Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(170)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Авалин В.Р. ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 42(170). URL: https://sibac.info/journal/student/170/236119 (дата обращения: 07.05.2024).

ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Авалин Владислав Романович

студент, кафедра информатики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

Костина Ирина Борисовна

научный руководитель,

доц., кафедра информатики, естественнонаучных дисциплин и методик преподавания, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Белгород

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается специфика применения информационных технологий для развития творческих способностей в процессе обучения в средней общеобразовательной школе. Большим потенциалом в данном ракурсе обладают графические редакторы, которые позволяют проявить креативность в ходе урока.

ABSTRACT

In the article, the specifics of information technologies for the development of creative abilities in the learning process in secondary school. Graphic editors have great potential in this perspective, which allow you to be creative in the course of the lesson.

 

Ключевые слова: графические редакторы, творческие способности, средняя школа.

Keywords: graphic editors, creativity, secondary school.

 

На сегодняшний день становится очевидным, что творчество является важной составляющей жизненного успеха и требуется во многих областях деятельности: творческих профессиях (художник, певец, дизайнер), технологических профессиях (IT, разработчики игр, информационная безопасность), предпринимательстве и многих других. В связи с этим возрастает необходимость целенаправленного раскрытия творческого потенциала и развития творческих способностей.

В современной науке существуют различные определения данного термина. С точки зрения ассоциативной психологии (Т. Рибо, А. Бэн, Т. Циген, С.В. Алексеева, Т.В. Галкина) под творчеством понимается актуализация и образование новых связей между заданными представлениями. Представители гештальтпсихологии (А. Секей, К. Дункер, М. Вертгеймер) под творчеством понимали реконструирование целой системы в проблемной ситуации и процесс продуктивного мышления. Исследователи классического психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) объясняли акт творчества как процесс пробуждения "коллективного бессознательного" и обращению к заложенным культурой и обществом архетипам. На современном этапе большую популярность получает концепция актуализации (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт), которая творческую деятельность обосновывает через личную мотивацию индивида к творческой реализации [1, с. 6].

Новейшей тенденцией современного образования является коммуникативный подход к обучению школьников. Реализация данного подхода имеет три стороны: собственно коммуникативную, состоящую в обмене информацией между людьми, интерактивную, включающую взаимодействие между людьми, и перцептивную, которая представляет собой процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания. Важнейшим фактором развития личности признается предметно-практическая деятельность, взаимодействие между людьми и творчество ученика [5, с. 3].

Развитие творчества в условиях образовательного процесса имеет ряд специфических черт, которые влияют на личность и творческий процесс. Выделим наиболее важные среди них:

  • гармоничные отношения между участниками образовательного процесса;
  • поощрение самостоятельности и инициативы;
  • развитие критического мышления;
  • здоровая самооценка;
  • преподавание с применением современных технологий, которые создадут условия для реализации креативности и творческих способностей.

Многие отечественные исследователи (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Р.М. Грановская) отмечают, что современная школа редко направлена на развитие творческой личности. Вместо развития творчества происходит поощрение репродуктивной деятельности. Эту проблему, по нашему мнению, можно решить, используя графические редакторы.

Применение графических редакторов позволяет максимально задействовать основной информационный канал человека. Общеизвестный факт, что человек воспринимает 80% информации визуально. Визуализация – процесс предоставления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания, придания зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т.д. [6, с. 13]. В основе всех видов визуализации лежит наглядность - свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

Одним из первых значение наглядности обосновал классик дидактики Я.А. Каменский в «золотом правиле» дидактики: «Все должно предоставляться внешним чувствам, а именно: видимое – зрению, слышимое – слуху…» [3, с. 220]. К.Д. Ушинский обосновал принцип наглядности с гносеологических позиций: наглядное обучение – «учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах…» [7, с. 265]. Как указывает Ф.П. Каптерев, наглядное обучение является естественным процессом обучения, оно подсказано педагогу самой природой [4, с. 517]. На современном этапе значение наглядного обучение отражено в ФГОС ООО. Таким образом, наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.

Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи: способствуют развитию у обучающихся наглядно-образного мышления, выступают в роли средства активизации внимания и интереса, содействуют активизации учебно-познавательной деятельности, конкретизируют изучаемые теоретические вопросы, расширяют сферу применения изучаемых вопросов, позволяют моделировать ряд процессов и явлений, наглядно систематизируют и классифицируют материал, стимулируют интерес обучающихся, помогают локализовать факты в историческом времени, содействуют межпредметным связям [2, с. 37].

Освоение графических редакторов и возможность творчества в цифровой среде является серьезным преимуществом в современном информационном обществе. Графические редакторы позволяют ребенку освоить ряд базовых инструментов по работе с изображениями. Полученные знания и навыки позволяют школьникам творчески подойти к редактированию и созданию изображений. В 5 классе главным графическим редактором является программа Paint. Преимуществами программы является простота освоения и широкий спектр функций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в отечественном образовании актуальны вопросы развития творческих способностей школьников, которые позволяют задействовать продуктивное мышление и не будут направлены исключительно на репродуктивную деятельность.

Во-вторых, значительную роль в развитии творческих способностей играет наглядность, поскольку задействует многие процессы мышления в ходе деятельности. Выполнение заданий в графическом редакторе дает поле для творческих и креативных решений.

В-третьих, графические редакторы являются перспективным инструментом для развития творческих способностей школьников, поскольку позволяют применить индивидуальные творческие решения на каждом этапе освоения программы.

 

Список литературы:

  1. Аверьянова Г.А. К вопросу об истории развития понятия творчества // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №3. С. 2-10.
  2. Борзова Л.П., Дударев М.И. Работа с изобразительной наглядностью на уроках истории при подготовке к ЕГЭ // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015.  №6. С. 37-38.
  3. Каменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 220.
  4. Каптерев Ф.П. О педагогическом методе // Избранные педагогические сочинения. М, 1982. С. 517.
  5. Короткова М.В. Методика применения интерактивного обучения на уроках истории в музее и школе // Преподавание истории в школе. 2017. №1. С. 3.
  6. Оджо А.А. Методические возможности организации визуализированного обучения отечественной истории в VII классе на материале культуры XIX века // Преподавание истории в школе. 2018. №1. С. 13.
  7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М., 1974. С. 265.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.