Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(170)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Самитин К.П. ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА НАУКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 42(170). URL: https://sibac.info/journal/student/170/236546 (дата обращения: 25.04.2024).

ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА НАУКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ

Самитин Кирилл Павлович

cтудент, кафедра философии и социальных наук, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

РФ, г. Красноярск

Летунова Ольга Владимировна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

РФ, г. Красноярск

THE PROBLEM OF INTERPRETING THE IMAGE OF SCIENCE IN THE AGE OF ANTIQUE

 

Kirill Samitin

student, Department of Philosophy and Social Sciences, Siberian State University named after M.F. Reshetneva

Russia, Krasnoyarsk

Olga Letunova

scientific advisor, Candidate of Sciences in Philosophy, associate professor, Siberian State University named after M.F. Reshetneva

Russia, Krasnoyarsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена образу науки на важнейшем этапе ее становления – в эпоху Античности. Подробно рассматриваются предпосылки формирования и имманентные свойства данной важнейшей формы общественного сознания. Приводятся сравнения греческой науки и научных знаний, характерных для древнейших цивилизаций. Дискутируя о том, что стоит считать наукой в подлинном смысле этого слова автор апеллирует к теоретическим учениям Платона, Аристотеля, Пифагора и других философов Древней Греции.

ABSTRACT

The article is devoted to the image of science at the most important stage of its formation - in the era of Antiquity. The preconditions for the formation and immanent properties of this most important form of social consciousness are examined in detail. Comparisons of Greek science and scientific knowledge characteristic of the most ancient civilizations are given. Discussing what should be considered a science in the true sense of the word, the author appeals to the theoretical teachings of Plato, Aristotle, Pythagoras and other philosophers of Ancient Greece.

 

Ключевые слова: Античность, наука, Древняя Греция, теория, познание мира.

Keywords: Antiquity, science, Ancient Greece, theory, knowledge of the world.

 

Наука – наряду с философией, религией, искусством, этикой, моралью – одна из важнейших форм общественного сознания, без существования которой сегодня трудно представить себе жизнь современного человеческого общества. Все многообразие определений понятия «наука», довольно широко представленное в различных философских словарях и научно-учебной литературе, по сути, сводится к следующему. Наука – исторически сложившаяся форма деятельности человека, целью которой является познание и преобразование объективной действительности. Результатом деятельности являются отобранные и систематизированные факты, достоверные гипотезы, фундаментальные и частные законы, обобщающие теории, методы исследования. Можно сказать, что наука представляет собой и систему знаний, и духовное производство одновременно, включая и практическую деятельность на их основе [15, с. 10].

Наука является важной частью культуры (см. об этом: [8, с. 3; 14, с. 475]). Как культурное явление, становление и развитие науки происходило в определенных исторических и социокультурных условиях, поэтому науку следует рассматривать в контексте развития культуры «как совокупности материальных и духовных ценностей, специфически человеческого образа жизни, а также как знаковой системы и системы ценностей» [8, с. 3]. Под образом науки мы будем понимать какое-либо представление (то есть некое описание для нашего сознания) процедуры познания человеком мира, результатом которого является объективное, истинное (по Платону – theo, божественное) знание, то есть теория.

Цель работы – выявление образа науки в конкретный исторический период западноевропейской культуры – эпоху Античности.

Задачи работы – дать краткую характеристику рассматриваемому этапу развития культуры, выявить образ науки в конкретный исторический период, сделать выводы.

Античность (в переводе с лат. antiquitas – древность) – период, выделяемый между доисторическим периодом и началом Средневековья в Западной Европе (VIII в. до н. э – V в. н. э). Данные временные границы обусловлены двумя важными историческими событиями, а именно проведением первых Олимпийских игр (776 г. до н.э.) в Древней Греции и падением Западно-Римской империи. В свою очередь, в рамках Античности принято выделять три периода. Это:

а) ранняя античность (VIII в. до н.э. – IV в. до н. э.), характеризуется расцветом греческих полисов, возникновением Римского государства;

б) классическая античность (IV в. до н.э. – II в. н. э), период распространения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия);

в) поздняя античность (конец II-III в. —V в.) – период от Марка Аврелия до падения Римcкой империи в 476-м году (иногда верхнюю временную границу определяют последним годом жизни римлянина Боэция (приблизительно 524-526-й год) или закрытием афинской Академии императором Юстинианом в 529-м году.

