Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(168)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Демьянова Д.С. КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬЯ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 40(168). URL: https://sibac.info/journal/student/168/232872 (дата обращения: 25.11.2024).

КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬЯ)

Демьянова Диана Сергеевна

магистрант, кафедра социальной философии и этнологии, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

CURATOR'S PRACTICES IN CONTEMPORARY ART (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL)

 

Diana Demyanova

Master's student, Dept for Social Philosophy and Ethnic Studies, North-Caucasus Federal University,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются проблемы понимания культуры кураторства в сфере современного искусства. Рассматриваются исследования теоретических аспектов данного феномена. Анализируется опыт осуществления кураторских проектов на Ставрополье.

ABSTRACT

This article examines the problems of understanding the culture of curatorship in the field of contemporary art. Studies of the theoretical aspects of this phenomenon are considered. The experience of the implementation of curatorial projects in the Stavropol is analyzed.

 

Ключевые слова: куратор; кураторский проект; современное искусство; выставка; арт-проект.

Keywords: curator; curatorial project; contemporary art; exhibition; art project.

 

Период конца XIX – начала XX вв. в истории искусства неразрывно связан с развитием выставочной, а в последствии и проектной деятельности. В настоящее время именно выставки и арт-проекты являются одними из важнейших форм репрезентации искусства. На протяжении длительного времени система искусства функционировала без института кураторства как организующей силы, но с переходом к индустриальному обществу возникла необходимость в существовании данного феномена.

На сегодняшний день понятие «куратор» вошло в обиход во многих сферах общественной жизни. Однако, применительно к сфере искусства данное понятие является более сложным и многогранным. В данном случае «куратор» может быть определён как модератор, приближающий автора к зрителям, человек, объясняющий и концептуализирующий преимущественно современное искусство [5, с. 334].

Существует большой массив исследований, преследующих цель изучения института кураторства в искусстве, однако его масштабность и многогранность ещё не получили адекватного отображения в исследовательской практике. Можно выделить ряд авторов, в работах которых рассматриваемый феномен получил наиболее основательное теоретическое осмысление, среди них: Ханс Ульрих Обрист [9], Пол О’Нил [8], Карстен Шуберт [10], Майкл Баскар [2], Виктор Мизиано [6], Сибил Гордон Кантор [4], Брайан О’Догерти [7], Изабель Грав [3].

Сегодня куратор, деятельность которого синтетична и многогранна, является одной из центральных фигур в системе функционирования современного искусства. Именно куратором определяется актуальность темы, разрабатывается идея и концепция экспозиции, ведутся переговоры с авторами и участниками выставок и проектов. Специфика кураторской деятельности зависит от приверженности той или иной институции, её природы и механизмов функционирования. Важное место в формировании и развитии искусства занимает музейное кураторство, которое получило на Ставрополье наибольшее развитие в сравнении с независимым кураторством.

Примером развития музейного кураторства на Ставрополье может служить деятельность сотрудников Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Одним из интересных проектов, реализованных на базе музея, стала персональная выставка работ ставропольского художника Сергея Мягких, жизнь которого трагически прервалась в юном возрасте, – «Делать жизнь с кого: Винсент Ван Гог и Сергей Мягких» (2011 г., куратор проекта – А.К. Колбасников, научный сотрудник музея, хранитель музейных коллекций). По словам куратора, выставка дала возможность проследить скрытые, внутренние и явные сходства этих двух художников, несмотря на то, что жили они в разное время в разных странах. Драматичная судьба голландского живописца, его многостраничные исповеди, привлекали юного ставропольского художника. Знакомство с творчеством Ван Гога произвело сильное впечатление на Сергея и дало мощный толчок его духовному развитию. Можно сказать, этот проект продемонстрировал довольно прочные «отношения» ученика и наставника.

Другой проект – «Легенды ставропольского искусства» (куратор – А.К. Колбасников). Он был посвящён художникам, оставившим яркий след в художественной жизни края. Идея создания проекта возникла в 2015 г. Цель, преследуемая при его реализации, – показать современному зрителю когорту художников века прошлого – разных по возрасту, опыту, манере творчества, чтобы пробудить живой интерес посетителей к искусству, ещё раз обратиться к музейному собранию, из фондов которого была сформирована экспозиция.

Первая выставка проекта была открыта для посетителей в июле 2016 г. В экспозиции были представлены работы художников, чьи имена уже вошли в историю. Несмотря на то, что они относятся к разным поколениям, придерживались зачастую совершенно противоположных взглядов и художественных традиций, это придало особое своеобразие ставропольскому искусству. Особенно интересен и ярок период 1960 – 1980-х гг., когда произошёл расцвет художественной жизни Ставрополья благодаря авторам, создавшим настоящую сокровищницу местного изобразительного искусства. Среди них такие мастера как Павел Гречишкин, Пётр Горбань, Юрий Сивоконь, Сергей Мягких.

