Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(167)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛИТЕРАТУРОЙ И МУЗЫКОЙ В КОНТЕКСТЕ ЭКСТРА- И ИНТРАКОМПОЗИЦИОННОЙ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ
LITERATURE AND MUSIC INTERRELATION IN THE CONTEXT OF EXTRA- AND INTRACOMPOSITIONAL INTERMEDIALITY
Tatiana Kalinkina
student, English Philology and Cross-cultural Communication Department, Belgorod State National Research University,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена краткому описанию проявлений экстра- и интракомпозиционной интермедиальности в контексте взаимодействия двух видов искусств: литературы и музыки. На основании обзора тематических зарубежных источников предлагается классификация вне- и внутрилитературных форм интермедиальных связей, что и является результатом исследования.
ABSTRACT
The article is dedicated to a brief description of the manifestations of extra- and intra-compositional intermediality in the context of the interaction of two types of art: literature and music. The research result is classification of extra- and intraliterary forms of intermedial connections based on the review of thematic foreign sources.
Ключевые слова: интермедиальность, внутрикомпозиционный, внекомпозиционный, нарративность, интердискурс.
Keywords: intermediality, intracompositional, extracompositional, narrative, interdiscourse.
Литература - это вербальная форма искусства, которая может устанавливать множество контактов не только между отдельными литературными произведениями и жанрами, но и с другими, нелитературными дискурсами, а также с другими видами искусств, поэтому ее справедливо называют "интердискурсом" [8, с. 231]. Эта интердискурсивная природа литературы проявляется в многообразных интермедиальных отношениях между литературой и другими искусствами и средствами массовой информации.
Отношения между литературой и музыкой, которым и посвящена данная статья, заслуженно занимают отдельное место в области интермедиальных отношений. Исторически не случайно, что отношения между литературоведением и музыковедением возникли на основе сравнительного литературоведения и впоследствии часто теоретизировались в термине «интертекстуальность». Первые музыкально-литературные исследования проводились литературными критиками и, следовательно, имели сильный литературный уклон. Они посвящены упоминаниям или появлениям музыки в литературных текстах, а также их использованию и функциям в тексте. История того, что раньше называлось «музыкально-литературными межхудожественными исследованиями», началась с основополагающего сравнительного исследования Кельвина С. Брауна «Музыка и литература» (“Music and Literature”) [1, с.155], в котором основное внимание уделялось структурным аналогиям между двумя видами искусства. Однако за последние несколько десятилетий исследования литературы и музыки расширились и теперь включают в себя более общие темы. В этом плане показательны исследования Джона Нойбауэра [7, с. 128], о повествовательном потенциале музыки. В его работах бывшая монополия литературоведов была оспорена работой музыковедов, таких как Лоренс Крамер, который не только был пионером в области "музыкальной нарратологии" [3, с. 149], но и изучал "общие цели, эффекты или ценности" музыки и литературы в их исторических контекстах, применяя метод "тандемного чтения музыкальных и литературных произведений" [2, с. 163]. Среди недавних вкладов музыковедов в эту область следует упомянуть исследование Майкла Холливелла о включении в оперу классического австралийского романа Патрика Уайта "Восс" [4, с. 36], а также недавнюю книгу Холливелла об оперных версиях произведений Генри Джеймса [5 с. 23]. Музыкально-литературные исследования недавно откликнулись на "культурологический поворот" в гуманитарных науках, что, например, проявилось в обсуждении вопросов функции музыкальной сцены в книге «Слово и музыковедение: Очерки в честь Стивена Пола Шера о культурной идентичности и музыкальной сцене» (“Word and Music Studies: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage ”) [6 с. 3].
Многообразие тем в музыкально-литературных исследованиях следует воспринимать не только как удивительное богатство, но и в качестве озадачивающего в своей неоднородности явления. Подобное представляет собой вызов для исследователей данной темы. Для каждого, кто хочет разобраться в этом многообразии, и намерен проводить свое тематическое исследование, попытка классифицировать интермедиальные проявления является необходимой задачей, что и предлагается сделать в данной статье.
Триадическая типология Стивена Пола Шера является одной из основных типологий внутрикомпозиционной интермедиальности: словесная музыка (word music, Wortmusik) – когда литература пытается заимствовать средства выражения музыки, стремится к музыкальности слога, стиха; уподобление словесного текста той или иной музыкальной форме и структуре; вербальная музыка (verbal music) - литература стремится воссоздать музыкальный художественный мир, передать специфику музыкального переживания [10, с. 39]). Ее главной характерной чертой является акцент на интермедиальных отношениях, которые могут быть зафиксированы в рамках данного произведения. Как отмечает Вернер Вулф, немецкий музыковед и музыкальный критик, это относится к программной музыке, к явлению «литературы в музыке», к вокальной музыке как сочетанию «литературы и музыки», а также к случаям «музыки в литературе». Он сам отдал предпочтение этому типу в части своих исследований и назвал его "интермедиальностью в узком смысле" [11, с.115]. Однако этот тип по определению исключает существенную часть того, что сегодня также иногда рассматривается как интермедиальность и что автор называет "внекомпозиционной интермедиальностью".
Помимо трёх способов репрезентации музыкального в литературе, предложенных Шером, существует также разделения во внекомпозиционной интермедиальности. До сих пор среди исследователей музыкально-литературной сферы, включая Шера, внекомпозиционным вариантам интермедиальности уделялось не так много внимания, как их внутрикомпозиционным аналогам. Причину такого перекоса, возможно, следует искать в истории дисциплины, в частности, в упомянутой выше основополагающей роли сравнительного литературоведения, практикуемого учеными, воспитанными в традиции близкого текстуального прочтения. Именно здесь возник преобладающий интерес к тому, что автор называет "литературоцентричной" интермедиальностью [11, с. 122]. В отличие от внутрикомпозиционной интермедиальности, исследуемой в рамках этой традиции, литература не обязательно играет центральную роль в экстракомпозиционной интермедиальности, даже если она также включает в себя литературу и музыку.
