Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(171)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Львова А.П. ИСТОРИЯ ПЕРМСКОГО СТИЛЯ ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 1(171). URL: https://sibac.info/journal/student/171/237191 (дата обращения: 30.12.2024).

ИСТОРИЯ ПЕРМСКОГО СТИЛЯ ОСОБЕННОСТИ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА КУЛЬТУРУ И ИСКУССТВО

Львова Анна Павловна

студент 4 курса, направление «Педагогическое образование. Декоративно-Прикладное искусство», Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ. Новосибирск

Шмаков Виктор Алексеевич

научный руководитель,

член союза художников России, доц. кафедры ИИ, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ. Новосибирск

Начало развития Перми начинается в пласте позднего неолита, что показали многочисленные места стоянок древнего человека и археологические находки, что сделало этот регион культовым местом. По человеческим костям, найденным в Мокинском могильнике погребение получило калиброванную радиоуглеродную дату — 3622—3108 лет до н. э. (поздний неолит). История Пермского края очень богата и самобытна, это обусловлено многовековой историей и выгодным расположением Перми в отношении близлежащих народностей, и полноводными реками, которые помогали развивать торговые отношения и регион в целом. Развитие и влияние Пермского края и Перми отраженно в летописях и богатой мифологии.

Глубинная история народов этого места помогает лучше прочувствовать особенности исторического слоя (что характерно до XV века)-  вогулы, манси, коми-пермяки, коми-зыряне и многие другие - создают удивительный исторический колорит. Благодаря этим народам происходило активное развитие языческой истории края, расширение этнических особенностей и обрядово-культовых ритуалов. Что в свою очередь стало активным ключом к развитию искусства и ремёсел. Отдельным открытием для многогранного искусства стал шаманизм, характерный для некоторых из этих народностей, который в последствии с развитием истории слился с более восточными народами, и получил более широкое развитие. Звериный культ и многочисленный пантеон языческих богов (региона до XV века, до крещения), во многом повлияли на мировоззрения людей. В современном мире отголоски этих многочисленных народов можно найти в идеях жизненного пути и судьбы, очень характерных для тех регионов и сегодня, мифы, сказки, с глубочайшим фольклорным замыслом – сохранение духа величественных народов, потомков великанов и мамонтов.

Одним из знаменитых в археологическом смысле мест является - Гляденовская гора, это один из ключевых объектов, где в данный момент ведутся активные раскопки. В этом месте были обнаружены так называемые элементы «пермского звериного стиля», что представляло собой предметы искусства и быта, коренного населения региона. Считалось, что до XVI века гора была капищем Чернобога и являлась подземным храмом, о нём не забывали шаманы.

Одной из главных особенностей пермского звериного стиля, является то, что о нём слышали все, но не очень понимали «что это»? В поисках ключа к изучению загадок древнего Урала (Пояс Рифея), путешествуя по следам ушедших цивилизаций можно найти историческую составляющую пермского национального колорита, в искусном металлическом литье (так же известную как «пермский звериный стиль») и удивительно духовном понимании мира, которое до сих пор присутствует у жителей тех регионов. Сюжеты и образы этого искусства тесно связаны с общественным строем племён, производственной деятельностью, мировоззренческими представлениями и развитием культуры соседних народов.  Но вопреки расхожему мнению Пермский звериный стиль — это не иллюстрация мифов и сказаний древних народов, а отражение многолетнего культурного опыта переработки обрядов и мировоззрений. Каждый отдельный элемент стиля отражает лик языческой Вселенной, что ощущается в монументальных формах литья.

