Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(172)

Рубрика журнала: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Кучергин Н.И. ОСОБЕННОСТИ МАРИЙСКОГО ЯЗЫЧЕСКОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 2(172). URL: https://sibac.info/journal/student/172/238917 (дата обращения: 23.09.2024).

ОСОБЕННОСТИ МАРИЙСКОГО ЯЗЫЧЕСКОГО ЦЕЛИТЕЛЬСТВА

Кучергин Никита Иванович

студент бакалавриата, кафедра БЖД, институт строительства и архитектуры (ИСА), Поволжский государственный технологический университет

РФ, г. Йошкар-Ола

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена национальной, традиционной культуре народа мари, проживающего на территории Республики Марий Эл. В исследовании представлены элементы языческого целительства, которые тесно взаимосвязаны с национальной религиозной системой марийцев. Этот вариант языческой религии относится к одной из старейших религий на территории России, складывающейся на протяжении столетий и составляющей ту часть материальной и духовной культуры, которая направлена на поддержание существования этноса.

 

Ключевые слова: этномедицина, марийцы, религиозная система, язычество, обряд, сакральные тексты.

 

Республика Марий Эл притягивает к себе не только красотой природы, своеобразным и уникальным народом, но и таинственными ритуалами и обрядами. Нельзя не отметить, что в Марийском крае есть немало необычных людей, к которым обращаются как к знатокам нетрадиционной медицины за советом и помощью. Ведь марийский целитель считается одним из сильнейших в России. Всё это потому, что марийский народ очень тесно связан с природой и издавна поклоняется ее силам. Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. Марийцы верят в богов природы. Верховный бог Ош Поро Кугу Юмо является творцом мира и самим этим миром [4]. Язычество марийцев — это своего рода феномен, который сохранился до наших дней, несмотря на насильственную христианизацию. В 1910 году священник С. А. Багин писал о том, что языческий культ у марийцев сохранился значительно больше, нежели у других народов. Он объяснял это главным образом тем, что огонь языческой веры в народе поддерживали карты (старейшины), ясновидцы, знахари и колдуны, которых было множество. Они же являлись хранителями священных рощ — кӱсото, в которых приносятся в жертву животные, совершаются моления, отмечаются языческие праздники. Своеобразными проводниками людей с мистическими и загадочными силами у марийского народа служат юзо — колдуны, целители, знахари. Мужедше, или мужанче, — ворожец, гадающий на поясе, бобах, хлебных шариках по поводу болезней и пропаж, шӱведыше (дословно — плюющий) — заклинатель, лечащий с помощью наговоров на различных вещах, шинчанужшо — ясновидящий, цель которого также поиск причин болезни и находок пропаж, ведынь — ведьма, колдун, цель действий которого — колдовство ради порчи предмета или человека, локотызо — колдуны, у которых так же цель — порча. Таким образом, способности марийских колдунов весьма разнообразны, у каждого из них они свои [5]. Важнейшим сакральным элементом ритуальных действий считались заговорные тексты, которые и в настоящее время звучат в священных рощах и некоторых домах при совершении марийцами различных обрядовых действий. Эти сакральные тексты — заговоры или молитвы — назывались кумалтышмут. Каждое слово содержит информацию, внутренние желания и определенную энергию, так называемую Ю. При помощи заговора лечили людей и животных или наводили порчу, можно было сделать человека богатым или же разорить его. Слово может творить чудеса, если оно подчинено сильной воле и безграничной вере в него [1]. Магические действия могут быть различными. К примеру, по целевой направленности существуют обряды лечебной магии (знахарство), предохранительная магия (обереги), вредоносная магия (порча), хозяйственная магия — завораживание промыслового зверя, магическое оплодотворение полей и многое другое. Для того чтобы узнать, есть ли у человека порча, сглаз или отрицательная энергия, целитель применял особые способы гадания. У