Вторую выставку проекта общественность увидела в августе 2017 г. На ней было представлено творчество заслуженного работника искусства России Евгения Саврасова и заслуженного художника России Алексея Соколенко. Эти два художника были связаны не только профессиональными, но и дружескими отношениями: оба обучались в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова и были одними из первых педагогов Ставропольской художественной школы. Но, по мнению инициатора и куратора проекта, в своей творческой манере и предпочтениях они были скорее антагонистами. Поэтому главной задачей при организации экспозиционного пространства стояла необходимость организовать его таким образом, чтобы оно в полной мере показывало особенности почерка двух выдающихся мастеров.

На Ставрополье существует также ряд других проектов, имеющих интересную историю. Один из них – ежегодный фестиваль «Гречишкинская весна» (куратор – Г.П. Мясников, скульптор). Этот фестиваль посвящен памяти знаменитого ставропольского пейзажиста Павла Гречишкина, на протяжении всей жизни воспевавшего красоту природы Ставрополья и Северного Кавказа. В ходе фестиваля, с одной стороны, происходит творческий обмен между участниками, с другой стороны – общение с публикой. Посещая выставки в залах музеев и галерей, публика видит конечный результат творческой работы, а концепция фестиваля позволяет любому не только быть сторонним наблюдателем в процессе создания художниками своих творений, но и самому попробовать себя в роли художника.

Каждый год участники проекта выбирают для творчества живописные окрестности г. Ставрополя и с. Татарка. В дни фестиваля проходят многочисленные мастер-классы для детей и взрослых и с каждым годом проект набирает обороты, расширяет географию городов, из которых приезжают участники и куда затем отправляются итоговые выставки.

В 2021 г. VIII Международный открытый фестиваль пленэрной живописи «Гречишкинская весна – 2021» так же по традиции прошёл в                с. Татарка в рамках шестого по счёту форума творческих союзов «Белая акация». Главный творческий итог фестиваля был представлен на родине замечательного классика пейзажа – в историко-краеведческом музее с. Татарка, где была организована выставка работ участников пленэра.

С середины 1990-х гг. в г. Ставрополь начали проводиться международные и всероссийские художественные выставки-конкурсы в рамках авторского проекта художника «RUSSIAN BIENNALE» с двумя основными направлениями: «МАСТЕРА СОВРЕМЕННОСТИ» и «МАСТЕР+УЧЕНИК» (куратор – Л.И. Алмосов, художник, профессор Российской академии естествознания, действительный член (академик) Российской академии народного искусства, член ВТОО «Союз художников России», член Международного союза педагогов-художников, член Союза художников народного искусства). По мнению Л.И. Алмосова, совместная деятельность, в рамках которой учитель и ученик трудятся вместе на равных для достижения целей, является одной из наиболее продуктивных форм воспитательного творческо-научного воздействия. [1, с. 30]

Необходимо отметить, что тематика проводимых по инициативе художника биеннале современного реалистического искусства достаточно разнообразна и более чем за четверть века были проведены такие тематические выставки-конкурсы как: «Современное реалистическое искусство», «Сопричастность», «Графика и иллюстрация», «МАСТЕР+УЧЕНИК», «Память. Защитникам Отечества посвящается», «Жизнь! И в горе, и в радости», «Пейзаж моей Родины» и многие другие.

Рассмотрев опыт кураторской деятельности на Ставрополье, можно отметить, что темпы его развития здесь несколько отличаются от более крупных регионов, но в целом идут в общем русле развития института кураторства в России. В основном кураторская деятельность здесь функционирует на базе различных институций, таких как музеи, галереи, художественные школы, творческие и профессиональные союзы и объединения, хотя имеют место и независимые авторские проекты.

 

Список литературы:

  1. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Авторский проект «RUSSIAN BIENNALE» с двумя направлениями: «МАСТЕРА СОВРЕМЕННОСТИ» и «МАСТЕР+УЧЕНИК» по проведению выставок-конкурсов реалистического искусства// Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации : электронный сборник научных статей. Вып. II [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. В. Бакшаева, Г. Г. Тенюкова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. – С. 29 – 39.
  2. Баскар, М. Принцип кураторства: Роль выбора в эпоху переизбытка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.  – (Garage Pro). – 360 с.
  3. Грав, И. Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – (Garage pro). – 288 с.
  4. Кантор, С.Г. Альфред Барр и интеллектуальные истоки музея современного искусства. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. – (Garage pro). –392 с.
  5. Карпова, П. С. Анализ проблем кураторства художественных проектов в системе современного искусства / П. С. Карпова // Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи : Сборник материалов второй всероссийской конференции молодых исследователей, Москва, 02–04 декабря 2015 года / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии". – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет дизайна и технологии", 2014. – С. 333-336.
  6. Мизиано, В. Пять лекций о кураторстве. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – (Garage pro). – 254 с.
  7. О’Догерти, Б. Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 144 с.
  8. О’Нил, П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). – М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. – (Garage pro). – 272 с.
  9. Обрист, Х. У. Краткая история кураторства. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. – (Garage pro). – 256 с.
  10. Шуберт, К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – (Garage pro). – 224 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.