Если рассматривать пермский стиль, как частное проявление культурного слоя и самобытное явление в древнем искусстве металлопластики, то можно отметить, что даже в древнем мире это далеко не только металлическое литьё и фетишизм, прославляющий культовость звериных тотемов, это также и множество бытовых элементов звериной направленности (птицевидные и человекоподобные идолы, бляшки, подвески, бусины, заколки, пронизки с изображением птиц, лосей, медведей). Пермский звериный стиль получил второе развитие и вызвал многочисленный интерес у публики своей этнической гармоничностью и художественным символизмом специфического стиля, воплощающего «картину мира» древних жителей Пармы. В Современном мире многие художники, писатели и скульпторы пытаются вернуться к истокам культуры и открыть мир глубинной русской культуры заново, будто бы пройдя все вехи истории.

Говоря о Перми и пермском крае в дальнейшей истории (после XV века, и подъёма звериного тотемизма), можно отметить, что регион продолжал активно развиваться, осваивать природные богатства, строил мануфактуры и заводы по переработке тяжёлых металлов. Металлическое литьё преобразилось, стали отливаться чугунные, железные формы, из-за чего потребовались альтернативные способы транспортировки к Каспийскому морю. Развивалась система водного грузового транспорта (барок) и перемещение по водным артериям Урала. Сплавы продолжались почти 200 лет, за это время регион не только разбогател, обзавёлся городами и богатой промышленной историей, но и сказками о знаменитых кладах, которые и по сегодняшний день никто не нашёл, но все о них наслышаны (например, знаменитое золото Ермака). К 19-20 веку происходит разделение Пермской губернии на Тобольскую и Свердловскую области. Богатая история и культура рождают признанных гениев пера и формы (Бажов Павел Петрович- известный российский фольклорист, писатель, почитатель культуры Урала. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Александр Степанович Попов- русский физик и электротехник, профессор, изобретатель в области радиосвязи, Почётный инженер-электрик, статский советник).

Обращаясь к искусству современности, хочется привести в пример Галину Михайловну Визель - советский и российский художник декоративно-прикладного искусства, монументалист, живописец, скульптор. Многие её работы посвящены таинственной древней урало-сибирской культуре,  мифам и сказаниям народов ханты и манси, образам старинного угорского литья, пермскому звериному стилю, и другим особенностям глубинной русской истории.

В её работах, посвящённых этническим народам, каждый из которых обладает своей неповторимой культурой, своей особой ментальностью. Человек современности тянется к свидетельствам утраченных времен, пытаясь восстановить глубинную связь со своей историей в веках.

Говоря о современном искусстве также хочется отметить и литературу Алексея Иванова: Золото Бунта, Сердце Пармы, Message: Чусовая, Дебри, Хребет России. Автор уникален тем, что пытается популяризировать историю пермского региона, и активно обращает внимание современных читателей на глубокую историческую ментальность давно исчезнувших народов.  Своим творчеством Алексей Иванов неоднократно доказал, что история бывает интересной и волнует публику не только на страницах изучения в школьные годы. По его книгам неоднократно снимали фильмы, благодаря его работам организовано множество фестивалей, прославляющих истоки пермской культуры.

История любой культуры не стоит на месте, и вынуждена подчиняться течению времени. Поэтому нет сомнений в эногенезе культуры, вследствие которой эта сильная народность была поглощена волной развития христианства, слилась с русским населением, или полностью поменяла ареал обитания. Каждая культура проживает этапы от рождения до смерти (эногенеза) и культура коми-пермяков слилась в эдиный энически-культурный слой с Россией.

В современном мире тема возвращения к этническим корням снова начала набирать волну интереса, доказательством этого является популяризация истории, большой интерес к своему краю и месту обитания. Развитие этнических фестивалей и большое количество отсылок к древним достопримечательностям

 

Список литературы:

  1. Доминяк А.В. Свидетельства утраченных времен. Человек и мир в пермском зверином стиле. 2010.
  2. Оборин В. А. Древнее искусство народов Прикамья: Пермский звериный стиль. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1976.
  3. Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. — Пермь: Пермское книжное издательство, 1988.
  4. Эренбург Б. Звериный стиль: История. Мифология. Альбом. 2014

Оставить комментарий