Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(164)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Мальгевский И.А. ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 36(164). URL: https://sibac.info/journal/student/164/229295 (дата обращения: 04.01.2025).

ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Мальгевский Игорь Александрович

студент, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

Иванченко Елена Анатольевна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

Проблема благополучия человека и его достижения является особенно актуальной в эпоху развития правовых и социальных государств, гуманизации права, признания человека высшей ценностью. В частности, данная проблема актуальна и в Российской Федерации. Важнейшая роль в обеспечении благополучия граждан отводится государству, так как именно оно, обладая исключительными возможностями в сфере управления и принуждения, способно создать определенные условия для возникновения и поддержания «благополучия» человека и общества в целом. К таким условиям «благополучия» относится, в частности, осознание гражданами своей защищенности от преступных посягательств, а также от произвола со стороны самого государства. Но что же такое «благополучие», и какую роль и значение в его обеспечении отводится государственно-правовому регламентирования защиты личности в уголовном судопроизводстве РФ?

Если рассматривать благополучие с точки зрения его сущности для конкретного индивида, то многие ученые, такие как Р.М. Шамионов, Э. Динер, ставят благополучия в зависимость от субъективной удовлетворенности жизнью. Другие ученые, как К. Роджерс, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, А. Маслоу напрямую связывают благополучие с наиболее полной и успешной самореализацией.

Однако стоит понимать, что человек – существо социальное, и его нельзя рассматривать отдельно от общества, в котором он проживает и развивается. Постоянная коммуникация, динамика, постоянный поток информации – это то, без чего существование полноценных индивидов невозможно. На основании этого достижение счастья личного, не учитывая настроения окружающих тебя членов общество, недостижимо. Если счастлив отдельный индивид, то счастливо все общество. Благополучие индивидуальное прямопропорционально связано с благополучием общества в целом. Одинокое счастье является утопичной идеей и не имеет возможности претвориться в жизнь [4].

Некоторые авторы, например, Букина Е.Е. считают, что внешние жизненные условия и обстоятельства не обуславливают уровень благополучия в той мере, насколько благополучие определяется субъективным отношением человека к своей жизни, способностью и возможностью самореализоваться [5]. Иными словами психическое отношение человека к происходящему в его жизни, а также возможность проявить свой потенциал, достичь признания, успеха в обществе – главные факторы, обуздание которых ведет к ощущению благополучия.

Однако осуществить вышеперечисленное невозможно в условиях правового угнетения и неуважения к человеку. Человек должен ощущать свою ценность, значимость для государства, чувствовать его поддержку и защиту. Если Законодатель, словно античный философ эпохи Возрождения, одержимый идеями гуманизма и антропоцентризма, поставит человека на первое место на пьедестале общественных и государственных ценностей, то достижение благополучия многократно ускорится. Указующий перст Законодателя, направленный на совершенствование правового положения личности, ее правовой защищенности, создание благоприятных условий для комфортного проживания в конечном итоге приведет общество к процветанию и благополучию.

Исходя из того, что в настоящее время большинство передовых стран объявили фундаментальным принципом своей политики верховенство закона, а человека своей главной ценностью, что приближает в конечном итоге к достижению благополучия, то справедливыми кажутся умозаключения греческих философов, например Аристотеля, о том, если государственная система сообразуется исходя из правовых и социальных идеалов, то высшим ее стремлением должно быть достижение благополучие, и что возможно только в рамках данной системы.

Таким образом, государство не является причиной благополучия, но является фактором, исключающим все препятствия на пути достижения индивидом благополучия, и обеспечивающим доступ к нему, ставя личность, ее права, интересы и свободы во главу своей политики и всех механизмов управления.

Если рассматривать законодательство России, то, исходя из Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что личность и ее благополучие занимают первостепенную роль в государственно-правовом регулировании. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, вследствие чего становится очевидно, что благополучие граждан в РФ – важнейшее стремление государства. Продолжая говорить о благополучии, стоит заметить, что Россия, согласно ст. 7 Конституции РФ, является государством социальным. Это означает, что политические устремления нашей страны направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Если говорить о более конкретных проявлениях политики правового и социального государства, стремящихся к благополучию своих граждан, то невозможно отметить то обстоятельство, что личность никогда не будет чувствовать себя удовлетворенной и способной свободно самореализоваться, если она не будет чувствовать, что государство не только закрепляет ее права, но еще и гарантирует, и защищает их. В связи с этим огромную роль имеет обеспечение защиты прав личности в уголовном судопроизводстве для тех, кому требуется эта защита, то есть тем, чьи права и законные интересы находятся под угрозой преступного посягательства, а также даже тем, кто эти преступления совершил.

