Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(169)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПСИХОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
В статье представлено исследование причин и мотивов суицидального поведения, а также рассмотрены различные взгляды на данное деструктивное, но распространенное явление.
Ключевые слова: самоубийство, причины суицидального поведения, общественные взгляды на природу самоубийств.
Самоубийство (или суицид) – это преднамеренное прекращение собственного существования, полностью осознанное, целенаправленное и добровольное лишение себя жизни. Это явления по сути представляет собой крайне сложный и противоречивый этический вопрос, поскольку подобного рода поведение кажется противным самому человеческому естеству, банальному животному стремлению к жизни, которое заложено в нас природой. Если подумать, даже концепция суицида на первый взгляд выглядит максимально абсурдной и нелогичной, лишенной всякого смысла: ни один человек вроде бы не должен жаждать того, чтобы попросту перестать быть. Тем не менее, эта практика является весьма распространенной среди представителей рода людского, иногда обретая особенную популярность: по данным современных исследований, примерно каждые сорок секунд кто-то из жителей Земли кончает с собой, а ежедневно около тысячи человек накладывает на себя руки. Так что же толкает их всех на столь ужасный поступок? Что может заставить хоть кого-то решиться на подобный (зачастую крайне болезненный) исход? Однако, посмотрев на эту ситуацию с иной стороны, можно предположить, что у некоторых все-таки могут найтись достаточно веские поводы для этого, ибо бытие в нашем мире уж очень сложно, запутанно и неоднозначно. Примечателен тот факт, что сама возможность властвовать над собственной жизнью и умышленно ее прерывать является уникальным даром человека, поскольку он, в отличие от животных, наделен волей и полноценным сознанием. Поэтому тема самоубийства так популярна и горячо обсуждаема в психологии, философии, религии, искусстве и даже системе права.
Имеют место совершенно разные взгляды на природу суицида, оценивающие его с отличных друг от друга позиций и указывающие на те или иные его аспекты. Казалось бы, отношение к таким отчаянным, неразумным и кошмарным действиям должно быть сугубо отрицательным, только вот тут все довольно спорно; категоричность в данном вопросе лишь мешает, создает ограниченное, слишком упрощенное представление о нем. Одни только мыслители разных эпох очень расходились во мнениях об этой проблеме. Данте Алигьери, бывший не только писателем, но и прославленным средневековым богословом, считал самоубийство жалким грехом, проявлением слабости нрава, неуважением милости господней и отвратительным осквернением законов творца, поэтому в «Божественной комедии» всех руконаложников и поместил на седьмой круг преисподней. Артур Шопенгауэр, наоборот, утверждал, что суицид – это сознательный выбор людей, уже неспособных бороться с мерзостью своей натуры и желающих сохранить в себе последние крупицы человечности, освободившись от рабства постыдных влечений и возвысившись над бренностью жалкой природы. Немецкий философ-мизантроп несколько идеализирует данный поступок, признавая его актом победы души над всеобщей «волей», диктующей законы бытия: личность, самостоятельно выбираясь из оков телесных страстей, не утрачивает лучшие свои черты, заранее предупреждая нравственное разложение, не соглашаясь с собственной слабостью и беспомощностью. Можно сказать, что само наличие такой возможности окрыляет Шопенгауэра, ибо в его трактовке она предстает под личиной великого выбора, способности существа из плоти и крови управлять своей судьбой, не подчиняясь никому из обитателей этого прогнившего мира. Но особенно интересными подобные мысли становятся, если брать во внимание, что сформировались все они под влиянием строго христианского мировоззрения с представлениями о дихотомии земного и небесного царств, существовании души и последующей загробной жизни в том или ином виде, при этом отвергая религиозное понимание суицидального поведения как наивысшей степени эгоизма. Стремясь к тому, чтобы сбежать из мира живых людей, нуждающихся во взаимном внимании и помощи, обесценивая чужие проблемы и горести, человек пренебрегает главной данной ему возможностью и ввергает себя в пучину своевольного греха.
