Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(173)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Ледюкова Е.А. СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 3(173). URL: https://sibac.info/journal/student/173/240252 (дата обращения: 13.11.2024).

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ледюкова Елена Алексеевна

магистрант второго года, факультет психологии, Самарский филиал Московского городского педагогического университета,

РФ, г. Самара

Родионова Ольга Геннадевна

научный руководитель,

канд. псих. наук, доц., Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Самара

FAMILY FACTORS OF EATING DISORDERS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Elena Ledyukova

second-year master's student of the Faculty of Psychology, Samara branch of the Moscow State Pedagogical University,

Russia, Samara

Olga Rodionova

scientific adviser, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Moscow City Pedagogical University,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Пищевое поведение начинает формироваться у детей практически сразу после рождения и главную роль в этом процессе играют родители. Первые несколько лет своей жизни ребенок питается в семье, в ней складываются его вкусовые предпочтения и установки. Если родители включают в рацион ребенка много высокоэнергетических продуктов, богатых жирами и углеводами, в последующем он сам будет предпочитать подобную пищу более здоровой, молочной и растительной. Важным для своевременной профилактики является анализ семейных истоков формирования пищевого поведения и его нарушений.

ABSTRACT

Eating behavior begins to form in children almost immediately after birth and the main role in this process is played by parents. For the first few years of his life, the child eats in the family, his taste preferences and attitudes are formed in it. If parents include a lot of high-energy foods rich in fats and carbohydrates in the child's diet, in the future he himself will prefer such foods more healthy, dairy and vegetable. It is important for timely prevention to analyze the family origins of the formation of eating behavior and its disorders.

 

Ключевые слова: пищевое поведения, гиперпротекция, воспитательная неуверенность, эмоциогенное, экстернальное, ограничительное пищевое поведение.

Keywords: eating behavior, hyperprotection, educational insecurity, emotionogenic, external, restrictive eating behavior.

 

Формирование пищевого поведения представляет собой биологически и социально обусловленный процесс, в связи с чем причины возникновения того или иного поведения принято рассматривать комплексно [2]. Фактор риска - это переменная, которая предсказывает наступление неблагоприятного исхода у лиц, изначально свободных от этого состояния. Изучению факторов риска нарушения пищевого поведения посвящено большое количество исследований [5].

Выбор продуктов питания, количество пищи, время приема пищи или, другими словами, правила питания устанавливаются социальными группами. Таким образом, социальное окружение предлагает детям запрограммированное питание. В этом случае дети едят не только из-за чувства голода, но и по внушению окружающей среды и социального контекста [4].

Пищевое поведение детей во многом зависит от поведения членов семьи, семейных пищевых привычек, социально-экономических факторов, влияющих на жизнь семьи, внешних воздействий - рекламы, промоакций, направленных на продвижение продуктов питания [1]. Так называемое семейное пищевое поведение и его передача, играют важную роль в формировании пищевого поведения детей. Дети учатся через наблюдение и подражание, а также моделируя поведение своих родителей. У детей с избыточным весом и ожирением родители передают свой стиль питания и влияют на пищевое поведение своих детей с помощью конкретных инструкций или подкреплений [3].

Нами было проведено исследование семейных факторов формирования пищевого поведения младших школьников. Выборку исследования составили 30 младших школьников с нормальным (ИМТ<21, 16 человек) и избыточным (ИМТ>21, 14 человек) весом и 30 их родителей (в основном матерей). Для исследования была составлена анкета и использована методика «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные. На вопрос «Любишь ли ты перекусить что-нибудь вкусненькое после школы?» все дети обеих групп ответили положительно. Этот вопрос показывает, что эмоциогенное пищевое поведение в той или иной мере свойственно всем детям, т.е. ожидание вкусной еды после учебного дня свойственно всем младшим школьникам, поскольку позволяет быстро получить положительные эмоции и снять напряжение учебного дня.

Вопрос «Когда ты видишь красивую, вкусно пахнущую еду, тебе трудно удержаться, чтобы не съесть сразу много?» направлен на выявление экстернального пищевого поведения, детерминированного внешним видом и привлекательным запахом пищи. Почти для 70% детей с избыточным весом красивая и приятно пахнущая еда является практически непреодолимым стимулом к ее употреблению, даже если они не очень голодны в этот момент. В контрольной группе количество таких детей несколько меньше, чем в экспериментальной, но, тем не менее, больше половины группы. Вид еды не имеет значения только для 21,3% детей контрольной группы, в экспериментальной группе детей, равнодушных к виду пищи, нет. При этом различия между группами не подтверждены статистически.

