Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(166)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Зыкова И.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 38(166). URL: https://sibac.info/journal/student/166/231259 (дата обращения: 29.03.2024).

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Зыкова Ирина Александровна

студент, кафедра: «Предпринимательское, конкурентное и экологическое право», Южно-Уральский государственный университет,

РФ, г. Челябинск

SOME ISSUES OF CONCLUDING A CONTRACT OF SALE OF AN ENTERPRISE

 

Irina Zykova

student, Department: "Entrepreneurship, Competition and environmental law" South Ural State University,

Chelyabinsk, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье автором исследуются особенности договора купли-продажи предприятия как имущественного комплекса. Проводится разграничение между понятиями единого недвижимого комплекса и имущественного комплекса. Определяются основные этапы отчуждения предприятия по договору купли-продажи, а также делается вывод о сложности, дороговизне и затяжном процессе передачи имущественного комплекса от одного владельца к другому.

ABSTRACT

In this article, the author examines the features of the contract of sale of an enterprise as a property complex. A distinction is made between the concepts of a single immovable complex and a property complex. The main stages of the alienation of the enterprise under the contract of sale are determined, and the conclusion is also made about the complexity, high cost and protracted process of transferring the property complex from one owner to another.

 

Ключевые слова: договор купли-продажи предприятия, имущественный комплекс, отчуждение бизнеса, продажа предприятия.

Keywords: contract of sale of an enterprise, property complex, alienation of a business, sale of an enterprise.

 

На сегодняшний день договор купли-продажи является основной формой обеспечения оборота товаров в мире, определяя товарно-денежные отношения любого государства. В свою очередь, общие положения, изложенные в параграфе 1 главы 30 части 2 ГК РФ, договора купли-продажи не могут охватить всю специфику правоотношений, связанных с заключением сделки относительно отчуждения предприятия.

В странах западной Европы законодательство о продаже предприятия систематически совершенствуется и получает высокий уровень развития. Так, например, для Франции в рамках передачи предприятия характерен термин «торговый фонд» нежели привычный нам «имущественный комплекс», для Германии – «бизнес на ходу», в Италии, как и в России предприятие есть имущественный комплекс, включающий в себя и обязательность осуществления предпринимательской деятельности с использованием всей совокупности имущества на момент отчуждения, а в Англии продажа предприятия регулируется прецедентами [2, c. 6].

В России правовая регламентация продажи предприятия определена параграфом 8 главы 30 части 2 ГК РФ, а также Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и иными законодательными и подзаконными актами.

В научной литературе зачастую встречается мнение о том, что купли-продажа предприятия – это форма передачи «бизнеса» другому лицу или лицам. В судебной практике обнаруживаются позиции касательно непризнания цепочки договоров купли-продажи недвижимости в рамках одного предприятия притворными сделками. Так, например, Судебной коллегией по гражданским делам ВС Республики Карелия рассматривался спор по гражданскому делу по иску ООО «Петро Пак» к Москаленко А. Г. о признании сделки недействительной [7]. Согласно апелляционному определению, сторонами сделки были приняты все меры по соблюдению правил в отношении совершения оспариваемой сделки, решения общих собраний участников не оспорены, у продавца Москаленко А.Г. не было оснований сомневаться в правомочности общего собрания участников общества. Стороной не представлено объективных и бесспорных доказательств того, что своими действиями стороны прикрыли сделку по продаже предприятия как единого имущественного комплекса, противоречий между волей и волеизъявлением сторон при заключении сделок не обнаружено.