Совершенно иной смотрится картина мира, если отречься от всяких религиозных концепций и взглянуть на данное явление исключительно с научных позиций. Говоря о каждом из нас только как о существующем здесь и сейчас организме, чей век конечен и весьма недолог, мы серьезно приземляем всю описываемую ситуацию, ограничиваем наше бытие исключительно рамками жизни телесной. Так, смерть плотской оболочки человека влечет за собой абсолютное прекращение существования вообще, неотвратимый и безжалостный конец всего: умирает мозг, полностью исчезает сознание, и после этого не остается совершенно ничего. Если бы все представители рода людского придерживались подобного плана воззрений, то даже самые отчаянные и несчастные не задумывались бы о суициде, а цеплялись бы из последних сил за тяготящее их бытие, желая отсрочить роковую минуту. Хотя, стоит признать, данные рассуждения уже переходят в раздел философии, отдаляясь от достоверных данных и оперируя совсем абстрактными понятиями и гипотезами. Тем более, что тема самоубийств является самой что ни на есть реальной и актуальной, выступая одним из важных вопросов психологии.
Некоторые психологи утверждают естественные, инстинктивные предпосылки суицидального поведения человека: Зигмунд Фрейд, основываясь на открытиях своей ученицы, Сабины Шпильрейн, ввел в психологию понятие влечения к смерти (мортидо), противопоставляя его животному влечению к жизни (либидо). Согласно этой теории, люди от природы наделены стремлением к самоуничтожению и реализуют эту необычную потребность самыми разными способами, зачастую проявляя пристрастие к опасному и антисоциальному поведению (отшельничество, мазохизм, алкоголизм, жесткость в адрес окружающих и т.д.). Создатель психоанализа понимал мортидо как бессознательное рвение субъекта к возвращению в первородное, неодушевленное состояние, вызванное неспособностью в полной мере удовлетворить изначальное влечение к жизни. Однако впоследствии многие ученые критиковали эту теорию, называя ее очень наивной, основанной на туманных доводах, и осуждали Фрейда за желание найти в любом действии людей глубинный смысл, уходящий корнями в древние инстинкты. Помимо всего прочего, данным предположением он хотел объединить совершенно разные аспекты поведения, отражающиеся в абсолютно разных ситуациях, в одну универсальную концепцию, приписывающую нам определенные действия. Термин «мортидо» все-таки вошел в научное употребление, хотя до сих пор его используют с опаской по причине отсутствия должного количества исследований в этой сфере.
Несмотря на попытки ученых объяснить жгучую тягу человека к самоубийству биологической предрасположенностью к этому, вывести закономерные связи между личностными чертами субъекта и его возможными его суицидальными наклонностями, необходимо признать, что в обыденной жизни многие решаются на сей радикальный шаг ввиду довольно приземленных причин. Наиболее частыми из них являются:
-одиночество и проблемы в построении личной жизни;
-смерть близкого и очень дорогого человека;
-недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
-критические денежные потери, ведущие к бедности и банкротству;
-утрата всяких источников средств к существованию;
-неудачный романтический опыт, безответная влюбленность;
-серьезные проблемы на работе или в учебе, творческие провалы;
-продолжительная социальная изоляция и разрыв контактов с внешним миром;
-клинические стадии развития депрессии;
-неизлечимое смертельное заболевание;
-появление ужасного обезображивающего дефекта;
-злоупотребление наркотическими веществами;
-последствия группового давления и целенаправленной травли;
-глубочайшее самоосуждение за якобы аморальные поступки;
-одержимость какой-то идеей, религиозный фанатизм;
-пресыщенность жизнью, усталость от обыденности.
Все вышеперечисленные обстоятельства легко могут стать веской причиной для суицидального поведения, которое, правда, может выражаться по-разному. Следует различать между собой истинный суицид и псевдосуицид, играющий демонстративную роль. Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и прочих. Имеют место и маскировочные суицидальные действия. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем, однако их саморазрушительные наклонности реализуется уже косвенными способами: занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков и алкоголя. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.
