Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(171)

Рубрика журнала: Экономика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Мельникова А.С. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ НА РЫНКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/238047 (дата обращения: 26.04.2024).

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ НА РЫНКЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Мельникова Анастасия Сергеевна

студент, инженерно-экономический факультет, Ульяновский Государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Филиппова Ирина Александровна

научный руководитель,

канд. экон. наук, доц., Ульяновский Государственный Технический университет,

РФ, г. Ульяновск

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается, что инвестиционная деятельность для развития альтернативных способов получения энергии представляет особое значение на фоне исчерпаемости добываемых углеводородных носителей, загрязнения окружающей среды, потепления климата. В настоящее время в России происходит активное развитие солнечной, ветровой энергетики. Указывается, что для развития альтернативной энергетики необходимы долгосрочные инвестиционные вложения в связи с длительным периодом окупаемости вложенных средств. Для России инвестиционные вложения в солнечную и ветровую энергетики характеризуются возрастающей динамикой.

 

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, возобновляемые источники энергии, экология, инвестор, ветровая энергетика.

 

Состояние экономики и состояние окружающей среды одинаково влияют на жизнь всех граждан [5]. Чистая и здоровая окружающая среда необходима для поддержания процветания России и высокого качества жизни населения. Но сила и конкурентоспособность экономики также важны для поддержания качества жизни. Эта взаимосвязь экономического развития и высоких требований к экологии характеризуется многофакторностью [2].

Экономистами Джекобсом Дж., Дэли Х., Карсоном Р., Кортеном Д., Шумахером Э.Ф., Хоукеном П. отмечается, что наблюдающаяся тенденция развития экономики обусловлена переходом к экологически ориентированному бизнесу и постепенным формированием «зеленой» экономики за счет инвестиционных вливаний.

В настоящее время в России, как и в большинстве стран, происходит постепенный переход к низкоуглеродному типу экономики как способу защититься от изменения климата, приводящего к необратимым последствиям в окружающей среде, затратам значительных финансовых ресурсов на восстановление экономики и защиту здоровья людей. Одним из главных объектов такой трансформации низкоуглеродного развития является энергетика России. Развитие энергетического сектора в направлении ВИЭ играет важную роль в решении проблем изменения климата. Они также создают новые рабочие места именно в той технологической области, которая является целевой для экологической политики в энергетике. Очевидно, что принимаемые в рамках новой экологической политики решения должны прямо отражаться на стратегических решениях инвестиционной деятельности.

Смягчение последствий изменения климата при одновременном удовлетворении потребностей развития потребует масштабного увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и энергоэффективность (ЭЭ)[2]. Большая часть этих инвестиций в климат будет поступать от частного сектора, который будет основным двигателем низкоуглеродного роста как в развивающихся, так и в развитых странах при условии, что в странах будет благоприятный инвестиционный климат для инвестиций в климат.

Благоприятная среда для инвестиций в защиту климата в каждой стране зависит от множества факторов. К ним относятся макроэкономические детерминанты, такие как функционирующая бюрократия и банковская система; а также более узкий набор определяющих факторов политики, таких как цели в области возобновляемых источников энергии, обязательные стандарты, преференциальные тарифы на электроэнергию, отказ от импортных пошлин и другие налоговые стимулы. Хотя точное сочетание политик, правил и стимулов будет зависеть от обстоятельств конкретной страны, тот факт, что они существуют, является правильным сигналом для инвесторов, занимающихся вопросами климата, поскольку обеспечивает им правовую определенность и снижает их издержки и риски [8].

Политика, правила и стимулы также помогают уравнять правила игры для инвесторов в области климата перед лицом рыночных реалий, которые, как правило, способствуют продолжению использования углеродоемких источников энергии, таких как поддержка ископаемых видов топлива и высокая стоимость технологий возобновляемых источников энергии.

Инвестиционные вложения в разработку и внедрение источников возобновляемой энергии в Российской Федерации осуществляются относительно недавно, и ожидается, что они будут последовательно увеличиваться. Влияние фреймворков на инвестиции в чистую энергию являются в настоящее время неоднозначными. Следует признать, что в России политика, правила и стимулы, а также институциональный потенциал находятся на ранних стадиях разработки.

Существуют также различия в характере конкретных политик, правил и стимулов, отражающие технические и экономические потребности, реалии и приоритеты каждого региона такого обширного государства как Россия. В преимущественно сельских районах и на труднодоступных территориях отсутствие подключения к сетям будет способствовать побуждению инвесторов сосредоточиться на ВИЭ. Консультации с частным сектором выявили необходимость эффективной реализации и обеспечение соблюдения политики, правил и стимулов [4].