В данном решении суда имеет место понятие «единый имущественный комплекс», которого ни в одном законодательном акте как правовой категории не существует. В свою очередь, в ст. 133.1 ГК РФ с 2013 г. введена конструкция единого недвижимого комплекса, с которой зачастую проводят необоснованное тождество или синонимизацию оговариваемых понятий. На наш взгляд, следует разграничивать данные термины, в том числе, и применительно к договорному праву по отчуждению предприятия и отчуждению ЕНК: 1) предприятие наполнено разнородными объектами гражданских прав, которые объединяются единой экономической направленностью процессов предприятия; 2) в ЕНК объединение исключительно техническое; 3) ЕНК – это неделимая вещь, тогда как для предприятия такой характеристики нет, поскольку оно вполне может быть поделено на части или доли; 4) в предприятие могут входить как недвижимые, так и движимые вещи, а также права и обязанности, права интеллектуальной собственности и иные вещи, а составные элементы ЕНК – исключительно недвижимые вещи. Стоит согласиться с позицией З.А. Михайловой относительно того, что два этих объекта гражданских прав самодостаточны [4].

По мнению Е.А. Суханова, «признание имущественного комплекса предприятия вещью - единым объектом права собственности или иного вещного права - не только противоречило бы вещно-правовому «принципу специализации», но и вело бы к появлению «права на право» (вещного права на обязательственные и иные права, находящиеся в составе предприятия), а, в конечном счете - к необоснованному смешению правовых режимов вещных и обязательственных прав» [5, c. 492].

10 ААС рассматривал апелляционную жалобу ОАО «Жилевский завод пластмасс» к Росреестру по Московской области касательно регистрации перехода права собственности на несколько объектов недвижимости ОАО по одному договору купли-продажи [10]. Согласно материалам дела, право собственности ОАО «Жилевский завод пластмасс» на имущественный комплекс ранее зарегистрировано не было. Апелляционный суд постановил, а кассационный – поддержал его, что купля-продажа 12 объектов недвижимости осуществлена не как продажа предприятия (даже на этапе банкротства) – имущественного комплекса, а как отдельных объектов недвижимости, что законодательством не запрещается, а довод Управления о том, что объекты недвижимости отчуждались заявителем как предприятие, является необоснованным.

Справедлива ли данная позиция судов? Первоначальное право собственности на созданное предприятие не регистрируется, регистрация осуществляется только на сами объекты недвижимости, входящие в такой имущественный комплекс. Однако вся эта совокупность рассматривается как весьма определенный объект гражданских прав – предприятие. Сама регистрация имущественного комплекса возможна исключительно при совершении соответствующей сделки в отношении предприятия в целом или в ее части. Представляется необоснованной такая точка зрения правоприменителя, явно не отвечающая положениям гражданского законодательства.

Следует согласиться с мнением А.А. Даркова о том, что «предприятие на ходу стоит намного дороже, чем простая совокупная балансовая стоимость его имущества или чистых активов, при наличии «клиентелы» (goodwill), т.е устойчивых хозяйственных связей с потребителями продукции или услуг» [3]. После отчуждения основной части недвижимого имущества по сделкам за рамками конструкции купли-продажи предприятия, остается ли оно «предприятием», или же после такого отчуждения комплекс превращается просто в набор оставшегося движимого и недвижимого имущества с совокупностью прав и обязанностей руководства организации? Вообще вопрос о прибыльности и качестве передаваемого предприятия от одного владельца к другому вызывает серьезные дискуссии среди ученых, правоприменителей и предпринимателей, поскольку продавец не может гарантировать успешное ведение бизнеса в дальнейшем.

Передача имущественного комплекса осуществляется в три этапа:

1. Предварительная подготовка:

- принятие решения о купле-продаже полномочным органом юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

- составление пакета документов в соответствии со ст. 561 ГК РФ (акт инвентаризации, аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия, реестр всех обязательств, включаемых в состав предприятия, бухгалтерский баланс).

При отсутствии таковых документов договор купли-продажи предприятия считается незаключенным [8, 9], если только стороны не совершили конклюдентные действия, направленные на исполнение обязательств по договору при отсутствии акта инвентаризации.