В целом Основной закон РФ предусматривает ряд статей, гарантирующих защиту личности в уголовном процессе. Право на защиту каждого, кто подвергся уголовному преследованию, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации в статьях 17, 45, 46, 48, 123. Порядок реализации данного конституционного права определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, при применении норм которого должны учитываться правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме этого, защите в уголовном судопроизводстве посвящено отдельное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве».

Ключевым положением, обеспечивающим права, интересы и свободы человека в российской действительности, является закрепленной в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту.

Гарантией интересов и прав потерпевшего от преступных посягательств справедливо рассматривать содержание ст. 52 Конституции РФ и ч. 1 ст. 6 УПК РФ. Статья 52 определяет начала и основные компоненты защиты потерпевших: 1) защита прав потерпевших предоставляется не только от преступлений, но и от злоупотреблений властью; 2) доступ к справедливому правосудию, которое обеспечивается государством; 3) возможность компенсации причинённого физического, морального и материального ущерба.

Часть 1 статьи 6 УПК РФ определяет одной из ведущих целей уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших прав от преступлений. Данные гарантии позволяют судить о том, что законодатель обещает направить все силы на то, чтобы не только оградить личность от преступлений, но и в установленном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав.

Вторая сторона преступления – подозреваемый, обвиняемый, также нуждаются в защите, ведь, становясь участником уголовного дела, он сталкивается серьезной проблемой ограничения его прав и свобод в виду грозящей ему уголовной ответственности. Поэтому важно обеспечить справедливость, законность, объективность уголовно-процессуальной деятельности и законодательства, не позволяя случиться произволу.

Во исполнение вышеизложенных тезисов законодатель закрепляет защиту личности одной из своих целей в уголовном судопроизводстве, гарантирует подозреваемому, обвиняемому государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), предоставляя ему в рамках правового поля и закона защищать свои права и свободы всеми способами (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Кроме этого, учитывая тот факт, что априори подозреваемый(обвиняемый) не владеет юридическими знаниями, позволившими ему наиболее успешно отстаивать свои права, законодатель позаботился о том, чтобы ему было обеспечено право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Также стоит отметить, что данными положениями обеспечивается процессуальное право на защиту, что является более широким по смыслу, чем судебная защита. Если судебная защита связана исключительно с разрешением уголовного дела уполномоченным на то беспристрастным органом правосудия, то право на защиту предполагает защиту от необоснованного обвинения, осуждения, а также включает в себя те права, которые обвиняемый лично или с помощью своего защитника реализует в досудебных и судебных стадиях, например, представление доказательств, заявление ходатайств и отводов и т.д.

Кроме подозреваемы, обвиняемых и потерпевших, существуют и иные лица, так или иначе участвующие в уголовном процессе, что связано также с ограничением их прав. Однако, как и любые иные ограничения прав в правовом государстве, они должны быть вызваны острой необходимостью и должны быть строго мотивированы. И допускаются лишь в той мере, в какой этого требует следственная ситуация для наиболее эффективного разрешения расследования. В случае нарушения или необоснованного ограничения прав и свобод индивида последний вправе требовать судебной защиты, приносить жалобы на действия и решения органов расследования и суда. Право на обжалование действий и решений органов уголовного преследования и суда предоставлено лицам, не являющимся участниками уголовного судопроизводства, если производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ст. 125 УПК РФ).

Возможность для участников уголовного судопроизводства защитить свои права, а также наличие гарантии этой защиты подчеркивают центральное место интересов личности в государстве. Сфера жизни общества, где возможно ограничение прав и свобод человека, требует детального и скрупулезного правового регулирования через призму гуманизма, законности и справедливости. Поддержка и уважение со стороны такого мощнейшего и организующего механизма как государство позволяет личности развиваться, самовыражаться и не отвлекаться на борьбу с факторами, затрудняющими комфортное и достойное существование граждан, такими как, произвол, страх перед необоснованным и жестоким государственным принуждением, недоверие к судебной системе. Пытаясь максимально исключить данные препятствия в жизни людей, а также укрепляя законность и ориентированность на соблюдение прав и свобод людей, государство создает необходимые условия для достижения благополучия, как для каждого индивида в частности, так и для общества в целом.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 20.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/;
  3. О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 // Российская газета. 2012. № 156;
  4. Булкина Е.Е. Правовая деалиенация как основа благополучия человека // Векторы благополучия: экономика и социум. М. 2015. 3 с.
  5. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». // Мысль // М. 1991. 169 с.

Оставить комментарий