Можно выделить два проявления экстракомпозиционной интермедиальности, оба из которых актуальны для музыкально-литературных исследований. Первый охватывает явления, которые неспецифичны для отдельных видов искусств, т.е. они появляются более чем в одном ответвлении искусства и поэтому могут образовывать точки контакта или мосты между несколькими семиотическими образованиями. Интермедиальность как качество культурной знаковости проявляется в повторном использовании мотивов, тематической вариативности или, в определенной степени, даже нарративности. Можно утверждать, что нарративность - это форма интермедиальности, поскольку она берет свое начало в вербальном повествовании. Нарративность может выступать типологическим пограничным случаем в поле внекомпозиционной интермедиальности, многие особенности повествования, например, в кино или изобразительном искусстве, являются явлениями, происходящими из вербального (устного или письменного) повествования. Ярким примером выступает глава «Сирены» из романа Джеймса Джойса «Улисс», которая описывается в форме сонаты со основными присущими ей характеристиками: трёхчастность, закольцованность повествования.
Целесообразным будет упомянуть о существовании другой интересной параллели между музыкой и литературой, которую можно исследовать с интермедиальной точки зрения, - это появление саморефлексивности, например, в метафантастике и в том, что можно назвать по аналогии «метамузыкой» - область «метареференции», которая концентрируется на музыкальной иронии [12, с. 321]. Другие случаи интермедиальности касаются характерных исторических черт, которые разделяют формальный или содержательный уровень в определенные периоды, например, эмоциональная выразительность, характерная для чувствительности XVIII века, которую можно проследить в драме, художественной литературе, поэзии, опере, инструментальной музыке и в изобразительном искусстве.
Внекомпозиционная интермедиальность может проявляться и на уровне содержания. Так обстоит дело с определенными архетипическими сюжетами и темами. Например, развитие романтической любви или конфликты между поколениями и полами, наблюдаемые в вербальных текстах, изобразительном искусстве, кино, опере. Примером этого выступает не только вышеупомянутое создание оперной версии романа Патрика Уайта «Восс», но и переложение комедии Бомарше «Свадьба Фигаро» в оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» и множество подобных случаев. Как это характерно для внекомпозиционной интермедиальности в целом, во всех этих случаях интермедиальность находится в пространстве между двумя произведениями, «Свадьбу Фигаро» Моцарта можно понять без предварительного знакомства с претекстом Бокмарше, хотя несомненно, что его комедия является источником либретто да Понте и, следовательно, оперы Моцарта: эта генетическая связь, однако, не вносит существенного вклада в обозначение оперы как таковой. Следовательно, в этом и подобных случаях в конечный продукт почти не включаются ссылки на оригинальный текст.
Таким образом, взгляд на отношения литературы и музыки с позиции интермедиальности приводит исследователей к поиску способов отразить контакт этих направлений искусства в структурных аналогиях. Рассматривая взаимоотношения двух искусств, становится очевидным разделение взаимосвязей на внутрикомпозиционные, которые удачно отображает триадическая типология Шера, и внекомпозиционные, среди которых на уровне формы выделяются вариации нарративности и саморефлексивности; а на уровне содержания вечные темы и архитипичные сюжеты.
Список литературы:
- Brown C. S. Music and Literature: A Comparison of the Arts. Greater Noida: Thompson Press, 2008. – 304 p.
- Kramer L. Dangerous Liaisons: The Literary Text in Musical Criticism // 19th-Century Music. – 1989.Vol. 13 (2). – P. 159-167.
- Kramer L. Musical Narratology: A Theoretical Outline // Indiana Theory Review. – 1991. – Р. 141-162.
- Halliwell M. Singing the Nation: Word/Music Tension in the Opera Voss // Word and Music Studies: Essays on the Song Cycle and on Defining the Field. – 2001. P. 25-48.
- Halliwell M. Opera and the Novel: The Case of Henry James // Word and Music Studies 6. Amsterdam: Rodopi, 2005. – 506 p.
- Lodato S. M., Suzanne A. Word and Music Studies: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage // Word and Music Studies 4. Amsterdam: Rodopi. – 2002. – 336 p.
- Neubauer J. Tales of Hoffmann and Others on Narrativization of Instrumental Music // Interart Poetics: Essays on the Interrelations of the Arts and Media. Internationale Forschungen zur Allgemeinen und Vergleichenden Literaturwissenschaft 24. Amsterdam: Rodopi. – 1997. – P.117-136.
- Nünning A. Von historischer Fiktion zu historiographischer Metafiktion. Literatur -Imagination - Realität. – Trier: WVT. – 1995. – P. 225-322.
- Scher S.P. How Meaningful is "Musical" in Literatury Criticism? // Yearbook of Comparative and General Literature. – 1972. №21. – P. 52-56.
- Scher S.P. Verbal Music in German Literature. New Haven and London: Yale University Press. – 1968. – 181 p.
- Wolf W. The Musicalization of Fiction: A Study in the Theory and History of Intermediality // Internationale Forschungen zur Allgemeinen und Vergleichenden Literaturwissenschaft 35. Amsterdam: Rodopi. – 1999. – 283 p.
- Wolf W. Instrumental Metamusic as an Analogy to Literary Metafiction? // Metafiction and Metamusic: Exploring the Limits of Metareference. Self-Reference in the Media. Berlin: De Gruyter. – 2007. – P. 317-347.
Оставить комментарий