Несмотря на то, что всё имущество передаётся в рамках uno actu, необходимо соблюдение правового режима входящих в имущественный комплекс объектов гражданских прав, дабы сохранить действие вещно-правового принципа специализации для таких имущественных комплексов.

- уведомление кредиторов о намерении передать предприятие другим лицам или лицу.

2. Передача имущественного комплекса:

- составление договора купли-продажи предприятия только в письменной форме и его дальнейшее подписание обеими сторонами;

- передаются документы, собранные на подготовительном этапе;

- всё фиксируется в передаточном акте: состав предприятия, сведения об уведомлении кредиторов, данные о выявленных недостатках переданного имущества, перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты;

- регистрация договора купли-продажи предприятия.

3. Переход права собственности:

- порядок регистрации определяет Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», при этом государственная регистрация перехода права собственности, ограничений, обременений предприятия осуществляется одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности и ограничений прав и обременений всех объектов недвижимости, входящих в состав такого предприятия.

«Таким образом, для договоров купли-продажи предприятия разведен во времени переход права собственности и переход риска случайной гибели имущества. Момент подписания передаточного акта и обуславливает переход от продавца - покупателю риска случайной гибели имущества» [6].

В завершении следует отметить, что в действительности отчуждение предприятия как имущественного комплекса – это весьма дорогостоящий и долгий процесс, а потому используют более оптимальные способы передачи такого объекта гражданских прав другим лицам, а именно: посредством купли-продажи доли в юридическом лице.

Перед заключением сделок по отчуждению предприятия в формате договорной конструкции, предусмотренной параграфом 8 главы 30 части 2 ГК РФ, необходимо: - проводить комплексную экономико-правовую оценку предприятия в специализированном СРО для определения его действительной рыночной стоимости; - детально проработать, обговорить и согласовать с контрагентом схему передачи предприятия; - максимально подробно регламентировать все существенные условия покупки в тексте договора купли-продажи (сроки, состав, предмет, форс-мажоры, место передачи, суд при оспаривании сделки).

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. ст. 410.
  2. Грибанов, А. В. Предприятие как имущественный комплекс (объект права) по праву России и Германии / А.В. Грибанов. М. : «Инфотропик Медиа», 2010. - 578 с.
  3. Дарков, А. А. Особенности заключения и реализации договора купли-продажи имущественных комплексов // Закон и право. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Юнити-Дана», 2018. - №6. - С. 53-58.
  4. Михайлова, З. А. Правовое регулирование купли-продажи единого недвижимого комплекса // Вопросы российской юстиции. – Екатеринбург: УрГЮУ, 2021. - №14. - С. 272-277.
  5. Суханов, Е. А. Проблемы кодификации корпоративного и вещного права: Избранные труда 2013-2017 гг. - М. : Статут, 2018. - 496 с.
  6. Шалайки, Р. Н., Кравченко, Е. В. Договор купли-продажи предприятия // StudNet. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Электронная наука», 2020. №12. - С. 368-378.
  7. Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Карелия от 20.03.2015 г. № 33-707/2015 // Официальный сайт ВС Республики Карелия. URL: https://vs--kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1942518&delo_id=5&new=5&text_number=1 (дата обращения: 13 октября 2021 г.)
  8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 04.12.2014 по делу № 33-14934/2014 // Официальный сайт Свердловского областного суда. URL: http://oblsud.svd.sudrf.ru/ (дата обращения: 16 октября 2021 г.)
  9. Постановление 4 ААС от 16.01.2015 № 04АП-6458/14 // Официальный сайт арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/5b64c7d2-c724-4132-9053-54b226c51213 (дата обращения: 16 октября 2021 г.)
  10. Апелляционное определение 10 ААС от 01.07.2015 г. № А41-821/2015 // Официальный сайт арбитражных дел. URL: https://kad.arbitr.ru/Card/31546cf9-48e0-44f3-8639-829ec62aac3b (дата обращения: 13 октября 2021 г.)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.