Сегодня психологи говорят, что причины суицидов взрослого население и подростков совершенно различны. Если у взрослых это общественно-экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, то у подростков — это процессы, связанные с отношениями в семье, в школе, со сверстниками, то есть причиной детских самоубийств является непонимание окружающих и несправедливое, бестактное отношение к ним. Исключение составляет сельская молодежь, у которых, по аналогии с взрослыми, экономические и социально-культурные проблемы также выступают детерминантами суицида.
Некоторые философы утверждают, что даже дети (не говоря о подростках) уже знают, что же такое самоубийство и при каких обстоятельствах его можно совершить. Так, сталкиваясь с похожей проблемой, они вспоминают ту или иную историю и совершают поступки, о которых они слышали, видели или читали. Философы утверждают, что нужно ограничивать детей и подростков от знания о самоубийстве, а также учить детей как справляться с проблемами. Это вполне соответствует мнению одного из наиболее авторитетных исследователей суицида — К. Ясперса, считающего, что есть случаи самоубийств, которые можно объяснить, но также встречаются и те, которые можно понять.
Обращаясь к статистике медицинских исследований, отметим, что есть достаточное количество фактов, констатирующих, что самое высокий процент самоубийств приходится на весенний период. Географическое положение в свою очередь тоже влияет на смертность: в странах с очень жарким или очень холодным климатом чаще всего совершаются самоубийства. Это объясняется тем, что у самоубийц изменяются гормональные функции мозга: чаще всего уменьшается секреция серотонина, который является гормоном счастья. Маленькая концентрация холестерина, по словам ученых-медиков, тоже увеличивает риск возникновения мыслей о самоубийстве. В равной мере необходимо учитывать и физиологические особенности подросткового периода, связанного с ростом и формированием организма, его органов и систем, что обеспечивает повышенную импульсивность, приводящую к эмоциональным стрессам и депрессии, напрямую отражая возрастные особенности развития желез внутренней секреции.
Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства слабости и ненужности. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка». В большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения между родителями и детьми был важным фактором в их желании покончить с собой. Совершенно очевидно, что каждый человек, как бы ни был он поглощен своими повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование и деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее принесут конкретный смысл. Так мы предполагаем, что наличие надежды помогает преодолеть любые испытания и мучения, потеря надежды, напротив — усиливает суицидальные настроения. Таким образом, сейчас проблема суицида среди молодежи продолжает оставаться достаточно устойчиво приковывающей к себе внимание представителей ряда наук. Выявляются тенденции к омоложению самоубийц. Среди молодежи это явление популяризуется, а молодые люди, обладающие склонностью глубокого переживания всех проблем и принятий крайних мер, оказываются подверженными проблеме самоубийства. Самоубийство как социальное явление вызывает значительные страдания личности, семьи, общества и ухудшает общественное здоровье.
Для предотвращения повышения количества суицидов среди молодежи следует организовать различные меры ее профилактики: информирование подростков о причинах и последствиях самоубийства, центрах оказания бесплатной анонимной квалифицированной психологической помощи, телефонах доверия, проведение бесед с родителями, педагогами, повышение количества и качества обращений социальной рекламы, грамотно спроектированное освещение информации в СМИ. Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, и обычно все дело сводится к внешним причинам. Рассмотренные в данной работе мнения позволили предпринять одну из попыток комплексного рассмотрения проблемы, предполагая лишь то, что выбор всегда остается не за учеными, а за самим молодым человеком, который встал на грань жизни и смерти.
Список литературы:
- Бовин, Б. Г. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справ. пособие / Б. Г. Бовин, Н. И. Мягких. – М. : Искусство, 2007. – 130 с.
- Войцех, В. Ф. Профилактика самоубийств сотрудников органов внутренних дел : метод. рекомендации / В. Ф. Войцех, И. О. Котенева. – М. : Юрид. мысль, 1999. – 60 с.
- Лазебная, Е. О. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий / Е. О. Лазебная, М. Е. Зеленова // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 62–74.
Оставить комментарий