Становление науки в истории человечества происходило на протяжении многих веков, поэтапно [9, с. 48]. Преднаучные, или донаучные знания были характерны уже для таких древнейших цивилизаций, как Вавилон, Египет, Индия, Месопотамия, Китай. Под влиянием развития торговли, военного дела, мореплавания в эпоху древнейших государств активно развивалась медицина, география, математика, геометрия, астрономия (см. об этом: [5; 6; 14 и др.]). Однако все открытия и достижения древних цивилизаций имели прикладной характер, а потому справедливо рассматриваются сегодня как явления, предшествующие подлинной науке, как «преднаука» [9, с. 49].

Важнейшим этапом в становлении науки как теоретической системы знаний стало развитие культуры Древней Греции. По словам Ушакова «только Древняя Греция обладала соответствующим культурным потенциалом … благодаря которому … наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера, а оформилась как последовательный рациональный проект (выделено мной – К. С.), нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей» [9, с. 449]. Среди причин, способствующих научному, не мифологическому способу мышления древних греков назовем следующие:

- относительная религиозная свобода древних греков со стороны индивидуальной и общественной жизни, отсутствие жрецов, жестко контролирующих выполнение культовых обрядов;

- преобладание демократии, бурное развитие общественной жизни, приветствующей инициативность человека как свободного гражданина в различных ее проявлениях;

- борьба человеческих мнений, развитие системы доказательств, аргументации, обоснования, отрицание догматизма в мышлении; перенесение идеала обоснования суждений, системы аргументации на научное знание;

- появление и активное функционирование различных философских школ, предлагающих и обосновывающих разнообразные концепции мира.

Философское осмысление мира, по словам Гараниной, было совершенно необходимо для перехода от преднауки к науке [4, с. 74]. Зарождение науки протекало как знание о мире в целом: Космос рассматривался как органичное целое, «человек представлялся частью мирового порядка, а все антропоморфные силы из понимания мира были исключены» (см.: [там же]). Именно в Древней Греции были выработаны такие категории, как «закон», «причина», «сущность» и ряд других, послуживших прочной основой для формирования понятийного аппарата науки. Первостепенное значение для древних греков имело решение, полученное логическим путем, что, в свою очередь, стало основой метода дедукции, сыгравшего в дальнейшем важную роль в развитии математики. Именно в греческой математике впервые можно встретить изложение знаний в виде теорем: «дано – требуется доказать – доказательство» [там же].

С самой колыбели греческая наука носила теоретический характер и изначально была нацелена на поиски истины. Понятие «теоретическое» восходит к древнегреческому слову «theoria» («феория»), что в переводе означает «рассматривание», «вглядывание», «созерцание». При этом предполагается рассматривание какого-либо предмета «глазами самой души, или ума», т. е. некое «умозрение». «Сфера умозримого и умопостигпемого требует сверхприродного усилия …, сознательного отвлечения (выделено мной. – С. К.) от естественного порядка бытия природных явлений ради попадания в некий иной мир, мир чистой мысли» [6, с. 94-95]. Как пишет А.С. Мамзин, умозрением нельзя «заниматься», как занимаются каким-либо ремеслом, можно лишь предаться умозрению, посвятить ему свою жизнь [там же, с. 96]. Такого рода умозрительное теоретическое мышление было свойственно геометрии Эвклида, астрономии Птолемея, медицине Гиппократа, философским учениям Фалеса, Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и т.д. Доминирующей проблемой мыслителей античности был «поиск общей основы мира, определение сущности вещей, понимаемый как порядок мира космоцентризм» [4, с. 75].

Другой, не менее важной особенностью античной науки является самоценность знания. Как упоминалось выше, в отличие от научных знаний, формирующихся в традиционных древнейших цивилизациях, в греческой античности знание не является отражением практических потребностей человека, но обретает самодостаточность, является знанием ради него самого. Именно в Древней Греции критерием знания впервые становиться не польза и практичность, но истина.

