Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(169)

Рубрика журнала: Медицина

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
ПОСТМЕНОПАУЗАЛЬНЫЙ ОСТЕОПОРОЗ // Студенческий: электрон. научн. журн. Павлова В.Н. [и др.]. 2021. № 41(169). URL: https://sibac.info/journal/student/169/235057 (дата обращения: 22.11.2024).

ПОСТМЕНОПАУЗАЛЬНЫЙ ОСТЕОПОРОЗ

Павлова Варвара Николаевна

студент 5 курс, лечебный факультет, Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера,

РФ, г. Пермь

Плотникова Полина Андреевна

студент 5 курс, лечебный факультет, Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера,

РФ, г. Пермь

Тетерлева Ирина Андреевна

студент 5 курс, лечебный факультет, Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера,

РФ, г. Пермь

Джейранян Сергей Даниелович

студент 5 курс, лечебный факультет, Пермский государственный медицинский университет им. ак. Е.А. Вагнера,

РФ, г. Пермь

АННОТАЦИЯ

В статье предоставлены литературные данные по эпидемиологии, этиологии, патогенезу и лечению постменопаузального остеопороза.

ABSTRACT

The article presents the literature data on the epidemiology, etiology, pathogenesis and treatment of postmenopausal osteoporosis.

 

Ключевые слова: остеопороз, постменопауза.

Keywords: osteoporosis, postmenopause.

 

Остеопороз – прогрессирующее метаболическое заболевание скелета, проявляющееся уменьшением костной массы и нарушением ее микроархитектоники, что приводит к повышенной хрупкости костей и, как следствие, к повышению риска развития переломов. Патологические переломы могут возникнуть при падении с высоты собственного роста, кашле, чихании или вообще без какого-либо травматического вмешательства.

В настоящее время в РФ данным заболеванием страдают около 14 млн. человек, что составляет 10% от всего населения страны, 50% из них впоследствии становятся инвалидизированными. Заболеваемость остеопорозом повышается с возрастом, поражая около 30% женщин в постменопаузе [1].

Остеопороз является мультифакториальным заболеванием. К факторам, способствующим развитию данной патологии, относятся наследственная предрасположенность, неправильный образ жизни, низкая физическая активность, нарушения в эндокринной системе, наличие сопутствующих заболеваний, прием лекарственных препаратов и др. Важное место занимает курение, поскольку оно способствует изменениям микроархитектоники трабекулярной кости, что приводит к снижению устойчивости к механическим нагрузкам. Курильщики, независимо от пола, имеют более высокий риск остеопоротических переломов. По данным исследований распространенность остеопороза среди курильщиков составляет 31,3%, среди людей, которые курили раннее и бросили - 28,6 %, а среди некурящих -7,5%. Частое употребление кофе (≥ 3 чашек в день) также является фактором риска развития остеопороза, т.к. приводит к снижению интерстициального всасывания кальция (32% случаев в экспериментальной группе по сравнению с 27% в контрольной группе). После 65 лет важную роль также играет дефицит витамина D, снижение абсорбции кальция в кишечнике и реабсорбции в почках. Физическая активность является важным защитным фактором при остеопорозе. Женщины, регулярно занимающиеся спортом, реже страдают остеопорозом. [2].

Основной причиной уменьшения костной ткани и нарушения ее архитектоники у женщин является эстрогенная недостаточность. Дефицит эстрогенов приводит к дисбалансу между костной резорбцией и костеобразованием. При эстрогенной недостаточности снижается синтез инсулиноподобного ростового фактора 1, фактора ингибирования остеокластогенеза, трансформирующего фактора роста β, а также усиливается продукция лиганда активатора рецептора ядерного фактора каппа B и интерлекина-1, т.е. происходит уменьшение выработки стимуляторов костеобразования и увеличение продукции факторов костной резорбции [3].

Потеря костной массы у женщин в постменопаузе проходит в 2 фазы. Первая фаза – быстрая, которая протекает в первые 5 лет постменопаузы, когда ежегодно костная ткань убывает примерно на 3%. Вторая фаза – медленная. Она характеризуется ежегодной потерей массы костей на 1% [4].