Так, например, губернатор Ульяновской области С. Морозов в ходе Инвестиционного послания 18 февраля 2021 г. отмечал: «Сегодня у нас запущены в эксплуатацию два крупных парка ветроэнергетических установок общей мощностью 75 МВт, сформировался полноценный инновационный кластер альтернативной энергетики. Совместно с глобальными лидерами альтернативной энергетики мы первыми в России сформировали полноценный кластер предприятий по производству компонентов для ветровых и солнечных электростанций, заключили первый в России специальный инвестиционный контракт в отрасли энергетического машиностроения. Построили первый в России завод по производству композитных лопастей для ветрогенераторов проектной мощностью 400 лопастей в год. Мы смогли добиться предоставления государственной поддержки для инвесторов, строящих новые энергетические мощности ВИЭ, в формате договоров на поставку мощности по фиксированным тарифам». [6]

В свою очередь, как указывал Главный Операционный Директор компании Vestas Т.Н.Рабек. «В 2017 г. компании Vestas и РОСНАНО совместно разработали обширную программу локализации, включая производство современных лопастей в Ульяновске. Инвестиционная стратегия РОСНАНО и знания конъюнктуры местного рынка позволили Ульяновскому заводу успешно выполнить все производственные задачи, обеспечить своевременную поставку российских лопастей для ветропарков. Фонда развития ветроэнергетики с оборудованием Vestas мощностью более 650 МВт и экспортировать 50 лопастей на проекты в Европе. Сегодня, после успешного достижения изначально согласованных параметров, РОСНАНО выходит из проекта на основании ранее достигнутых договоренностей. Vestas ожидает в дальнейшем продолжения плотного сотрудничества с РОСНАНО как в рамках программ ДПМ ВИЭ 1.0. и ДПМ ВИЭ 2.0, так и в других областях, представляющих взаимный интерес» [7].

Однако, следует отметить, что производство лопастей для ветровых генераторов сопряжено с использованием экологически вредных технологий. И, если рассматривать данное производство с позиции целесообразности для России, то необходимо более интенсивно привлекать внутренние инвестиции для решения собственных проблем улучшения экологии, а не выполнения программ чистой энергетики в Европе. Россия же предоставляет свою территорию, производственные мощности, квалифицированную рабочую силу. В дальнейшем данное оборудование, в основном, не используется для развития собственной альтернативной энергетики. В связи с данным обстоятельством, необходимо более активно развивать полный производственный цикл по ветроэнергетике и установке ветрогенераторов на территории России, осуществлять выпуск продукции для собственных нужд. Необходимо расширять региональные инвестиции в ВИЭ. Также эффективным представляется развитие государственно-частного партнерства.

Управление климатическими рисками имеет фундаментальное значение для сохранения и ускорения развития во многих развивающихся странах. успешные усилия по смягчению последствий глобального сообщества. снизит нагрузку на адаптацию. В то же время адаптация к ухудшающемуся климату, риски и варианты низкоуглеродного роста часто напрямую связаны с такими приоритетами национального развития, как энергоэффективность, ВИЭ, созданием новых рабочих мест, охраной окружающей среды, а также с бизнес-возможностями, такими, как усиление устойчивости инфраструктуры к изменчивости климата. Климатические угрозы становятся еще более серьезными из-за деградации ресурсной базы (например, поврежденные и истощенные водоносные ресурсы, деградирующие леса и почвы). Повышенное потребление энергии, вызванное относительно высоким экономическим ростом, сопровождается ростом выбросов парниковых газов.

Поскольку экономический рост является приоритетом для России, меры по борьбе с изменением климата могут привести к многочисленные коммерческие выгодам, выгодам для развития и окружающей среды. Лучшие точки входа для диалога с инвесторами и разработки программ по изменению климата являются результатом синергизма между прогрессом в развитии и возможностями инвестирования в ВИЭ.

Возможности для рентабельных инвестиций в развитие альтернативной энергетики признаны обширными. Правительство начинает изменить свою стратегию экономического роста, включив в нее технологии и возможности управления, что последовательно сократит образование парниковых газов при сохранении социально-экономического развития. Передача технологий была определена как одна из основных составляющих климатической стратегии России.

Стратегия также предполагает, что разработка, развертывание и распространение новых технологий имеют решающее значение для того, чтобы позволить решать проблемы изменения климата. Банковские учреждения могут сыграть поддерживающую и каталитическую роль в этом процессе. Объем ресурсов, необходимых для финансирования доступа и реализации экологически безопасных технологий и процессов достаточно большой, так что основная часть должна предоставляться из частных источников при поддержке государственного сектора, выступающего в качестве катализатора. Успех этих усилий во многом зависит от создания благоприятных условий для инвестиций частного сектора в экологически безопасные технологий и услуги, а также в развитие внутренней способности принимать, эксплуатировать и поддерживать эти технологии.

