Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(172)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Склокина К.А. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ-НОСИТЕЛЕЙ «ПАМЯТИ МЕСТА» (GENIUS LOCI) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 2(172). URL: https://sibac.info/journal/student/172/239153 (дата обращения: 28.03.2024).

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ-НОСИТЕЛЕЙ «ПАМЯТИ МЕСТА» (GENIUS LOCI)

Склокина Ксения Александровна

студент, кафедра архитектурного и градостроительного наследия, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

CLASSIFICATION OF OBJECTS-CARRIERS OF MEMORY OF THE PLACE (GENIUS LOCI)

 

Ksenia Sklokina

student, Department of Reconstruction and restoration of architectural heritage, Saint Petersburg university of architecture and civil engineering,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется понятие «памяти места» и объекты, которые могут выступать в роли его носителей. Приведена классификация таких объектов. Выделены те особенности, по которым можно соотнести эти объекты в ту или иную категорию. Рассматриваются существующие примеры работы с «памятью места».

ABSTRACT

The paper is devoted to the concept of “memory of the place” and the objects, which can be used as carriers of it. The classification was given to that kind of the objects. The features was highlighted and they can be used to classify such type of objects. The methods, which can be used in the design of projects, are considered.

 

Ключевые слова: память места; genius loci; дух места; память; классификация объектов-носителей; восприятие места.

Keywords: the memory of the place; genius loci; the spirit of the place; the memory; the classification of the objects-carriers; the sense of the place.

 

Исследователями доказано, что от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит 90 % информации, которую мы получаем. Или, другими словами, мы всегда смотрим на объекты, проводя различные ассоциации. Они и помогают нам запомнить вещи на 80 % эффективнее, чем без них. Некоторые из ассоциативных рядов бывают персональными, некоторые социальными или исторически сложившимися. Но на самом деле каждый из предметов окружающего мира уже содержит в себе свой собственный genius loci. Широкая природа возникновения «памяти места» приводит к тому, что одного конкретного типа объектов-носителей выделить невозможно. Их разнообразие и рассматривается в данной статье.

Существует огромное количество подходов к определению объектов, которые могут сохранять и нести в себе «память места», поэтому необходимо выделить единую систему этих вещей-носителей.  Учитывая опыт П.Нора, его разделение памятников на переносные, топографические, туристические места, монументальные, «великие события», архитектурные, современную концепцию нарратизированного пространства, классификации памятников по их видам (личность, дата, событие, символ-вещь), будет логичным систематизировать имеющиеся объекты в том числе и по признакам их происхождения (созданные человеком или природой), степени сохранности, их первостепенной функции.

На основе изученного материала предлагается следующая классификация объектов-носителей места:

- Руинированные (руины как сами объекты-носители, а также места, где произошла утрата здания или сооружения, но оно используется как мемориал)

- Природные (места, связанные с активным взаимодействием человека и природы – шахты, сопки, терриконы)

- Индустриальные (рабочие инструменты и механизмы, транспортные средства, недвижимые здания и сооружения)

- Представленные в искусстве (пейзажная живопись, музыкальные произведения, фотографии и фильмы)

- Городские (существующие в контексте города: объекты-символы города, названия улиц, достопримечательные места)

Рассмотрим каждую группу более подробно. Несомненно, руины различных зданий и сооружений являются хранителями «памяти места». Они остались на своем изначальном месте, пережили различный катастрофы и катаклизмы и могут продемонстрировать что же было на территории, показать, как быстротечно Время. Не зря же в эпоху Возрождения на многих полотнах особое внимание уделялось изображению руин, их романтизации. Остатки бывалого величия очень трудно угадываются в руинах, которые раскрывают археологи. Некоторые руинированые памятники находятся в жарких климатических условиях, что с одной стороны обеспечивает их сохранность и медленное разрушение, с другой стороны очень маленькое количество желающих наблюдать раскрытия на протяжении нескольких часов. Такие ситуации сложны для работы с ними, потому что такие объекты неинтересны для непрофессионалов, обычным посетителям без подготовки сложно узнать, что за построение было на этом месте, а представить недостающие фрагменты и прочувствовать «дух места» тем более. Такая проблема порождает множество способов работы с такими объектами. Один из подходов к работе с руинами и демонстрации их значения для данного места заключается в дополнении утраченных частей графическими или цифровыми методами. Наглядным примером служит Heidentor (Heathens’ Gate) в месте Петронелль-Карнунум. Руины триумфальной арки ограждены и на отдалении стоит информативная табличка с описанием истории места и графическим рисунком ворот. При нахождении на определенном месте, рисунок совпадает с руинами и наглядно демонстрирует что было, а что есть.

