Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(167)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Демидов К.М. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ТРУДАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Ф. НИЦШЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 39(167). URL: https://sibac.info/journal/student/167/232044 (дата обращения: 27.04.2024).

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ТРУДАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Ф. НИЦШЕ

Демидов Кирилл Михайлович

студент, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

РФ, г. Димитровград

Цынк Светлана Владимировна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., кафедра гуманитарных наук, Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

РФ, г. Димитровград

Объект: Нравственность 19 века

Предмет: труды Достоевского и Ницше

Задачи: рассмотреть труды Достоевского и Ницше и выделить проблемы, поднятые в их произведениях

Метод: анализ

Начнем данную статью с того, что скажем о том, что в 19 веке вопрос о нравственность был один из ключевых в то время. Так как тогда было достаточно написано трудов на этот счет и основную роль внесла немецкая философия того времени, поэтому вопрос нравственности был актуален. Каждый уважающий себя автор конца 18 и даже по середину 20 века считал своим долгом написать хотя бы одно произведение, где эта тема была бы основной. Однако же в этой статье мы разберем, проанализируем и сделаем общий вывод о нравственности в трудах Ф. М. Достоевского и Ф. В. Ницше.

Для начала разберем произведение Достоевского «Преступление и наказание». Сюжет повествует о молодом, и нищем студенте Раскольникове и как сперва покажется он несет в себе идеи немецкого философа (Ницше), но только на первый взгляд, об этом позже. На начало произведения Раскольников уже на пороге полной нищеты и закладывает последние вещи, что у него остались старухе-процентщице. Также далее выясняется, что он опубликовал статью в которой описывает идеи о том, что люди делятся на 2 типа: обыкновенных и необыкновенных. И в первой части узнается что он приписывает себя к классу необыкновенных из чего исходит то что он способен на все. И так как он закладывает последние вещи старухе-процентщице и у него имеется долг на жилье он принимает решение о том, что пора действовать и решается на убийство. Подгадав момент и уединившись с ней, он совершает замышляемое, но тут неожиданно пришла сестра старухи и Раскольников, растерявшись, убивает и ее. И далее все оставшееся произведения автор описывает нам как страдает Раскольников как он страдает и бредит, то, что ему сняться кошмары. Достоевский очень хорошо описывает нам его страдание и последующее сострадание со стороны остальных второстепенных героев. Это и есть главный смысл произведения, который пытался донести нам автор. И заключается он в том, что каждый наш совершенный поступок несет в себе некоторую отдачу все зависит от тяжести этого поступка. Сейчас же вернемся к началу этого абзаца и ответим на вопрос; Почему теория Раскольникова похожа на философское произведение Ницше? Похоже она только тем, что в ней так же говорится об идеях «сверхчеловека» и на этом схожесть заканчивается. И о различиях мы поговорим ниже после того как сделаем микровывод по Достоевскому.

Итак, подводя итог всему выше сказанному, заключим что в своем произведении Достоевский описывает как можно страдать если не опираться на нравственность. И то что насколько тяжелый твой проступок, настолько и будет тяжелым твое страдание. Так что проблема страдания и сострадания для героя Достоевского заканчивается хорошо, так как он нашел сострадание в конце произведения, где его поняли и простили, и раскаявшись он принял свой грех и намерен искупить его.

Таково было видение нравственности у Достоевского в страдании и последующем сострадании. Теперь узнаем, как Ницше ответвил на этот вопрос в своем произведении «Так говорил Заратустра». Произведение состоит из четырех глав. Начинается все с того, что мудрец Заратустра спускается с гор, где прожил 10 лет. Там он все это время обдумывал идеи о «сверхчеловеке» и в итоге пришел к тому, что придумал некоторые принципы, которыми будет руководствоваться этот сверхчеловек при совершении своих действий. Это все мудрец планирует донести до людей в городе и по дороге всем, кто ему встречается он, рассказывает о своих идеях. Но в большинстве на него не обращают внимание и просто игнорируют. И когда он заходит в город и рассказывает людям что надо отречься от религии и то что надо признать в себе сверхчеловека его никто не слушает, и он понимает, что люди еще не готовы к этому и уходит обратно к себе в пещеру. «Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» - именно такой девиз был у мудреца. И далее на протяжении еще двух глав он тщетно вновь выходил к людям, но его по-прежнему не слушали и не понимали. Но в четвертой главе он все же находит тех, кто внимал к его речам. И они устроили вечерю, где восхваляли мудреца и молились ему. На этом и кончается произведение. Кратко сюжет его можно описать так, однако в нем главное не только лишь сюжет, а как раз мысли этого мудреца, которые он говорит по ходу своих скитаний. Для героя Ницше сострадания нет ведь она только приумножает беды человечества, которых и так хватает. Он говорит нам о том, что восхвалять нужно сильных, а слабые на это права не имеют. На почве этого он осуждает христианскую религию, где слабых нужно любить. Считает это противоестественным. Сострадание как считает герой Ницше, расслабляет и делает нас слабыми и зависимыми от этого, когда сильному же этого не нужно.

Подытожим все вышесказанное касательно главного труда Ницше «Так говорил Заратустра». В нем нравственные понятия как страдания и сострадания несут в себе другой смысл как это было у Достоевского. То есть можно сказать, что Страдания закаляют нас и делают сильнее, а сострадание наоборот размягчает и делает слабыми, что не подходи для концепции о «сверхчеловеке». И из этого следует последующее осуждение христианской веры и кантовской идеи о всевластии совести.

Теперь сформулируем вывод всему вышесказанному так как данных для этого достаточно. Сравнивая идеи нравственности у героев Достоевского и Ницше сначала может показаться что они похоже, однако при более точном анализе становится понятно, что это не так и их концепции в корне различаются. Достоевский так же описывает концепции о «сверхчеловеке», но из его произведения становится понятно, что это невозможно так как страдания возьмут вверх и тогда индивид будет искать сострадания и найдя его ему станет немного лучше. Достоевский полагал что страдания без сострадания не существует. Однако же Ницше говорит нам об обратном. Он сформулировал свои представления о «сверхчеловеке» в которых страдания должны быть без сострадания. По Ницше страдания делают нас сильнее и если индивид превозможет это, то встанет на путь «сверхчеловека», однако если страдания возьмут вверх значит человек останется слабым и тогда он обратится к состраданию и останется слабым.

 

Список литературы:

  1. Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" / [сост. : Т. В. Зернова, Н. А. Ремизова]/ 1993 с. 627
  2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра, пер. с нем. - Ю. Антоновский, СПб: Азбука-классика, 2004. -340 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.