 Частный сектор следует рассматривать в качестве ключевого двигателя перехода на экологически чистые технологии. Как иностранные, так и отечественные инвесторы будут основывать свои решения на своей оценке того, насколько рискованно или сложно будет осуществить инвестиции в России с использованием данной технологии, и как эти риски или трудности увеличат их стоимость [9].

Одной из важнейших задач по привлечению частных инвестиций в чистые технологии является убедительная приверженность руководства страны изменению траектории выбросов углерода. Инвесторы стремятся к политической и макроэкономической стабильности, образованной рабочей силе, развитой инфраструктуре (транспорт, связь, энергия), низкой доле коррупционной составляющей, бюрократических барьеров, верховенству закона и сильному финансовому сектору. Инвесторам также нужны готовые рынки сбыта своей продукции и услуг. Если страна ограничивает иностранные инвестиции в его энергетическом секторе, это, вероятно, повлияет на динамику вложения инвестиций в производство возобновляемой энергии.

Общая экономическая и торговая открытость также важна для инвесторов в чистые технологии, которые могут зависеть от того, какое сложилось впетатление у инвесторов по поводу функционирования во многих других секторах, от цепочек поставок товаров и услуг, которые рассредоточены по всему миру. Предоставление производителям энергии и возможности быстрого доступа к товарам и услугам по ценам мирового рынка повлияет на стоимость инвестиций и, в конечном итоге, на затраты на энергию. Меры по упрощению процедур торговли, которые помогают ускорить перемещение товаров на таможне также благоприятно скажется на секторах чистой энергии. Наличие институтов для поощрения конкуренции и сдерживания антиконкурентной практики выгодно для частных инвестиций, в целом, особенно для инвесторов в ВИЭ [3].

Для совершенствования инвестиционной деятельности необходимо преодолением технологических, экономических, политических, финансовых и трансформационных барьеров. В данной статье исследованы причины возникновения и специфика барьеров для привлечения финансирования и развития проектов в области возобновляемой энергетики. С целью развития инвестиционных проектов ВИЭ необходимо развивать различные формы государственной и межгосударственной поддержки и формировать институциональную среду, являющуюся гарантом защиты привлеченных инвестиций.

Рынок ВИЭ достаточно непредсказуемый по сравнению с традиционной энергетикой. На него оказывается большее число макро- и микроэкономических факторов. Последующее развитие альтернативной энергетики обусловливается необходимостью перераспределения инвестиционных потоков, исходящих из сложившихся источников и поиск механизмов для привлечения новых.

 

Список литературы:

  1. Бушукина В.И. Финансирование инвестиционных проектов в области возобновляемой энергетики // Вестник ЮУрГУ. Серия: Энергетика. 2019. №1. С. 50-57.
  2. Бушукина В.И. Особенности развития возобновляемой энергетики в мире и в России // Финансовый журнал. 2021. №5. С.93-107.
  3. Маликова О.И., Златникова М.А. Государственная политика в области развития возобновляемой энергетики // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. №72. С.5-30.
  4. Хазова В.Н. Особенности привлечения финансирования для проектов возобновляемой энергетики // Московский экономический журнал. 2019. №4. С.162-170.
  5. Cohen J. J., Azarovab V., Kollmanna А., Reichl J. Preferences for community renewable energy investments in Europe // Energy Economic. - 100 (2021). – р.1-14.
  6. К 2025 году объем генерации от возобновляемых источников энергии в Ульяновской области достигнет 30% [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://ulgov.ru/news/index/permlink/id/59047/(дата обращения 9.01.2022)
  7. Группа РОСНАНО с прибылью выходит из проекта по производству композитных лопастей [Электронный ресурс]. –Режим доступа:https://www.rusnano.com/news/20210625-rosnano-s-pribylyu-vykhodit-iz-proekta-po-proizvodstvu-kompozitnykh-lopastey/ (дата обращения 9.01.2022)
  8. Clean Energy Investment Trends 2021. Evolving Financial Performance Expectations & Power Procurement Mechanisms In India [Электронный ресурс]: – Режим доступа:   https://www.iea.org/reports/clean-energy-investment-trends-2021 (дата обращения 9.01.2022)
  9. CLIMATE INVESTMENTSTHE INVESTMENT CLIMATEFOR CLIMATE INVESTMENTS ASSESSING [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/26739/NonAsciiFileName0.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 9.01.2021)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.