Следующая группа объектов-носителей «памяти места» – природные. Пейзаж является важной составляющей территории.  В некоторых случаях он настолько самоценен, что сооружение каких-либо дополнительный зданий не нужно. Например, терриконы в донецком угольном бассейне одно из явлений промышленного пейзажа Терриконы привлекают фотографов, исследователей и путешественников. Многие уже и не могут представить себе пейзаж без этих величественных великанов. Что же будет если их убрать? Естественно, память места пострадает. Местные жители поколениями наблюдали эти отвалы, многие из них были связаны с производством, а путешественники по силуэту могли считать, чем занимается этот регион. Таким образом, терриконы являются важнейшей составляющей своей территории, несут множество смыслов.

Индустриальная группа, это все то, что связано с производством. Начиная от молотка и доменной печи и заканчивая целыми зданиями заводов. Эти объекты ценны потому, что позволяют сохранить и продемонстрировать утраченные технологии производства и промышленную культуру определенного времени. Во многих городах демонстрируют различные механизмы плотин, которые сейчас уже не используются, но когда-то были расположены именно на этом месте и приносили пользу обществу. В Екатеринбурге, который зарождался именно как город-завод, сердцем была плотина и завод, построенный на ней, типичное для   XVIII века строительство. Сегодня же в центре современного города сделана экспозиция механизмов уральских заводов под открытом небом. Это демонстрирует историческую роль города, подчеркивает, что именно отсюда он начал свою жизнь. Некоторые заводы полностью музефицируют свое пространство и производство с целью наглядно показать, что же здесь было, например, Демидовский завод-музей в Нижнем Тагиле или научно-приключенческий центр Magna в Ротерхэме. В последнем даже проводят спектакли с использованием всех четырех стихий для демонстрации работы механизмов.

Многие важные вещи и символы эпохи представлены в искусстве. Желание сохранить образ чего-то дорого сердцу прослеживается на протяжении многих веков. Например, картина Ван Гога «Ночная терраса кафе». На ней изображено светящееся кафе на фоне звездного неба, сентябрьский вечер на площади Форум в центре города. Сегодня это кафе можно наблюдать как раз таким, каким когда-то его рисовал художник. Люди понимают значимость этого места для мировой культуры и как дорого стоит увидеть своими глазами то, что несколько десятилетий назад писал гений. Таким образом, можно соприкоснуться с genius loci этого места. Очень важно, что владельцы не внесли никаких изменений в облик кафе, но и демонстрируют свою связь с искусством, называя кафе Café La Nuit, или Café van Gogh.

Существуют многочисленные онлайн проекты, когда совмещают кадр из фильма и то, место где он снимался. Такие точки на карте города становятся местами паломничества многих людей, при этом они обретают свою собственную неповторимую атмосферу, благодаря репрезентации в искусстве. Теперь уже никто не пройдет так просто мимо дома с адресом Бейкер-стрит 221б, хотя в нем жил вымышленный персонаж. Дух приключений, загадок и гениального детектива теперь прочно связан с этим местом.

Некоторые носители «духа места» существуют только в контексте города. Названия улиц помогают осмыслить коммеративную историю страны. Что люди считали необходимым сохранять и передавать следующим поколениям. Очень часто названия улиц сохраняют в памяти горожан важные события или утраченные места. Например, название улицы Церковная наводит на мысль, что рядом была церковь или ярморочная (когда-то проводили ярмарки именно здесь), таким образом транслируется «память места». Существует также набор знаковых мест города, известных жителям города и не только им, формирует базовую структуру коллективной идентичности городского сообщества. Например, Исаакиевский собор или Петропавловская крепость значимы не только для петербуржцев, но и для жителей всей страны, и когда люди посещают достопримечательные места они чувствуют эту ценность.

Практическая ценность данной классификации заключается в том, что имея более широкое представление о такое теме как «память места» архитекторы и не только, будут более бережно относиться к таким объектам в своих проектах, уделять им внимание, раскрывать смыслы территорий, с которыми они работают. Общественность сможет для себя понять, что не только материальная составляющая территорий важна, но и то, нематериальное что они в себе несут.

Что касается того, что у каждого человека может быть связано свое воспоминание с каким-то конкретным местом (личные и семейные воспоминания), то такое взаимодействие человека и места можно рассмотреть с двух сторон.  С одной стороны, естественно для каждого из нас определенное место несет свои воспоминания и необязательно, что наша индивидуальная память будет совпадать с коллективной, с той что будет храниться в веках. Это значит, что человек настолько наполнил своим смыслом территорию, что изначальный отошел на второй план. Такая многоплановость характерна для многих достопримечательностей или объектов, которые существуют на протяжении многих веков. Например, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, может восприниматься как ансамбль XVIII века и имперский Петербург, место революционных событий или центр второй столицы России, где кипит жизнь современного мегаполиса. С другой стороны - это и есть тот genius loci, который ищут исследователи. Ведь именно из индивидуальных воспоминаний складывается общее отношение к месту, его истории. Наше восприятие определенных мест, повлияет на восприятие наших потомков и т. д.