В качестве следующей особенности науки рассматриваемой эпохи назовем десакрализацию знания. Если в преднаучный период знания как таковые, преимущественно, разрабатывались жрецами, то в Древней Греции мыслить, философствовать, созерцать, преподавать могли все свободные граждане демократического государства – полиса, имеющие для этого какие-либо способности.

Особое внимание у древних греков уделялось технологиям мышления, вследствие чего появился логический метод исследования. Так, например, софисты учили спорить, Аристотель разрабатывал формальную логику и т.д.

Кроме вышесказанного, в Древней Греции формируются те основополагающие идеи, которые определили перспективу научных исследований на много лет вперед. Это: атомистика, идея развития, относительность знания, категории и пр. Появляется и развивается теоретическая форма мышления, позволяющая «получить эмпирические знания как следствие из теоретических постулатов» (принцип верификации) [4, с. 74].

Важной особенностью античной науки, на наш взгляд, является ее конкретно-предметный, или же дисциплинарный характер знания. О наличии определенной предметности можно говорить уже в ранних философских греческих школах, создававших учение о природе. Можно сказать, что знания в качестве научных дисциплин, широко представлены у Аристотеля. С одной стороны, он разделяет науки на теоретические, практические и творческие с последующей их дифференциацией, с другой стороны это нашло отражение в его собственных научных трудах: «Физика», «Политика», «О душе», «Поэтика», «Метеорология» и т.д. [1.].

Таким образом, период Античности является важнейшим этапом в становлении и развитии науки, прочной основой которой стали: умозрительное постижение сущности, дедуктивное мышление, четко выстроенные доказательства, применение абстрактных объектов, рациональное обоснование и многое другое. Однако следует отметить, что в современном значении слова наука в период Античности еще не существовала: ее важнейший компонент – опытно-экспериментальное знание еще лишь зарождался [4, с. 75].

Наука – это одна из форм духовного производства, сложно организованный социальный институт, представляющий собой вполне определенную систему знаний. Формируясь постепенно, в ходе общественного развития, наука стала особой формой общественного сознания и областью человеческой деятельности, включающей в себя ученых со своими знаниями, опытом, квалификацией, определенную систему научной информации, научные школы, сообщества и т.д.

Прежде чем обрести современный вид, наука прошла долгий путь становления, ряд качественно-своеобразных этапов. Важнейшим этапом для развития научного знания явился период Античности. Именно в Древней Греции критерием знания становится не польза и практичность, но истина, знание ценится как знание ради него самого, хотя в современном значении слова наука в период Античности еще не существовала.

Вопрос о том, когда возникла наука, является достаточно сложным и остается дискуссионным и в наши дни, поскольку нет единого мнения о том, что стоит считать наукой в подлинном смысле этого слова [14, с.448].

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Собрание сочинений. – М., Наука, 2009.
  2. Бэкон Р. Большое сочинение // Антология мировой философии. – М., 1969.
  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980.
  4. Гаранина О.Д. История и философия науки. Часть 1: Учебное пособие. – М.: МГТУГА, 2007.
  5. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Бельская [и др.]; под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – 2-е изд.: Альфа-М ИНФРА-м, 2011.
  6. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов под ред. Мамзин А.С. – СПб: Питер, 2008.
  7. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. Л.: Наука, 1974.
  8. Лешкевич Т.Г. Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М., 2006.
  9. Мареева Е.В., Мареев С.Н., Майданский А.Д. Философия науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  10. Можно ли измерять научное творчество? (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2014. – № 4. С. 3-30.
  11. Платон. Избранные диалоги. – М.: изд-во Художественная литература, 1965 г. – 442 с.
  12. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности: Ранняя греческая наука «о природе» / Отв. ред. А. В. Ахутин; ИИЕТ АН СССР. — М.: Наука, 1979. — 488 с.
  13. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.
  14. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  15. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  16. Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2006. – № 10. С.3-44.
  17. Философия природы в античности и в средние века. Под ред. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. Ч. 1, 1998, 275 с.; ч. 2, 1999, 292 с. М.: ИФ РАН.
  18. Ямвлих О. Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. – М.: Алетейа, 2002. – 192 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.