На выявление ограничительного пищевого поведения направлен вопрос анкеты «Ты стараешься ограничивать себя в еде?». Около 40% детей с избыточным весом и около 30% детей с нормальным весом не ограничивают себя в еде и получают удовольствие от нее без угрызений совести и мыслей о полезности или вредности питания. Скорее всего, это связано с тем, что и их родители дома не придерживаются каких-либо ограничений в пище. Постоянный контроль своего пищевого поведения отмечается у 9% детей экспериментальной и 36,1% детей контрольной группы. Это различие подтверждено статистически (φ*=2,12, при р<0,05) и свидетельствует о том, что третья часть группы детей с нормальным весом постоянно контролирует свое питание, стараясь есть полезные продукты и не переедать и это, скорее всего, связано с традициями питания их семьи и установками родителей на полезное питание.

В группе детей с избыточным весом 75,6% родителей (прародителей) считает, что ребенку нужно накладывать много еды на тарелку и желательно, чтобы вся еда была съедена. В контрольной группе, напротив, 71% родителей считает, что порции должны быть небольшими, что необходимо следить за своим весом, есть правильную и полезную пищу маленькими порциями. Различия между группами подтверждены статистически (φ*=2,64, при р<0,01).

Было выявлено, что в семьях детей экспериментальной группы 82% едят перед телевизором и 44% во время еды обсуждают прошедший день. В семьях детей контрольной группы 64% во время еды смотрят телевизор и 71% делится впечатлениями от прошедшего дня. В большинстве семей прием пищи ритуализирован, связан с совместным провождением времени, с общением.

В обеих группах среди пищевых предпочтений детей преобладают блюда, богатые жирами и углеводами. Учитывая, что эта пища регулярно готовится в семьях, она формирует вкус детей к еде и определяет их выбор продуктов питания в будущем. Сравнение двух групп показывает, что в семьях детей с нормальным весом делаются попытки приучить ребенка к продуктам молочного и растительного происхождения, поэтому дети наряду с мясными и сладкими блюдами употребляют также творог, яйца, овощи и фрукты.

Среди близких родственников (отец, мать) избыточный вес отмечают 88,2% детей экспериментальной группы и 56,8% детей контрольной группы. Это различие подтверждено статистически (φ*=1,93, при р<0,05). Соответственно, генетическая предрасположенность играет большую роль в появлении у детей избыточного веса при наличии ряда дополнительных факторов.

Качественный анализ данных методики АСВ показывает, что в экспериментальной группе показатели гиперпротекции в воспитании значительно выше, чем показатели гипопротекции, то есть родители детей с избыточным весом склонны чрезмерно опекать своих детей, что может носить форму бесконтрольного удовлетворения всех их потребностей и желаний. В контрольной группе отмечаются аналогичные особенности процесса воспитания, но выраженность гиперпротекции и чрезмерного удовлетворения потребностей ниже, чем в экспериментальной группе, что подтверждено статистически (U=42,0, при р<0,003 и U=56,5, при р<0,019). Кроме того, статистически значимые различия приходятся на шкалы недостаточность запретов и недостаточность санкций (U=41,0, при р<0,002 и U=47,0, при р<0,006), показатели которых у родителей детей с избыточным весом хоть и не достигают пороговых значений, однако значимо выше, чем у родителей детей с нормальным весом.

Соответственно, согласно полученным результатам, в семьях детей с избыточным весом родители в большей степени склонны к гиперпротекции и бесконтрольному удовлетворению потребностей детей и в меньшей степени к наложению запретов и использованию наказаний, чем в семьях детей с нормальным весом.

У родителей детей с избыточным весом отмечаются высокие показатели воспитательной неуверенности. В таких семьях происходит перераспределение власти между родителями и ребенком и последний часто пользуется этой слабостью родителей, диктуя свои условия. Обычно при таком подходе к воспитанию ребенку удается получить от родителей все, что он хочет, обойти любые ограничения.

Итак, формирование пищевого поведения младших школьников в первую очередь определяется пищевыми традициями семьи и установками близких родственников. Такие особенности семейного воспитания, как потворствующая гиперпротекция, чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка, отсутствие ограничений и санкций, воспитательная неуверенность родителей способствуют формированию отклоняющегося пищевого поведения.

 

Список литературы:

  1. Комиссарова М.Ю., Новикова В.П. Пищевое поведение и особенности питания у детей с ожирением // Актуальные вопросы оздоровления детей и подростков. – СПб., 2014. - С. 70-93.
  2. Мясникова О.В. Особенности детско-родительских отношений как фактор риска в контексте нарушений пищевого поведения у девочек-подростков // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 66-83.
  3. Puder J.J., Munsch S. Psychological correlates of childhood obesity // International journal of obesity. – 2010. – Vol. 34, №. 2. – Р. S37-S43.
  4. Ramos M., Stein L. M. Development children’s eating behavior // J Pediatr (Rio J). – 2000. – Vol. 76, №. Supl 3. – С. 229-237.
  5. Stice E. et al. Psychological and Behavioral Risk Factors for Obesity Onset in Adolescent Girls: A Prospective Study // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 2005. – Vol. 73, №. 2. – Р. 195-202.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.