каждого мастера были свои индивидуальные методы. Гадали (мужедыныт) при помощи разных предметов. Например, при помощи пояса (ӱштӧ), маяка, камней, зеркала. Напротив зеркала ставили другое зеркало, между ними стоял стакан с водой, к стакану привязывали свечку, брали монетку и наговаривали шепотом на нее то, что хотели узнать, и опускали ее в стакан. Гадающий — мужедше — видел в зеркале знаки, видения будущего и интерпретировал их [3]. К заговаривающему предъявлялись следующе требования: у него должны были быть все зубы, он не должен шепелявить, иначе информация будет искажена или преподнесена неправильно. У нетрезвых тоже нет силы в слове. Главное здесь — беспрерывная, очень быстрая, даже неразборчивая речь. Дыхание при заговаривании отлично от обычного дыхания. Если при обычном дыхании человек произносит слова лишь на выдохе, то при заговаривании слова произносятся беспрерывно и слитно как на вдохе, так и на выдохе. Завершив фразу, резко дуют на заговариваемый предмет, чертят над ним крест, как бы закрывая крышкой, чтобы энергия не вышла из предмета. Заговаривающий человек в конце фразы резко выдыхает, как будто сплёвывает. Сплевыванием воздуха отгоняют болезнь, которую заговаривают. Перед тем как юзо начинал лечить и гадать, он обращался к духам, которые его окружали. Чаще гадали в бане и обращались к духам бани. Мужан куза мужан кугыза, моча кува моча кугыза, таныкым ыште, танык лий, мыйын мужедымем шолтан толже. Таныкым ыште танык лий, еҥ мо дене толаша сай дене мо осал дене, ончыкто. Далее шло обращение к тому дню недели, в который непосредственно происходило обращение (например, к четвергу), и далее к остальным дням: изарня кече изарня Юмо, изарня суксо, кугарня кече, кугарня Юмо, кугарня суксо, шумат кече, шумат Юмо, шумат суксо, рушарня кече, рушарня Юмо, рушарня суксо, шочмо кече, шочмо Юмо, шочмо суксо, кушгыжмо кече, кушгыжмо Юмо, кушгыжмо суксо, вӱргече кече, вӱргече Юмо, вӱргече суксо, шым кече, шым Юмо, шым суксо таныкым ыштыза, танык лийза, дальше шла просьба о том, что хотят узнать (ончыктыза), после этого начинали гадать. Для того чтобы убрать сглаз или порчу, использовали такой заговор: шинчапун шинчавалпун ден тошкалтышым ыштен Юмо деке кӱзен ик час минутыште, ӱстембалым поген Юмо дене пырля кочкын, йӱын кертыт гын, тунам гына мыйым ыштен кертыт ‘если сможет злой человек в один час и одну минуту ресницами и бровями сделать лестницу и подняться к богу, вместе с ним собрать стол и отобедать с одной тарелки, то только тогда он сможет навести порчу’. Затем следовало заключительное слово у шоҥ гай шулен кайже (как водяная пена тает, так чтобы и порча стаяла) таким образом, чтобы вся отрицательная энергия, которая есть в человеке, уходила от него. После этого тело человека должно быть легким при помощи заговора: Эр кече кузе моден чӱчкен лектеш, тугеак еҥын капше, кылже, куштылго лийже ‘Как солнце легко встает играючи, так и чтобы у этого человека тело было легким’; Тылызе кузе моден чӱчкен лектеш тугеак еҥын капше, кылже, куштылго лийже ‘Как месяц легко выходит, так и пусть тело будет легким’ [2]. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно отметить, что языческое целительство у марийского народа представлено целой системой средств и методов лечения и защиты. Представленный материал позволяет судить, насколько важна роль языческого целительства в системе жизнеобеспечения марийского этноса.

 

Список литературы:

  1. Головин В. Ф. Марийская народная медицина. Истоки и перспективы // Academy. 2017. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 25.05.2020).
  2. Ефимова Н. А. Сам себе знахарь. Тайны марийского языческого целительства. Йошкар-Ола, 2015. 45 с.
  3. Никонова Л. И. Этномедицина финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения (историко-этнографическое исследование) : дис. … д-ра ист. наук. Саранск, 2001. 456 с.
  4. Сепеев Г. А. Этнография марийского народа. Йошкар-Ола, 2001. 184 с.
  5. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003. 208 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.