Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(167)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Панченко Т.А. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 39(167). URL: https://sibac.info/journal/student/167/232731 (дата обращения: 22.09.2024).

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панченко Татьяна Александровна

студент 5 курса бакалавриата, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

Катилевская Юлия Александровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры общей педагогики и образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

PLAY AS A MEANS OF FORMING THE CREATIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

 

Tatiana Panchenko

5th year undergraduate student, Stavropol State Pedagogical Institute,

Russia, Stavropol

Yulia Katilevskaya

scientific adviser, Ph.D. ped. sciences, Assoc. Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыто понятие творческая активность детей дошкольного возраста, описана игра ее виды и компоненты, расстроенно влияние игры на развитие творческой активности детей дошкольного возраста.

ABSTRACT

The article reveals the concept of creative activity of preschool children, describes the game, its types and components, upset the influence of play on the development of creative activity of preschool children.

 

Ключевые слова: творческая активность, дети дошкольного возраста, игра.

Keywords: creative activity, preschool children, play.

 

Под творческой активностью детей дошкольного возраста, в работе Г.В.  Павленко, рассматривается проявление способностей, устремление ребенка к действию, а именно возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений, создание новых форм поведения, удовлетворение потребности в преобразовании и созидании самого себя [6].

Педагогические исследования (Д. Богоявленская, Л. Выготский, А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский, В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко и др.) дают нам основание считать, что основополагающим качеством созидательной личности есть не что иное, как ее творческая активность, представляющая собой интегративную характеристику личности. В которой, с одной стороны, отражены новейшие глубокие образования в структуре личности (творческие потребности, мотивы), а, с другой, - находят свое выражение качественные видоизменения в деятельности, которая делается более мощной, целенаправленной, плодотворной [7].

Вырабатывание творческих способностей у ребенка, как считает Г.Х. Вахитова, подразумевает развитие воображения и способности проявлять различными способами свои чувства, представления о мире, умение нестандартно думать. Для этого нужно обучить ребенка дошкольного возраста уметь увидеть во всяком предмете его многообразие, исходя от конкретного признака, умение построить новейший образ [1].

Из дефиниции «творческая активность» становится ясно, что дети должны усваивать установленные знания, навыки и способности для развития творчества, а для того чтобы освоить творческие действия, которые дети не могут усвоить без поддержки взрослых, им нужно целевое образование.

Основным средством целевого образования по развитию творческой активности мы определяем игру, обуславливая это тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, а важнейший результат игры - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом.

В работе Л. С. Выготского, А.И. Дубняковой, Д. В. Менджерицкой, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и многих других авторов игра представляется как творческая деятельность, а следовательно, в ней созревает креативность как способность к творчеству [2; 4; 5].

В психолого-педагогической литературе игровое действие воображаемую ситуацию, сюжет и роль относят к основным компонентам структуры игры. При чем эти компоненты являются функционально взаимообусловленными, т. е. выступают в обязательной взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому в игре дети могут одновременно выступать как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры, что позволяет проявляется детскому творчеству. Детское творчество проявляется в том, что дети не продумывают свой замысел и не готовятся к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Следовательно, можно уверенно говорить, что проигрывание роли есть характер перевоплощения, а этот процесс и есть творчество ребенка. Такой творческий процесс будет завесить от личного опыта играющего, уровня развития его эмоций, воображения, а также интересов [3].

В своих работах А.Н. Леонтьев многократно подчеркивал взаимосвязь воображаемой ситуации и игрового действия. При чем, как утверждает А.Н. Леонтьев, исходным моментом игрового действия является не практическое действия, а, напротив, воображаемая ситуация. Поэтому, в игре предметы и действия с ними принимают особенный «личностный смысл», ибо ребенок основывается на знание о реальном назначении предметов и на имеющейся эмоциональный опыт [5].

Важнейшим видом игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая. В развитой ролевой игре с ее сюжетами и сложными ролями, организовывающими довольно широкий простор для импровизации, у детей вырабатывается творческое воображение. Творческое воображение является деятельностью, организованной на способности мозга, позволяющей образовывать новые своеобразные образы, требующие отбора материалов, в соответствии с замыслом и представлением.

На особенную важность воображаемой игровой ситуации для возникновения творческой активности указывал и Л.С. Выготский, толковавший этот компонент как возникновение «игрового смысла», как фактор перехода к действию в «смысловом поле». Следовательно, воображаемая ситуация переустраивает предметную деятельность ребенка, «оформляет» ее в «игру» и развивает творческую активность [2].

Главный смысл сюжетно-ролевой игры, связанный с творческой деятельностью, состоит в том, что у ребенка вырабатывается нужда в реорганизации окружающей действительности, способность к сотворению нового. Ребенок объединяет в сюжете игры действительные и выдуманные явления, награждает новыми свойствами и функциями известные предметы.

Сюжетно-ролевая игра делается ведущей творческой деятельностью ребенка. Она позволяет взять ребенку на себя роль взрослых людей и в игровых условиях отразить деятельность взрослых и отношения между ними. Проигрывание роли взрослых, развитие сюжета вынуждает ребенка перекомбинировать популярные события, образовывать их новые соединения, дополнять и переустраивать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность исследовать ситуацию с разных подходов. При разыгрывании ролей перевоплощения ребенка принимает характер творчества [3].

Игровая деятельность ребенка дошкольного возраста представляется сильным стимулом развития творческой активности, так как разрешает детям развивать творчество через способность к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней передаче своих мыслей и чувств, в способности к созданию образа, продумыванию и воплощению его роли и др.

Среди разнообразия игр детей дошкольного возраста (игр, в которых обнаруживаются образы, умещающие в себя условное преобразование окружающего) наиболее развивающими творческую активность будут театрализованные игры и игры-драматизации, которые заключаются в проигрывании обусловленных литературных созданий и отображении при помощи выразительных средств (интонации, мимики, жеста) конкретных образов литературного произведения. При этом, игра-драматизация представляется особым, сложным видом творческой деятельности дошкольников, так как вызывает у ребенка необходимость запоминания текста, осознания течения событий, образов героев. Также к играм, развивающим творчество относят строительно-конструктивные игры, в которых дети отражают окружающий мир предметов, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Игра, с точки зрения ее внутренней структуры, представляет собой тип деятельности ребенка, в котором окружающая действительность познается через несовпадение реального игрового действия, что рождает новый, воображаемый смысл олицетворяющей собой творческую активность. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности.

Таким образом, представленный материал позволяет нам констатировать, что центральным средством для развития творческой активности детей дошкольного возраста представляется игра, поскольку именно в игре, с ее сюжетами и сложными ролями, образовывающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей складывается творческая активность. Поэтому можем утверждать, что игра, являясь импровизацией, есть всегда творчество.

 

Список литературы:

  1. Вахитова Г.Х. К проблеме творческого становления дошкольников в игровой деятельности//Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2003. - № 2. - С. 51-53.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004. - 224с.
  3. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: дисс...канд. психол. наук.  - М.: МГППУ, 2005.  - 155 с.
  4. Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников//Вестник Псковского гос. ун-та.  - 2009. - № 7.  - С. 178-179.
  5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000. – 410 с.
  6. Павленко Г.В. Педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре : дис. .. канд. пед. наук : 13.00.07. – М., 1998. – 227 c.
  7. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976. – 280 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.