете со стороны школьников, что подтверждено итоговым контролем.

ABSTRACT

In this article, based on the results of the pedagogical experiment, it was shown and proved that the use of didactic games had a positive effect on the assessments of the children in the experimental group. In conclusion, it was concluded that the use of various non-standard methods and ways of teaching leads to an increase in interest in the subject on the part of schoolchildren, which is confirmed by the final control.

 

Ключевые слова: образование, дидактическая игра, активизация познавательной деятельности.

Keywords: education, didactic game, activation of cognitive activity.

 

Ежегодные нововведения и социальные изменения, происходящие в стране и образовании, ставят перед школой новые и новые задачи, главной из которых является прививание интереса к предмету и активации творческой деятельности школьников. Не просто так каждый год пополняется список крупных олимпиад, грантов, конкурсов [2].

Успешное выполнение поставленной задачи может достигаться путем включения учащихся в систему различных видов деятельности, которые характеризуются осознанной потребностью в усвоении новых знаний и умений, высокой мотивацией.

Основные виды деятельности учащихся – общение (заключается в обмене информацией между людьми), труд (игра и учение — подготовка к труду и произошли из труда), учение (исторически обусловленный вид деятельности, отвечающий потребностям общества в образованных людях и в развитии их сознания), игра (вызывает у детей повышенное внимание к отдельным предметам). Одним из самых эффективных путей формирования у учащихся познавательного интереса – организация игровой деятельности [5].

Еще один способ стимулирования интереса – использование дидактического раздаточного материала. дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всем классом (группой).

По сей день, важной проблемой нынешней системы обучения состоит в необходимость заинтересовать школьников определенным предметом, повысить их активность и уровень усвоения новых знаний на уроках.

Актуальность: в современном мире существует множество отвлекающих факторов, которые перехватывают внимание детей и подростков, отвлекая тем самым их от процесса обучения. Несмотря на общую признанность игрового метода обучения, эта тема остается малоизученной, что связано с неимением соответствующих технологий разработки дидактических игр и недооценкой значимости этих составляющих. Научная новизна работы связана разработкой новых подходов и с совершенствованием методов и способов применения дидактических игр на уроках физики. Оборудование современных школ позволяет применять компьютерные версии дидактических игр в виде программ на планшетах, ноутбуках и т.д.

Как отмечалось ранее, одной из актуальных проблем современной методики преподавания является применение игровых технологий в процессе преподавания учебных дисциплин. Это вызвано рядом факторов. Во-первых, интенсивность учебного процесса ставит перед учителем задачу поддерживания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и их активной деятельности на протяжении всего занятия. Во-вторых, одной их главных проблем преподавания является вовлечение ученика в устную работу для раскрытия коммуникативной функции языка, позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, повышающего мотивацию к обучению предмета [4].

Применение игровой деятельности на уроке несет в себе ряд преимуществ по сравнению с другими формами обучения: она ориентирована на обучение, не имеет принуждения, индивидуализирована для каждого ученика, обучает и воспитывает в коллективе и при помощи коллектива, развивает психические функции и способности. Это учение с увлечением [3].

Экспериментальное исследование возможностей повышения качества обучения за счет применения дидактических игр и дидактического раздаточного материала было проведено в период прохождения педагогической практики на базе одной из школ города Ульяновска. Объектом данного эксперимента является 10 класс, состоящий из 23 человек.

Гипотеза: предполагается что, если в процессе обучения школьников физике применять дидактические игры, то увеличится их интерес к предмету, что приведет к повышению общего уровня знаний и повышению уровня оценок.

На констатирующем этапе мы провели диагностику для выявления исходного уровня знаний по физике в 10 классах средней школы. Был проведен тест по темам «Кинематика, динамика, статика» [1], направленный на определение начального уровня знаний. Для этого использовали задание на знания теоретической части материала.

На вводном тестировании присутствовали 19 человек из 23 учащихся 10 «Б» класса и 21 человек из 23 учащийся 10 «А» класса. Полученные оценки показаны в процентном соотношение на рисунке 1:

 

Рисунок 1. Распределение оценок за вводное тестирование

 

Таким образом можно сделать вывод, что общий уровень знаний учеников 10 «Б» класса находится на среднем уровне. Больше половины класса получили оценки «3» и «2», что показывает достаточно низкий уровень необходимых знаний.

На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент, задача которого – повысить уровень знаний учащихся, средний уровень обучаемости и качество знаний за счет применения в процессе проведения урока дидактических игр.

После входного тестирования были проведены 12 занятий. Каждый урок рассчитан на 40 минут. Для экспериментальной группы на 6 из 12 уроков были применены дидактические игры. Для контрольной группы все занятия проводились по стандартному плану без дидактических игр.

Итоговая часть эксперимента проведена в форме контрольной работы по разделу «Механика». Результаты контрольной работы в 10 «Б» и 10 «А» классах соответственно отображены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты контрольной работы по разделу «Механика» в 10 «Б» и 10 «А» классах

 

По результатам контрольной работы средний балл в 10 «А» классе (контрольная группа) составил 3,96 балла., средний балл в 10 «Б» классе (экспериментальная группа) составил 4,09 балла.

Вывод: На основании вышеприведенных расчетов, мы делаем вывод о том, что наша гипотеза об эффективности применения дидактических игр и дидактического раздаточного материала в целях увеличения интереса обучающихся к предмету физики и повышении общего уровня знаний и оценок достоверна и доказана в ходе педагогического эксперимента.

Заключение: В современной системе образования у учителей-предметников есть множество способов заинтересовать ребенка в своем предмете, но не все учителя этим пользуются. Наше исследование показало, что применение различных нестандартных методов и способов обучения приводит к повышению заинтересованности в предмете со стороны школьников.

 

Список литературы:

  1. Акулова О.В. Возможности школьного учебника для разработки ситуационных задач / Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. С. 36-39.
  2. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. - 250 с.
  3. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога).– М., Политиздат, 1975 г.– 399 с
  4. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
  5.  Зверев В.А. Учет психологических особенностей учащихся //Физика в школе. 2005, № 2.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.