Существует критическое мнение, а нужно ли присутствовать желающим на раскопах, наблюдать руинированные объекты. Как было отмечено ранее, именно дополнительная работа с такими объектами делает их интересными и значимыми для посетителей.  Различные графические дополнение на табличках, световые инсталляции на месте утраченных объектов, демонстрация руин и их включения в новую архитектурную среду (Новый музей Акрополя, Афины) – все это поможет почувствовать уже имеющийся genius loci в этих объектах, раскроет его. Ведь очень часто люди игнорируют руинированые объекты именно из-за того, что не понимают их ценность.

Некоторые исследователи предлагают разделять объекты-носители по размерам: ставить в один ряд доменную печь и завод, а не печь и молоток. Но ведь не столько важен размер объекта, сколько его первичная функция для чего он служил. Тогда и печь, и молоток естественным образом объединяются в одну группу, потому что они являются инструментами производства, тогда как завод – это здание, место производства.

Классифицировать памятники, поставленные на месте значимых событий, можно различными подходами. Некоторые из них можно отнести к категории руинированных, так как они устанавливаются на местах, где произошла утрата или разрушение какого-либо объекта, и нам ценны именно сами руины и смысл утраты, которое они репрезентуют. Различные памятные высоты, дуги или, например, Ладожское озеро (Дорога жизни) естественно относятся к категории природных объектов. На их естественное происхождение уже человек накладывает смысл, события, которые имели место произойти именно здесь. И в-третьих, такие объекты можно отнести к городским объектам. Например, известные всем отметки на колонне Исаакиевского собора от обстрела во время Блокады 1941-1944 годов, которые были сохранены, как вечное напоминание о событиях, произошедших в городе. Или мемориалы, к которым каждую памятную дату приходят люди почтить память, существуют в контексте города, и именно для города и горожан они были возведены.

Климатические условия, географическое положение города, даже сами жители - все это влияет на память места. Через объекты-носители мы воспринимаем дух места, его атмосферу. Ассоциации и символы, полученные собственным опытом или благодаря социальному взаимодействию, прочно закрепляются в нашем сознании. Например, упоминая Санкт-Петербург часто добавляется прилагательное дождливый, Италия чаще всего для нас солнечная, а Германия и немцы воспринимаются как, что-то очень точное, надежное («немецкое качество»). Поэтому эти предубеждения, ассоциации влияют на нас, когда мы посещаем те или иные места. Мы как-бы воспринимаем территорию через калейдоскоп уже услышанного или увиденного о ней раннее и именно так, мы воспринимаем дух места.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждая территория имеет не только материальные характеристики, но и нематериальные, которые в свою очередь достаточно часто превалируют в значимости и ценности. Их особенности должны демонстрироваться для поддержания genius loci. Корректная работа с такими объектами, не только обогатит архитектурные проекты, но и поможет простым наблюдателям понять историю места и окружения, в котором этот объект находится. Осознанный подход к работе с объектами-носителями и территориями, на которых они расположены, является перспективным направлением не только для архитектуры, но и для градостроительства и дизайна.

 

Список литературы:

  1. Антонова Н.Е. «Дух места» как предмет охраны// Academia. Архитектура и строительство.-2015. [электронный ресурс] Электронная библиотека. — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duh-mesta-kak-predmet-ohrany (дата обращения 12.11.2021)
  2. Димке Д.А., Руденко Н.И. Когда история дает сдачи: городские пространства и память вещей. [электронный ресурс] Электронная библиотека — Режим доступа. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30753705  (дата обращения 12.11.2021)
  3. Емельянова Н.А. Вещь и память в структуре образа города. [электронный ресурс] Электронная библиотека. — Режим доступа. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43844585 (дата обращения 12.11.2021)
  4. Мысливец Н. Л. Память о прошлом в пространстве современного города. Н. Л. Мысливец. Социологический альманах. Вып. 9. – Минск: Беларуская навука, 2018. – С. 107-114.
  5. Шуб М.Л. Улица как место памяти индустриального города: от локальной истории к героической личности. //Сборник научных трудов II Всероссийской (национальной) научной конференции. Под общей редакцией В.А. Жилиной. 2020 С 44-46

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.