В лечении пациентов с остеопорозом на начальной стадии стараются обходиться немедикаментозными методами. Рекомендуют здоровый образ жизни и диету, оптимальное количество физических нагрузок, отказ от вредных привычек. В любом возрасте адекватное употребление основных питательных веществ для здоровья костей, таких как кальций, витамин D и белок, снижает риск возникновения остеопороза и патологических переломов в более позднем возрасте.

Основное место в профилактике и лечении остеопороза у женщин в постменопаузе занимает специфическая терапия, с помощью которой риск переломов у пациентов с остеопорозом может быть снижен на 70%. Медикаментозная терапия включает 2 основные группы препаратов:

1) препараты, замедляющие костную резорбцию (бифосфонаты, селективные модуляторы эстрогеновых рецепторов – ралоксифен);

2) препараты, стимулирующие костеобразование (паратиреоидный гормон, фториды, анаболические стероиды, андрогены, соматотропный гормон).

К терапии первой линии относят бифосфонаты. Они являются мощными ингибиторами резорбции костной ткани и оказывают свое действие за счет снижения метаболизма и активности остеокластов и увеличения их апоптоза. Также они способствуют выработке остебластами ингибиторов синтеза остеокластов. В исследовании женщин с постменопаузальным остеопорозом, получавших непрерывную пероральную терапию ибандронатом, отмечено увеличение минеральной плотности поясничного отдела позвоночника и бедра на 5,64 и 3,35% соответственно. В другом исследовании у женщин в возрасте старше 65 лет, получавших бисфосфонаты в течение года, наблюдалось снижение частоты переломов позвоночника на 24-50% [1].

Селективные модуляторы рецепторов эстрогена представляют собой нестероидные агенты, которые связываются с рецептором эстрогена и действуют как агонисты или антагонисты эстрогена, в зависимости от ткани-мишени.  Ралоксифен предотвращает потерю костной массы и снижает риск переломов позвонков на 30-50% у женщин в постменопаузе.

Периодическое введение паратиреоидного гормона приводит к увеличению количества и активности остеобластов, что приводит к увеличению костной массы и улучшению скелетной архитектоники костей. Было показано, что лечение любым препаратом из данной группы значительно снижает риск переломов позвонков, а терипаратид оказывает влияние также на переломы, не связанные с позвонками.

Также в настоящее время используются в лечении тяжелых форм остеопороза ранелат стронция, деносумаб или комбинированные и последовательные методики лечения с использованием нескольких групп препаратов.

Эстрогены в лечении остеопороза в настоящее время стараются не использовать, т.к. они связаны с повышением риска ишемической болезни сердца и рака молочной железы на 30% и увеличением риска инсульта на 40% [2].

Все препараты для терапии остеопороза должны назначаться в сочетании с препаратами кальция (500-1000 мг в сутки) и колекальциферола (минимум 800 МЕ в сутки), так как доказанная эффективность была продемонстрирована именно в такой комбинации [5].

Таким образом, хоть и постменопаузальный остеопороз является прогрессирующим заболеванием, ведение здорового образа жизни и регулярное применение специфической терапии способствует увеличению качества и продолжительности жизни.  В современном мире имеется большое разнообразие препаратов для лечения остеопороза, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей пациентов, наличия сопутствующих заболеваний и побочных эффектов данных препаратов.

 

Список литературы:

  1. Кульчавеня Е.В., Трейвиш Л.С., Прокудина В.В. Остеопороз у женщин в менопаузе/постменопаузе. // Медицинский совет. - 2020. №21. С. 200-209.
  2. Bijelic R., Milicevic S., Balaban J. Risk Factors for Osteoporosis in Postmenopausal Women. // Medical archives. – 2017. №71(1). Р.25-28.
  3. Рожинская Л.Я. Современные стратегии профилактики и лечения постменопаузального остеопороза. // Медицинский совет. - 2012. №7. С. 20-23.
  4. Сметник В.П. Постменопаузальный остеопороз: эпидемиология, приверженность лекарственной терапии - оригинальные препараты или дженерики. // Медицинский совет. -  2012. №6. С. 42-46.
  5. Клинические рекомендации РФ. Остеопороз. 2021.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.